Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 16:11, дипломная работа
Введение
Сложная экономическая ситуация в стране, нестабильность в финансовой сфере, обострение конкурентной борьбы с зарубежными производителями на внутреннем рынке поставили организации перед проблемой выживаемости в современных условиях и поиска устойчивого конкурентного преимущества, что обеспечивает одной организации преимущество перед её конкурентами в товарах, которые она продаёт и услугах, которые она предлагает.
Коренные изменения в экономике России вызвали необходимость в создании эффективной системы хозяйствования, обеспечивающей быструю адаптацию предприятия к изменяющимся требованиям рынка.
На современном рынке широкое распространение получил маркетинг – социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей, их продажи или обмена друг с другом. В более узком смысле слово маркетинг – система управления деятельностью организации, направленная на достижение поставленной цели с тем, чтобы достигнутое при разнообразии благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей.
Необходимым условием конкурентоспособности и стабильности любого предприятия является наличие у него научно обоснованной маркетинговой стратегии. Разработка маркетинговой стратегии является достаточно сложной задачей в связи с тем, что для большей части исходных данных, необходимых для её решения, характерна высокая степень неопределённости.
Существует множество определений категории «стратегия развития». Например, по П.Друкеру, стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности, цель которой – обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов; стратегия позволяет организации целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности.
Вне зависимости от того, как трактуется стратегия, она может быть предложена рынку, поскольку обладает способностью удовлетворять конкретные потребности. Стратегия развития является экономическим товаром и выступает в качестве предмета обмена на рынке между двумя или большим числом контрагентов.
Вследствие повышения требований потребителей к качеству оказываемых услуг и сервису, усиления конкуренции перед кафе «Патио» встала необходимость выбора дальнейшего пути развития – необходимость разработки маркетинговой стратегии.
Целью данной работы является формирование маркетинговой стратегии для расширения рынка сбыта услуг исследуемого предприятия.
Объект исследования – ООО предприятие «Паб» кафе «Патио».
Предмет исследования – маркетинговая деятельность предприятия.
Методы исследования:
Введение
Глава 1. Гастрономическая услуга как особая экономическая категория.
1.1. Специфика услуги в ресторанном бизнесе.
1.2. Понятие и особенности маркетинга в гастрономии.
Глава 2. Анализ развития ресторанного дела в г. Дзержинск
Нижегородской области
2.1. Анализ гастрономического рынка г.Дзержинск.
2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО предприятия
«Паб» кафе «Патио».
Глава 3.Формирование маркетинговой стратегии по расширению рынка сбыта
услуг ООО предприятия «Паб» кафе «Патио».
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Под торговлей понимают хозяйственную деятельность, основанную на профессиональной посреднической деятельности в обмене товаров или их закупке с целью последующей продажи. В гастрономии значение торговой функции невелико, продажа товаров обычно является дополнением к основному набору услуг. Торговые функции охватывают продажу табачных и кондитерских изделий, алкогольных и прохладительных напитков. Выполнение этих функций приближено к деятельности в сфере розничной торговли.
Торговые функции
необходимы для комплексного удовлетворения
потребностей клиентов. Но о характере
гастрономической деятельности можно
судить не по торговым функциям, а по специфическим
качествам основной услуги.
Первый раз термин «маркетинг» был использован в США примерно в 1900 г. Согласно Е. Боршбергу и Б. Штаффельбаху это не было случайностью. В этой стране впервые в истории были достигнуты уровень доходов населения и объем производства, которые позволили добиться выпуска большего количества товаров, чем нужно для жизни, что сделало жизнь более приятной и богатой. На переломе XIX и XX вв. родилось потребительское общество, а с ним и маркетинг.
Термин «маркетинг» имеет большое количество определений; он применяется во многих значениях. Анализируя эволюцию этого понятия во времени, можно заметить тенденцию к расширению охватываемого им содержания. Если на начальных этапах развития маркетинг связывался с функциями предприятий на этапе сбыта, то со временем под этим термином стали понимать все действия и функции предприятий, которые дают возможность реализовывать продукцию и услуги на рынке.
