Контрольная работа по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.

Содержание

Тема 1 Рынок труда, заработная плата 3
1. Рынок труда и особенности его функционирования. 3
2. Рабочая сила ее стоимость. 6
3. Понятие безработица виды и формы. 12
Тема 2 Рынок природных ресурсов и их цена 20
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности. 20
2 Экономическая рента и ее виды 23
3 Цена земли 24
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент 27
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала 27
2 Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал" 30
Тема 4. Рынок ценных бумаг 32
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа 32
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг 37
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 40
Тема 5 совокупный спрос и совокупное предложение. макроэкономическое равновесие 43
1. Совокупный спрос 43
2. Совокупное предложение 46
3. Макроэкономическое равновесие 49
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение 52
1. Макроэкономическое регулирование 52
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода 57
3. Налоги 59
4 Государственный бюджет 62
5. Доходы населения и уровень жизни 67
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период 70
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов 70
2 Экономические реформы 73
Список использованных источников 75

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - гигаконтрольная.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Различают внутренний и  внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

По мнению экономистов, бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что негативно сказывается на развитии экономики; при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые “неудобны” заемщику; большой внешний долг снижает международный авторитет страны. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по таким показателям, как доля внешнего долга в ВНП; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25 %.

При внутреннем долге  не происходит “утечки” товаров и  услуг за границу, однако и он вызывает целый ряд серьезных проблем. Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство  в доходах, ибо государственные  ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все. Во-вторых, чтобы погашать долг, выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что снижает стимулы к инвестициям, а значит, замедляет развитие экономики. Кроме того, повышение налоговых ставок может вызвать социальную напряженность в обществе. В-третьих, выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов. И наконец, в-четвертых, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.

Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга  — важнейшая макроэкономическая задача, стоящая перед странами СНГ.

 

 

5. Доходы населения и уровень жизни

Классификация доходов. Дифференциация доходов. Кривая лоренса и коэффициент джини. Номинальный доход. Реальный доход. потребительская корзина. Понятие "уровень  жизни"

 

Доходы — сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Доход выступает как доля класса, социальной группы или отдельной личности в произведенном продукте. Чем больше продукт, тем больше доход. На величину доходов оказывают влияние размер заработной платы, владение собственностью, динамика цен, степень насыщенности рынка товарами

Выделяют три главных  источника денежных доходов: 1)  заработную плату;  2)  доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); 3)  социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).

В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения  используется так называемая кривая Лоренца (рис. 6). Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

Рис. 6. Кривая Лоренца

 

Соединение долей в  суммарном доходе для различного процента семей даст нам кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов.

Теоретическую возможность  абсолютного равенства в распределении  доходов, когда 20 % семей располагают 20 % совокупного дохода, 40 % — 40 % дохода и т.д., отражает прямая АР. Разрыв между  линией абсолютного равенства АР и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Следует отметить, что  денежный доход после вычета налогов  и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.

Количественно степень  неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ABC (см. рис. 17). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27—0,33.

К причинам неравенства  в распределении доходов прежде всего относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, личные связи, несчастья и дискриминация.

Различают номинальные  и реальные доходы. Первые характеризуют  сумму доходов, получаемых населением, вторые — стоимость реально потребляемых населением благ или количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода. Располагаемый доход — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Реальные доходы отличаются от номинальных прежде всего на сумму налогов и иных обязательных выплат, а также на стоимость благ, получаемых за счет социальных фондов. Первые уменьшают реальные доходы по отношению к номинальным, вторые — увеличивают. Реальные доходы также зависят от уровня цен. Если цены на потребительские блага растут быстрее, чем номинальные доходы, то реальные доходы будут снижаться.

Величина доходов и  их распределение по группам населения определяют уровень жизни.

Уровень жизни  — обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества. Эта степень выражается системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени, жилищными условиями, развитием образования, здравоохранения и культуры. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей: 1)  рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; 2)  санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4)  жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения; 8)  стоимость жизни и потребительские цены;  9)  транспортные средства; 10)  организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12)  свобода человека.

Уровень жизни можно  рассматривать как для населения  в целом, так и для отдельных  групп населения. Первый называется глобальным уровнем, а второй — дифференцированным уровнем.

С проблемой неравенства  тесно связан вопрос о бедности. Как определить, беден человек или нет? Для этого разработан такой показатель, как черта бедности. Черта бедности отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни.

Для борьбы с бедностью  государством предпринимаются такие  меры, как расширение программ по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, распространение системы социального обеспечения на более широкие слои населения, а также оказание помощи тем, кто не может себя содержать (финансирование так называемых программ по поддержанию дохода).

 

 

 

 

Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период

 

1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов

Основные направления  преобразований плановой системы. Формирование реальных рыночных отношений. Становление  рыночной инфраструктуры в переходный период

 

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Однако все эти попытки не шли дальше совершенствования существующей административно-командной системы. В итоге экономическая ситуация не улучшалась, а, напротив, еще более осложнялась по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы  была связана по крайней мере с  двумя негативными явлениями. Во-первых, с ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых средств включались лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике приближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморегулирования не работали из-за формального существования товарно-денежных отношений и централизованного, директивного планирования.

Во-вторых, для командной  экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, продемонстрировавший свои положительные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. Централизованное же, тотальное планирование подавляло хозяйственную инициативу, и, как результат, страны с плановой экономикой начали резко отставать от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это и обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики. Причем требовался новый, качественно иной подход, затрагивающий саму основу административно-командной системы. В самом деле, если страна располагает значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом, но нет нужных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе, в механизме ее функционирования.

Отсюда следует, что  переход от неэффективной административно-командной системы к эффективной может основываться на изменении всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны всего два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного регулирования. Следовательно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.

Процесс становления  современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается, в связи с чем изменения, происходящие  в переходной  экономике,   являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Особенности функционирования переходной экономики. Специфика переходной экономики как "смешанной", структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.

Первая особенность  связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Сочетание этих задач  определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие  стратегические направления и тактические  пути их решения.

1. Разгосударствление экономики и приватизация. Разгосударствление и приватизация будут способствовать созданию жизнеспособных, хорошо управляемых предприятий, задействованию хозяйственной мотивации и предприимчивости широких слоев населения.

2.  Структурная перестройка отраслей и предприятий. Призвана преодолеть сложившуюся за прошлые  десятилетия  структурную  несбалансированность экономики и создать структуру, адекватную реальным потребностям общества,  базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка.

3.  Осуществление финансовой стабилизации экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жесткой денежно-кредитной политики с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса рубля.

4.  Демонополизация  экономики,   являющаяся важнейшей предпосылкой развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияние и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, стимулирование импорта такой продукции и др.

Информация о работе Контрольная работа по экономической теории