Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций
Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственные закупки выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на развитие и экономический рост страны. Они финансируются из средств государства и всегда являются компонентом программы государственных расходов. Их применение может обеспечивать развитие сектора здравоохранения, образования, способствовать модернизации инфраструктуры, организации новой информационной технологии. Неэффективные закупки вызывают дополнительные расходы через высокие цены, приобретение оборудования низкого качества, задержку в реализации проектов, неблагоприятные для покупателя условия контракта.
Государственные закупки
узаконены в праве США, крупнейших
стран Западной Европы, Японии. Правовые
нормы в большинстве стран
предусматривают преимущественную покупку
товаров национального произ
Во время переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ 15 апреля 1994 г. 22 государства подписали соглашение по государственным закупкам. Оно вступило в силу 1 января 1996 г. Основные принципы соглашения состоят в том, что госзакупки должны осуществляться на основе правил о национальном режиме и недискриминации. Это означает, что иностранные поставщики должны действовать на тех же условиях, что и национальные.
На практике выделяют два
основных направления развития системы
регламентирования
Нетарифные ограничения могут быть заложены и в механизме платежей. Внешне они выглядят как инструменты валютно-финансовой политики страны, но часто преследуют торгово-экономические цели. Так, маневрируя валютным курсом, правительство страны может значительно воздействовать на экспортные и импортные цены товаров. Снижение курса валюты ведет к «удешевлению» национальных товаров и одновременно делает более дорогими импортные товары, затрудняя их реализацию на внутреннем рынке этой страны.
Система импортных депозитов
также применяется как
ИМПОРТНЫЙ ДЕПОЗИТ— это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара.
Размер залога зависит
от стоимости сделки. Импортер не получает
по депозиту проценты и по истечении
нескольких месяцев сумма залога
возвращается ему. Протекционистское
значение импортных депозитов состоит
в том, что они увеличивают
издержки импортера по совершаемой
операции и повышают цены импортного
товара. Кроме того, импортные депозиты
означают предоставление беспроцентного
кредита банку. Менее заметно
их воздействие на экономику и
внешнюю торговлю страны в замораживании
и изъятии из обращения на определенный
срок значительных денежных средств.
Как следствие, «цепная реакция»
сокращения спроса на импортные товары,
включая и те, которые не затрагиваются
импортными депозитами. Таким образом,
импортный депозит — это
11.4. Антимонопольное регулирование
Конкурентные преимущества
позволяют фирмам достигнуть всемирного
успеха, в то же время процесс
современной конкуренции
Монополизм — ситуация, когда одна или несколько фирм в значительной мере или полностью контролируют всю (или часть) территории страны в ущерб интересам потребителей и других фирм.
Монополистическая позиция фирмы, как правило, зависит не от ее абсолютных размеров, а от принадлежащей ей доли рынка. В большинстве стран монопольной считается фирма, имеющая от 40 до 70 % доли рынка. В Норвегии и Австрии эта доля составляет 25 % и более от общего объема производства или продажи товаров на национальном рынке. В США для обвинения корпорации в монополизации рынка, кроме того, используется еще ряд критериев: фирма и ее товар (услуга) не должны быть «необычными», компания не является новатором, высокая доля рынка не есть результат крупномасштабного производства или следствие отличного прогнозирования, фирма получает чрезмерно высокую прибыль.
Регулирование конкуренции осуществляется как законодательными методами, так и мерами, призванными корректировать методы конкурентной борьбы.
Законодательное регулирование основано на антимонопольных, антитрестовских и антикартельных законах, противодействии недобросовестной конкуренции.
Впервые антимонопольный закон был принят в Канаде в 1889 г., однако он не получил распространения в мировой практике. В 1890 г. Конгресс США принял «Закон Шермана», который признан в мире как отправная точка законодательства о конкуренции. В настоящее время сложилось два типа антимонопольного законодательства — американское и западноевропейское.
