Контрольная работа по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.

Содержание

Тема 1 Рынок труда, заработная плата 3
1. Рынок труда и особенности его функционирования. 3
2. Рабочая сила ее стоимость. 6
3. Понятие безработица виды и формы. 12
Тема 2 Рынок природных ресурсов и их цена 20
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности. 20
2 Экономическая рента и ее виды 23
3 Цена земли 24
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент 27
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала 27
2 Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал" 30
Тема 4. Рынок ценных бумаг 32
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа 32
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг 37
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 40
Тема 5 совокупный спрос и совокупное предложение. макроэкономическое равновесие 43
1. Совокупный спрос 43
2. Совокупное предложение 46
3. Макроэкономическое равновесие 49
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение 52
1. Макроэкономическое регулирование 52
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода 57
3. Налоги 59
4 Государственный бюджет 62
5. Доходы населения и уровень жизни 67
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период 70
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов 70
2 Экономические реформы 73
Список использованных источников 75

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - гигаконтрольная.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Земельный налог платят юридические и физические лица, которым  земельные участки предоставлены  во владение, пользование, либо являются их собственностью. Юридические лица уплачивают налог с 1 га сельхозугодий по ставкам, дифференцируемым в зависимости от качества земли в соответствии с ее оценкой по земельному кадастру, физические лица — со всей площади своего участка.

К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.

Основные косвенные  налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Налог на добавленную  стоимость уплачивают юридические  лица, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица. Объектом обложения  является стоимость, которую предприятия добавляют к стоимости сырья, материалов или товаров при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг. Ставки налога обычно дифференцированы.

Акцизы — налог, устанавливаемый  на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые по специфике своих свойств имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими облагаются винно-водочные, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д. Плательщиками являются юридические и физические лица, производящие товары и выполняющие услуги, на которые установлены ставки акцизов. Объектом обложения является выручка, полученная от реализации произведенной продукции. Ставки акцизов дифференцированы по видам товаров.

 

Таможенные пошлины  взимаются таможнями с товаров, перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Различают ввозные, вывозные и транзитные таможенные пошлины. Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров, либо в абсолютном размере на единицу облагаемого товара.

По принципам построения различают пропорциональные (ставка остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика) и прогрессивные (ставки возрастают по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.

В зависимости от характера  использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие  поступают в казну государства  и используются для общегосударственных  нужд, специальные имеют строго определенное назначение, например чрезвычайный налог, взимаемый в Республике Беларусь, направляется на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Различают также государственные  и местные (муниципальные) налоги. Первые взимаются правительством и поступают в центральный бюджет, вторые — местными органами власти и пополняют местные бюджеты.

При построении налоговой  системы необходимо учитывать зависимость  между налоговыми ставками и объемом  налоговых поступлений в государственную  казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. 5.1).

Согласно кривой Лаффера  при ставке r = 0 налоговые поступления  равны нулю. По мере возрастания  ставки налога они увеличиваются. При  ставке r0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R0. Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений. Это объясняется тем, что чрезмерно высокие налоговые ставки сдерживают развитие производства, что сужает базу налогообложения (уменьшается величина национального дохода, облагаемая налогом). При ставке налога, равной 100 %, производство становится бессмысленным.

Проблема заключается  в том, что правильно определить величину r0 чрезвычайно трудно. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна быть выше 50 %.

 

4 Государственный бюджет

Понятие. Принципы настроения. Основные статьи доходов  и расходов. Бюджетный дефицит. Способы  покрытия бюджетного дефицита

 

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный  бюджет. Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В  странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные  бюджеты. В государствах с федеральным  устройством существует еще промежуточное  звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

В центральном бюджете  концентрируется основная часть  денежных средств государства, которые  используются для финансирования общегосударственных  нужд. Расходная и доходная части  его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных  органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом  построения бюджета является принцип  единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором  объединены все государственные  расходы и доходы. В последнее  время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в  создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие  функции: распределительную (через  госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику).

Обычно бюджет государства  составляется на год. В ряде стран  сроки бюджетного года не совпадают  с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США — с 1 октября.

Расходы и доходы бюджета. Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета  они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном  порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные  налоги, как правило, находятся в  распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды.

Во многих странах  при составлении бюджетов закладывается  превышение расходов над доходами, что делает государственные займы  вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к  рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Бюджетный дефицит. Это  та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его  доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления  крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

Различают структурный  и циклический дефицит. Структурным  называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой — к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2—3 % от ВНП.

Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов, что приводит к  росту государственных доходов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов.

Использование первого  варианта приведет к снижению деловой  активности, стимулов к труду, второго  — к инфляции. Поэтому в странах  с рыночной экономикой выбирают, как  правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.

Существуют разные точки  зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции. Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку.

Сторонники второй концепции  полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется.

Третья концепция —  концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что  главной целью государственных  финансов является обеспечение макроэкономического  равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

В условиях формирования рыночной экономики бюджеты государств СНГ дефицитны. Правительствами  предпринимаются определенные меры для уменьшения бюджетного дефицита, направленные прежде всего на сокращение расходов государства, ибо возможности увеличения доходов ограничены.

Государственный долг. Бюджетный  дефицит порождает государственный  долг. Государственный долг — это  сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Информация о работе Контрольная работа по экономической теории