Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций
Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• принимают участие в заключении между республикой и государством пребывания международных договоров по вопросам внешней торговли и осуществляют наблюдение за их выполнением;
• изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и дают соответствующую информацию в МИД РБ;
• содействуют выполнению международных программ специализации и кооперирования производства.
АННОТАЦИЯ
В разных странах существуют различные приоритеты во внешнеэкономической сфере, и это находит отражение в структуре аппарата государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Основным министерством, регулирующим внешнюю торговлю в США, является Министерство торговли, в Великобритании — Министерство торговли и промышленности, в Японии — Министерство внешней торговли и промышленности. Главное направление работы всех этих министерств — обеспечить сбалансированное развитие промышленности, внутренней и внешней торговли.
Высшими органами управления
внешнеэкономической
Торгово-промышленная палата Республики Беларусь является общественной организацией, содействующей развитию внешней торговли республики.
11. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11.1. Свободная торговля и протекционизм
Регулирование внешнеэкономической
деятельности предполагает использование
комплекса экономических и
В экономической теории и практике нет однозначного ответа на вопрос о том, какова должна быть степень регулирования внешней торговли. В XVI-XVIII вв. преобладал меркантилистический подход, сторонники которого проповедовали политику протекционизма. Считалось, что в интересах каждой нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и всячески ограничивать импорт. К концу XVIII в. меркантилизм сменило фритредерство. Сторонники данной позиции в международной торговле утверждали, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран допустить полную свободу торговли.
Основоположником принципов свободной торговли (от англ. слов free trade — свободная торговля) является классик английской политэкономии Адам Смит. В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он опровергает господствовавшую в то время теорию о том, что источник богатства — это деньги и драгоценные металлы. Он последовательно выступал против позиции меркантилистов в международной торговле, суть которой в необходимости «много
продавать и мало покупать».
Меркантилисты источником богатства
признавали не производство, а сферу
обращения и обосновывали всемерное
ограничение импорта с помощью
протекционизма. А. Смит утверждал, что
источник богатства — труд, а
способ повышения эффективности
труда — стимулирование разделения
труда, которое можно обеспечить
свободным переливом произ
"^ Учение А. Смита
о свободе торговли было
Практика международной торговли свидетельствует о том, что когда прежде изолированные страны начинают торговать, они получают большую выгоду, чем давно торгующие друг с другом государства. Так, в 50-х гг. XIX в. Япония пошла на увеличение экспорта шелка и чая в обмен на поставки риса и промышленных товаров. В результате цены на шелк и чай в Японии подскочили и их производители оказались в выигрыше, в то время как изменения цен на мировом рынке практически не наблюдалось.
Свобода торговли является основополагающим принципом теории и практики рыночной экономики и обладает рядом преимуществ. Прежде всего она позволяет странам специализироваться именно в той сфере, в которой они имеют предпочтения экономического, географического, природного и иного характера. Так, Япония, США, Германия обладают 'преимуществом в производстве товаров, которое требует высокого технического потенциала и уровня квалификации: производство автомобилей, аудиовизуальных товаров, бытовой электротехники. В страны третьего мира переместилась текстильная, кожевенная, целлюлозно-бумажная промышленность.
Создание массового
наблюдается рост экономического развития всех стран, включившихся в международное разделение труда.
Однако уровень развития стран не может быть равным и совершенной конкуренции не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют такие аргументы, как:
• временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать
и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;
• введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;
• протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить
развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы.
Доводы в защиту протекционизма
высказывались еще в 1791 г. Александром
Гамильтоном в «Докладе о состоянии
обрабатывающей промышленности». Протекционистские
меры использовались в Америке после
Гражданской войны для
компьютерной техники.
В то же время протекционистские меры могут использоваться как орудие экономического и политического давления на другие страны, чтобы добиться уступок в конкурентной борьбе и торговых переговорах, или как один из методов торговой дискриминации отдельных государств.
Протекционизм может быть
и вреден для национальной промышленности,
особенно при долгосрочном использовании.
Он уничтожает дух конкуренции, в
некоторых случаях снижает
Развитие электроники
в Бразилии — классический пример
неудачного использования
Следовательно, необходимо найти оптимальное соотношение между свободной торговлей и использованием протекционизма.
11.2. Тарифные методы
ГАТТ/ВТО не запрещает защиту национальной экономики. В случае необходимости такой защиты, согласно принципам ГАТТ/ВТО, она должна основываться в целом на таможенных тарифах, а не на иных коммерческих мерах. Целью этого правила также является четкое определение объема защиты и сведение к минимуму связанного с ней искажения торговли.
В течение всех восьми раундов переговоров ГАТТ вопрос о сокращении тарифов был одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний уровень составлял около 40 %. В итоге работы шестого «Кеннеди раунда» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время «Токио раунда» (1973-1979 гг.) — на 33 % на промышленные товары. В результате этого сокращения в промышленно развитых странах тариф на готовую продукцию составил 4,7 %. Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель сокращения тарифов на 30 %.
Несмотря на снижение таможенных
тарифов, роль их в регулировании
внешнеэкономической
Виды таможенных пошлин, используемые в международной практике, рассмотрены в главе 9.
Таможенные тарифы могут
быть одноколонными, т. е. иметь единую
ставку для одного товара или товарной
группы, и многоколонными, когда
установлены две и более
В Республике Беларусь применяются как адвалорные, так и специфические, и комбинированные Таможенные пошлины (пример в табл.11.1).
Таблица 11.1 Таможенные пошлины, применяемые к импортным товарам
Классификация товара по ТН ВЭД |
Краткое наименование товара |
Ставка пошлины, (в процентах от таможенной стоимости либо в ЕВРО за единицу товара) |
070110000 Картофель свежий
или охлаж- Беспошлинно денный
семенной 0805 20 Мандарины 0,03 ЕВРО
за 1 кг 8526 Аппаратура радиолокационная
и 20 % радиоаппаратура |
Исследования зарубежных
экономистов показали, что следствием
любой таможенной защиты является снижение
совокупного благосостояния нации.
Использование таможенного
'ухудшает потребительские
возможности. Покупатель
для государства, потребителя и производителя.
Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:
s- • при действительном
ограничении импорта и
• при проведении тщательного
анализа и избирательной