Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:25, контрольная работа
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.
Тема 1 Рынок труда, заработная плата 3
1. Рынок труда и особенности его функционирования. 3
2. Рабочая сила ее стоимость. 6
3. Понятие безработица виды и формы. 12
Тема 2 Рынок природных ресурсов и их цена 20
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности. 20
2 Экономическая рента и ее виды 23
3 Цена земли 24
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент 27
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала 27
2 Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал" 30
Тема 4. Рынок ценных бумаг 32
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа 32
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг 37
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 40
Тема 5 совокупный спрос и совокупное предложение. макроэкономическое равновесие 43
1. Совокупный спрос 43
2. Совокупное предложение 46
3. Макроэкономическое равновесие 49
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение 52
1. Макроэкономическое регулирование 52
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода 57
3. Налоги 59
4 Государственный бюджет 62
5. Доходы населения и уровень жизни 67
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период 70
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов 70
2 Экономические реформы 73
Список использованных источников 75
Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
По мнению экономистов, бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что негативно сказывается на развитии экономики; при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые “неудобны” заемщику; большой внешний долг снижает международный авторитет страны. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по таким показателям, как доля внешнего долга в ВНП; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25 %.
При внутреннем долге не происходит “утечки” товаров и услуг за границу, однако и он вызывает целый ряд серьезных проблем. Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, ибо государственные ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все. Во-вторых, чтобы погашать долг, выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что снижает стимулы к инвестициям, а значит, замедляет развитие экономики. Кроме того, повышение налоговых ставок может вызвать социальную напряженность в обществе. В-третьих, выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов. И наконец, в-четвертых, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.
Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга — важнейшая макроэкономическая задача, стоящая перед странами СНГ.
5. Доходы населения и уровень жизни
Классификация доходов. Дифференциация доходов. Кривая лоренса и коэффициент джини. Номинальный доход. Реальный доход. потребительская корзина. Понятие "уровень жизни"
Доходы — сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Доход выступает как доля класса, социальной группы или отдельной личности в произведенном продукте. Чем больше продукт, тем больше доход. На величину доходов оказывают влияние размер заработной платы, владение собственностью, динамика цен, степень насыщенности рынка товарами
Выделяют три главных источника денежных доходов: 1) заработную плату; 2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); 3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).
В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется так называемая кривая Лоренца (рис. 6). Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.
Рис. 6. Кривая Лоренца
Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст нам кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов.
Теоретическую возможность
абсолютного равенства в
Следует отметить, что денежный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.
Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ABC (см. рис. 17). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27—0,33.
К причинам неравенства в распределении доходов прежде всего относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, личные связи, несчастья и дискриминация.
Различают номинальные и реальные доходы. Первые характеризуют сумму доходов, получаемых населением, вторые — стоимость реально потребляемых населением благ или количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода. Располагаемый доход — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Реальные доходы отличаются от номинальных прежде всего на сумму налогов и иных обязательных выплат, а также на стоимость благ, получаемых за счет социальных фондов. Первые уменьшают реальные доходы по отношению к номинальным, вторые — увеличивают. Реальные доходы также зависят от уровня цен. Если цены на потребительские блага растут быстрее, чем номинальные доходы, то реальные доходы будут снижаться.
Величина доходов и их распределение по группам населения определяют уровень жизни.
Уровень жизни — обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества. Эта степень выражается системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени, жилищными условиями, развитием образования, здравоохранения и культуры. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей: 1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) транспортные средства; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) свобода человека.
Уровень жизни можно
рассматривать как для
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Как определить, беден человек или нет? Для этого разработан такой показатель, как черта бедности. Черта бедности отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни.
Для борьбы с бедностью государством предпринимаются такие меры, как расширение программ по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, распространение системы социального обеспечения на более широкие слои населения, а также оказание помощи тем, кто не может себя содержать (финансирование так называемых программ по поддержанию дохода).
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
Основные направления преобразований плановой системы. Формирование реальных рыночных отношений. Становление рыночной инфраструктуры в переходный период
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Однако все эти попытки не шли дальше совершенствования существующей административно-командной системы. В итоге экономическая ситуация не улучшалась, а, напротив, еще более осложнялась по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.
Неэффективность функционирования
административно-командной
Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, продемонстрировавший свои положительные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. Централизованное же, тотальное планирование подавляло хозяйственную инициативу, и, как результат, страны с плановой экономикой начали резко отставать от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.
Все это и обусловило
необходимость глубокого
Отсюда следует, что
переход от неэффективной административно-
Процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается, в связи с чем изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Особенности функционирования переходной экономики. Специфика переходной экономики как "смешанной", структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.
Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.
Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.
Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие стратегические направления и тактические пути их решения.
1. Разгосударствление экономики и приватизация. Разгосударствление и приватизация будут способствовать созданию жизнеспособных, хорошо управляемых предприятий, задействованию хозяйственной мотивации и предприимчивости широких слоев населения.
2. Структурная перестройка отраслей и предприятий. Призвана преодолеть сложившуюся за прошлые десятилетия структурную несбалансированность экономики и создать структуру, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка.
3. Осуществление финансовой стабилизации экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жесткой денежно-кредитной политики с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса рубля.
4. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияние и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, стимулирование импорта такой продукции и др.
Информация о работе Контрольная работа по экономической теории