Опуская подробное представление многочисленных определений маркетинга, зачастую мало отличающихся друг от друга, и учитывая особенности гастрономии как специфической отрасли хозяйства, под маркетингом в ресторанном деле будем понимать совокупность действий фирмы, основанных на предвосхищении, изучении и удовлетворении запросов потребителей путем создания предложения блюд и напитков, а также услуг, которые служат проведению свободного времени, способом, позволяющим добиться прибыли на соответствующем уровне.
Большинство основных концепций маркетинга концентрируются на потребностях клиента. Подобно тому, как растению для существования необходимы свет и вода, так и человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои потребности в еде, одежде, безопасности. Эти потребности являются главной, неотделимой частью человеческого быта. Когда потребности человека неудовлетворенны, он, как правило, недоволен жизнью, несчастлив. В этом случае он будет делать одно из двух: либо стремиться к получению продукта, который удовлетворит его потребности, либо попробует подавить желание.
Маркетинговая концепция является философией бизнеса, которая старается достигнуть цели организации через исследование запросов и требований целевых рынков и поставку соответствующих этим потребностям продуктов и услуг более эффективным и действенным способом, чем это делают конкуренты. Этому должны сопутствовать удовлетворение потребителей.
Хотя бизнес-среда и ее окружение не являются стабильными, предприятие должно выбирать те целевые группы потребителей, потребности которых более всего соответствуют организационным возможностям фирмы. Получение выгоды на всех рынках в принципе невозможно. Кроме того, изменение окружающей среды вызывает необходимость идентификации предвидения запросов потребителей и условий потребления, а также постоянное приведение деятельности предприятия в соответствие с рыночной ситуацией.
Таким образом,
в маркетинговой концепции
Императив прибыльной деятельности относится к целому спектру коммерческой гастрономии, а именно к индивидуальной и системной гастрономии. Получение прибыли является необходимым условием ее сохранения и экспансии на рынке, победы в конкурентной борьбе.
Однако следует
заметить, что значительная часть
гастрономии в рыночном хозяйстве,
как говорилось выше, функционирует
как неотделимая часть
Маркетинг- это
философия поведения фирмы, направляющая
ее рыночную деятельность. Реализуя определенную
маркетинговую стратегию, фирма
имеет в распоряжении различные инструменты,
образующие маркетинг – микс (рис.2).
Микс-маркетинг
Услуга, продукт Цена Дистрибуция Продвижение
-предложение блюд - направление - каналы дистрибуции - реклама
и напитков ценовой политики - организация -public relation
- услуги для - формулы - сеть учреждений - индивидуальная продажа
потребителей установления цен - дополнительное
- условия и - дифференциация предложение
атмосфера - политика скидок
потребления
- архитектура
предприятия
Рис.2 Структура
маркетинг-микс в гастрономии
Элементы маркетинга –микс не находят в литературе однозначной интерпретации. С учетом наиболее распространенных взглядов можно утверждать, что маркетинг – микс в гастрономии создают:
- услуга;
- цена;
- дистрибуция;
- продвижение продукта.
Чтобы эффективность этих инструментов была высокой, они должны быть взаимосвязаны и составлять единое целое. Их нельзя использовать по отдельности.
Имеющаяся маркетинговая практика свидетельствует о том, что эффективность и действенность отдельных элементов маркетинга – микс дифференцированы. Кроме того, уровень эффективности отличается как в отдельных сегментах рынка, так и в различных фазах жизни продукта. Наиболее эффективным инструментом маркетинга является продукт, в меньшей степени – цена и дистрибуция. Направление усилий фирмы на продукт обычно приносит наибольший эффект.
Исходной точкой создания предложения в гастрономии должны быть запросы и ожидания потребителей. Приобретая услугу, потребитель ожидает определенных выгод, таких, как утоление голода, жажды, потребностей в восстановлении сил, общественных контактах. Он хочет, чтобы предложение имело определенное качество и соответствовало его представлениям и потребностям, если речь идет о культуре питания. Хороший менеджер должен знать способы, благодаря которым клиенты могут получить ожидаемый уровень удовлетворения.