Американский тип законодательства отвергает всякую форму монополистического союза или сговора, и любой договор, имеющий целью монополизацию рынка, объявляется незаконным. Помимо США, эта модель действует в Канаде, Японии, Аргентине.
Западноевропейская модель антимонопольного законодательства является более либеральной и направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера. Согласно данному типу законодательства, не допускаются не всякие монополии, а лишь те, которые существенно ограничивают возможности соперничества в той или иной области. Эта модель принята Великобританией, Францией, Австрией, Новой Зеландией, ЮАР и другими странами.
Антимонопольное законодательство, как правило, имеет антитрестовскую и антикартельную направленность. Антитрестовские законы содержат положения, противодействующие прежде всего образованию союзов и объединений, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в них фирм. Антитрестовские законы США предусматривают четыре объекта регулирования: монополизация рынка, антиконкурентное слияние, сговор о ценах, дискриминация в ценах. Антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Так, по законодательству ФРГ запрещается сговор предприятий об установлении цен, производстве и территории сбыта как меры, ограничивающие конкуренцию и приносящие ущерб потребителю.
Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации. Несмотря на различия антимонопольного законодательства разных стран, оно имеет общие цели, такие как:
• поощрение конкуренции;
• контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке, и над процессом слияния и поглощения компаний;
• защита интересов потребителей;
• содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Кроме того, во многих странах незаконными признаются такие действия, которые направлены на следующее:
• территориальный раздел рынков;
• бойкот конкурентов;
• привязку покупателя к определенным источникам снабжения;
• установление согласованных цен и скидок с них;
• согласование квот производства
с целью манипулирования
• назначение единых директоров конкурирующих фирм.
В законодательстве различных стран, кроме того, предусматриваются меры, направленные против использования методов недобросовестной конкуренции. Однозначного определения недобросовестной конкуренции в мировой практике не существует. К тому же приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга.
К формам недобросовестной конкуренции по законодательству Республики Беларусь относятся:
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предприятию либо нанести
ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в
заблуждение относительно характера,
способа и места изготовления, качества
и потребительских свойств то
• некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности;
• самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования или марки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другой фирмы;
• получение, использование,
разглашение научно-
Закон Республики Беларусь
«О противодействии
создания препятствий доступа на рынок, преднамеренного сокращения производства, изъятия товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, необоснованного повышения (снижения) цен, навязывание контрагенту не выгодных для него условий договора продажи товаров, установление цены или надбавок (скидок) к цене для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов. В законодательстве республики содержатся и меры, направленные на противодействие образования компаний типа трестов и концернов.
За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается административная и уголовная ответственность (в США — штраф до 1 млн. долл. с фирмы, до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до трех лет, в Республике Беларусь с должностного лица или предприятия взыскивается штраф в размере от десяти до пятидесяти минимальных заработных плат, за неоднократное нарушение — лишение свободы на срок до двух лет).
Кроме антимонопольного законодательства, используются меры, корректирующие методы конкурентной борьбы, такие как передача конкретным фирмам льготных правительственных заказов, выплата дотаций из бюджета, освобождение от уплаты отдельных налогов и др. Эти меры направлены на поддержание и развитие отдельных фирм, а также развитие конкуренции.
АННОТАЦИЯ
Основными видами внешнеэкономической политики стран являются протекционизм и свободная торговля. Протекционизм способствует увеличению экспорта в другие страны и всячески ограничивает импорт. Свободная торговля поощряет как экспорт, так и импорт.
Реализация внешнеторговой политики основана на использовании тарифных и нетарифных методов. Тарифные методы предполагают защиту национальной экономики на основе использования таможенных тарифов и различных таможенных
режимов.
Особым видом таможенно-
К нетарифным ограничениям относятся технические нормы, санитарные стандарты, квотирование и лицензирование, добровольные ограничения экспорта, государственные закупки и т. п.
Внешняя экономическая деятельность
предполагает антимонопольное регули