Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:25, контрольная работа
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.
Тема 1 Рынок труда, заработная плата 3
1. Рынок труда и особенности его функционирования. 3
2. Рабочая сила ее стоимость. 6
3. Понятие безработица виды и формы. 12
Тема 2 Рынок природных ресурсов и их цена 20
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности. 20
2 Экономическая рента и ее виды 23
3 Цена земли 24
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент 27
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала 27
2 Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал" 30
Тема 4. Рынок ценных бумаг 32
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа 32
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг 37
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 40
Тема 5 совокупный спрос и совокупное предложение. макроэкономическое равновесие 43
1. Совокупный спрос 43
2. Совокупное предложение 46
3. Макроэкономическое равновесие 49
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение 52
1. Макроэкономическое регулирование 52
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода 57
3. Налоги 59
4 Государственный бюджет 62
5. Доходы населения и уровень жизни 67
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период 70
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов 70
2 Экономические реформы 73
Список использованных источников 75
С 1.07.2006г. вступил в силу Закон "О занятости населения Республики Беларусь".
Закон дополнен рядом новых статей: о праве граждан на выбор профессии; профессиональную подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами Республики Беларусь; на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения.
В перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости, включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние).
В соответствии с Законом срок нахождения в органах государственной службы занятости населения в качестве безработного ограничен тремя годами.
В Законе предусмотрено обеспечение трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости.
Изменен порядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначается пособие по безработице сроком на один год (при стаже работы у мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года и более) и за два года - при ликвидации организации. Право решения о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органам государственной службы занятости и осуществляется только в случаях отсутствия возможностей их трудоустройства и с их согласия. При этом выплата пенсий (до наступления пенсионного возраста) будет производиться не из средств Фонда социальной защиты населения, а из средств государственного фонда содействия занятости.
И еще одно важное дополнение. Статья 16 "Участие профсоюзов в содействии занятости населения" дополнена пунктом, предоставляющим право местным исполнительным и распорядительным органам по предложению службы занятости приостанавливать на срок до шести месяцев решение о массовом высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года с финансированием данных мероприятий за счет местных бюджетов и средств государственного фонда содействия занятости.
Тарифная система представляет собой совокупность ставок заработной платы (тарифных ставок, должностных окладов) и условий их приме нения для оплаты труда работников (классификаторов профессий, условий труда, различного рода перечней и т.п.). В рыночных моделях экономики тарифные системы обычно устанавливаются в ходе переговорного процесса между работодателями и наемными работниками и представляют собой согласованные на определенный период времени гарантированные условия оплаты за выполнение трудовых обязанностей (нор труда) в течение какой-либо единицы рабочего времени (часа, дня, недели, месяца и т.п.). В настоящее время они являются наиболее распространенными формами существования цены рабочей силы.
Как элемент организации заработной платы наемных работнике тарифные системы возникли далеко не сразу, а в процессе длительно: и непростого развития отношений между работниками и работодателями. В ходе этого процесса работники стремились добиться равных условий оплаты за работу одинаковой сложности независимо от пол: возраста, национальности, религиозных воззрений, политически убеждений, то есть стремились добиться равной оплаты за равный труд;
Такое стремление работников далеко не всегда соответствовав экономическим и другим интересам работодателей, особенно ест иметь в виду их различное экономическое положение, желание максимизировать Прибыль и минимизировать издержки на оплату труда и различную отраслевую принадлежность и техническую вооруженность. Их интересам, особенно на начальных стадиях развития отношений наемного труда, более соответствовало установление не общих, а индивидуальных для каждого наемного работника условий оплат: труда.
Система оплаты труда в Республике Беларусь основана на республиканской тарифной системе труда, составными частями которой являются: Единая тарифная сетка (ЕТС), единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные ставки и оклады.
Единая тарифная сетка была утверждена 23.03.2001 г. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» и рекомендована для предприятий, организаций и предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности.
В отраслях бюджетной сферы дифференциация оплаты труда работников осуществляется по квалификационному категорированию по 23 разрядам Единой тарифной сетки. Применяемая ныне тарифная сетка в большей степени чем предыдущая, учитывает сложность труда, профессионализм и деловые качества работников. Так, можно выделить несколько квалификационных групп работников в ETC.