Очень важным инструментом для каждой гастрономической фирмы является цена, поскольку она формирует доходы и прибыль. Цена должна покрыть расходы на создание и дистрибуцию гастрономической услуги, принести прибыль. Цена определяет условия добровольного соглашения между клиентами, которые хотят приобрести услуги, и производителями этих услуг, которые хотят их продать. Устанавливая цену, каждый менеджер должен знать, что между ее уровнем и остальными инструментами маркетинга существует тесная связь. Готовя предложение высокого качества с расчетом на высший сегмент рынка, фирма обычно использует стратегию высоких цен. Выбирая в качестве целевого сегмента рынка массовых потребителей, фирма должна использовать, как правило, стратегию низких цен, получая соответствующую прибыль за счет большого объема продаж.
Глобализация на туристическом рынке, массовое распространение гастрономических услуг привело к тому, что в 90-хгг. ХХ в. необычайно важным инструментом маркетинга в гастрономии стала дистрибуция. Ее задача состоит прежде всего в создании соответствующего доступа к услугам и облегчении получения услуг через ее производство. В последние годы быстро растет значение косвенных каналов дистрибуции. Это следует главным образом из того, что гастрономическая услуга все чаще выступает как компонент пакета услуг. Пакет услуг обычно включает в себя два или более элементов: гостиница, перелет самолетом, прибытие к месту на поезде и др. Правильное формирование каналов продажи в значительной степени свидетельствует об успехе гастрономической фирмы на рынке.
Последний элемент маркетинга–микс – продвижение услуг. Его основными задачами являются: стимулирование спроса на услуги фирмы, создание положительного имиджа, информирование клиентов о деятельности фирмы. Все это должно приблизить фирму и ее услуги к потребителю.
В нынешнее нестабильное время и использовании на протяжении длительного времени простых рыночных решений не может обеспечить фирме успех. Быстрые изменения рыночной среды требуют приспособления деятельности предприятия к новым рыночным условиям. Когда растет конкуренция, фирма должна концентрировать свое внимание на удовлетворении потребностей клиента. Организации, которые этого не делают - не имеют будущего.
Глава 2. Анализ
уровня развития ресторанного дела в
г.Дзержинск Нижегородской
2.1. Анализ рынка ресторанного
бизнеса в г.Дзержинск
Русская гастрономия может похвастаться многовековыми, богатыми традициями. В прошлом различные формы гастрономии и гостиничного дела сыграли важную роль как места потребления еды и напитков. Но их главная роль состояла в организации общественной жизни и различного рода встреч. Оценивая роль гастрономии как элемента рынка потребительских услуг, следует подчеркнуть, что до конца второй мировой войны ее значение в процессе питания населения оставалось незначительным. Это проистекло из низкого уровня жизни людей, отставания в развитии сферы питания и туризма.
После второй мировой войны в условиях централизованно управляемой экономики гастрономия относилась в России к наиболее медленно развивающимся отраслям экономики. Главной причиной этого был недостаточный уровень оснащенности. Уровень инвестирования в гастрономическую сеть был неудовлетворительным, а ее развитие и предлагаемые услуги находились на низком уровне. Было это главным образом следствием оценки сферы услуг как второразрядной отрасли экономики, сдерживания ее развития, централизации управления, преимущественного направления инвестиций в отрасли, выпускающие средства производства, отсутствия частного сектора.
Нахождение гастрономии в состоянии отсталости и стагнации имело отрицательное влияние на удовлетворение потребительских запросов населения и негативно отразилось на эффективности сфер питания и туризма в целом. Результаты многих проведенных исследований показывают, что предложение гастрономических услуг не было приспособлено к потребностям населения как количественном, так и в качественном плане. Недостаточными были также разнообразие услуг и их конкурентоспособность по сравнению с другими товарами и услугами.
А начало трансформации российской экономики в начале 90-х гг. положил начало новой эпохи в развитии гастрономии в России.
Либерализация условий создания и развития новых фирм, приватизация, ликвидация монополистических структур на рынке гастрономических услуг создали благоприятные условия для развития российских и зарубежных фирм. Равноправие всех форм собственности привело к соперничеству в борьбе за клиента. Непрерывно возникающие новые субъекты и фирмы, уже активно действующие на рынке, должны были принимать во внимание существование других гастрономических учреждений, предлагающих подобные продукты и услуги и тем самым составляющих потенциальную конкуренцию. Усиливающаяся конкуренция привела к тому, что предложение гастрономических услуг все в большей степени соответствует запросам потребителей.