Тарифная сетка характеризует квалификационные и профессиональные различия между работниками. Цена рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для восстановления умственной и физической энергии работника создающего товар или услугу. В свою очередь, рабочее время, затрачиваемое на производство благ, характеризуется уровнем производительности и интенсивности труда. На их уровень оказывают влияние различные факторы: технический уровень производства, улучшение организации производства, труда, управления и Т.п. Производительность труда характеризуется затратами рабочего времени на производство единицы продукции. Интенсивность труда отражает степень напряженности труда в процессе производства и определяется расходом физической и нервной энергии работающего в единицу времени. [2, с.80]
Тарифно-квалификационные справочники
представляют собой сборники тарифно-квалификационных
характеристик профессий и
Определение тарифной, то есть гарантированной заработной платы каждому работнику с введением единой тарифной системы значительно упрощено. Она находится в прямой зависимости от установленного минимума заработной платы для первого разряда для всех категорий работающих, тарифного коэффициента. С увеличением минимума заработной платы соответственно изменяются тарифные коэффициенты. Тарифные коэффициенты, предусмотренные ЕТС по ее разрядам, рассчитаны исходя из установленных Постановлением кабинета Министров Республики Беларусь межразрядных соотношений тарифных коэффициентов и выражают отношение тарифной ставки данного разряда к ставке первого разряда. Коэффициент первого разряда равен единице, а коэффициенты высших разрядов увеличиваются относительно первого разряда.
Однако, в зависимости от форм заработной платы применяемой субъектом хозяйствования или их сочетания, в Республике Беларусь существует еще множество систем оплаты труда.
Номинальная заработная плата выражается в деньгах, которые работники получают за свой труд. Реальная заработная плата представлено количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги. Изменение реальной заработной платы рассчитывается с помощью индекса, который определяется отношением прироста номинальной зарплаты к приросту потребительских цен.
Выделяют реальную и номинальную заработную плату.
Изменение реальной заработной платы рассчитывается с помощью индекса, который определяется отношением прироста номинальной зарплаты к приросту потребительских цен:
Реальная зарплата = Номинальная зарплата* Индекс Потребительских цен
При росте цен на товары и услуги, которыми пользуется наемный работник, реальное количество купленных материальных и нематериальных благ будет меньше. Поэтому в условиях инфляции при неизменной заработной плате реальные доходы работника будут снижаться.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.
Натурально-вещевая структура минимального потребительского бюджета формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин. Стоимостная величина минимального потребительского бюджета определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих товаров и услуг. Исчисление минимального потребительского бюджета осуществляется государственными органами с учетом предложений профсоюзов, объединений потребителей и других общественных объединений.
Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в республике.
Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов человека или семьи на:
питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты;
одежду, белье, обувь;
лекарства, предметы санитарии и гигиены;
мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственногоназначения;
жилье и коммунальные услуги;
культурно-просветительские мероприятия и отдых;
бытовые услуги, транспорт, связь;
содержание детей в дошкольных учреждениях.
3. Понятие безработица виды и формы.
Государственное регулирование безработицы. Понятие безработицы ее виды и причины возникновения государственные меры преодоления дисбаланса на рынке рабочей силы
Безработица в общетеоретическом плане представляет собой отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несоответствие, она присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества.
Под безработицей часто подразумевают безвозвратные потери людских ресурсов, которые можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности общества. В то же время она может означать исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная социальная проблема[1, c.550].
В соответствии с периодами деловых циклов уровень безработицы в любой стране колеблется в широких пределах. Безработица возрастает во время спадов и уменьшается в периоды подъемов.
Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий[1, c.553].
Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы[1, c.557].
Однако такие общие определения не гарантируют одинаковых методов определения и измерения безработицы в разных странах. Расчеты могут различаться в зависимости от возрастных пределов для лиц, входящих в рабочую силу, установленного времени на поиск работы, критерии поиска работы, порядка статистической обработки данных о количестве людей, временно отстраненных от работы и ожидающих возвращения на свое рабочее время, а также определения лиц, ищущих работу впервые. В одних странах опираются на обследования домашних хозяйств, в других – на данные по социальному страхованию, в третьих – на данные официальной статистики.
Под безработицей обычно понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении. Безработицу необходимо рассматривать с различных точек зрения, выясняя наиболее важные понятия, ее характеризующие. С этих позиций ее изучение осуществляется в следующем порядке: статус безработного; уровень безработицы; распространенность безработицы и движение безработных; продолжительность безработицы; типы безработицы.
Безработным, по методологии
Международной организации
В соответствии с методикой государственной службы занятости Республики Беларусь, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:
Информация о работе Контрольная работа по экономической теории