Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:36, курс лекций

Краткое описание

Предмет МЭО изучает экономические связи между государствами, точнее, между хозяйствующими субъектами различных стран, и механизмы реализации этих связей.
МЭО изучает многие вопросы, связанные с функционированием государств, компаний и т.д. – Широкий круг вопросов.
Курс «мировые рынки», «мировое налогообложение» и т.д. входят в МЭО
Все больше страны зависят от экономических отношений с другими странами.
Механизм МЭО – система экономических методов, организационных инструментов и институтов, обеспечивающих функционирование МЭО.
С помощью этого курса - понимание, почему государства ведут себя определенным образом. Повышение эффективности компаний. Решение проблем экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции МЭО.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

IV ЭТАП – 1993 – 2001

  • ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ВНУТРЕННЕГО РЫНКА;
  • СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ВАЛЮТНЫХ ИНСТИТУТОВ;
  • ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ЭВС;
  • ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСШИРЕНИЕ ЕС;
  • ПЕРЕСМОТР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ

 

МААСТРИХТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ:

  • СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА
  • СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (ЕС+ЕАСТ)

КРИТЕРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ:

  1. СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРЕВЫШАТЬ 1,5 ПРОЦЕНТНЫХ ПУНКТА ОТ СРЕДНЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ ТРЕХ СТРАН С НАИМЕНЬШИМИ ТЕМПАМИ ИНФЛЯЦИИ
  2. ДЕФИЦИТ ГОС. БЮДЖЕТА НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 3% ОТ ВВП
  3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 60% ВВП
  4. НОМИНАЛЬНЫЙ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ % СТАВОК НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 2 ПРОЦЕНТНЫХ ПУНКТА ОТ СРЕДНЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ ТРЕХ СТРАН С НАИМЕНЬШИМИ ТЕМПАМИ ИНФЛЯЦИИ
  5. УЧАСТИЕ В ЕВС НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ЛЕТ БЕЗ ДЕВАЛЬВАЦИИ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭВС:

I – 1991-1994 (1996)

  • ВЫПОЛНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ КОНВЕРГЕНЦИИ
  • СОЗДАНИЕ ВАЛЮТНОГО ИНСТИТУТА

II –1994(1996)-1997 (1999)

  • ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ В БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМЕ
  • СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЦБ И ЕЦБ

III – 1997 (1999)-1999(2001)

  • ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ В НАЛИЧНОЙ ФОРМЕ

3. Развитие европейской интеграции  «после маастрихта»

Новое качество постмаастрихтского периода:

  • Политическая интеграция приобрела самостоятельное значение и вошла в число основных целей Европейского Союза -  “перелив” интеграции в сферы внешней и внутренней политики;
  • Расширение функций и полномочий институтов ЕС также усиливает политический характер их деятельности.

Июнь 1997 г. – на саммите Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды) появился на свет новый проект договора о ЕС, призванный реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения - Амстердамский Договор.

Декабрь 1997 г. Люксембургский саммит - окончательное решение о принятии новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция также признается официальным кандидатом на членство.

КОПЕНГАГЕНСКИЕ КРИТЕРИИ РАСШИРЕНИЯ (1998)

  • Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств;
  • Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;
  • Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

V ЭТАП – 2001 (2004) – настоящее время

  • Географическое расширение на Восток: решение новых проблем экономического и политического выравнивания
  • Каким образом подготовить Евросоюз и его институты к новому расширению: необходимо серьезное реформирование сложившейся институциональной системы.
  • Подготовка «полной интеграции» - формирование экономического и политического союза на основе принятия Конституции.

ДОГОВОР НИЦЦЫ

  • ВНЕС ИЗМЕНЕНИЯ В ДОГОВОР О СОЗДАНИИ ЕС И ДРУГИЕ ДОПОЛНЯЮЩИЕ ЕГО ДОКУМЕНТЫ
  • ПРОТОКОЛ О РАСШИРЕНИИ И ИЗМЕНЕНИИ СОСТАВА ПАРЛАМЕНТА
  • ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА О ЕОУС
  • ПРОТОКОЛ О СТАТУСЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА

Июнь  2004 – Межправительственная конференция (25 стран) приняла решение  о подписании Договора о принятии Европейской конституции.

СБАЛАНСИРОВАННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ  СИСТЕМА 

  1. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ВЕТО
  2. ПРОГРЕСС В СФЕРЕ ПРАВОСУДИЯ
  3. БОЛЬШАЯ РОЛЬ ЕС

(один министр иностранных дел)

Разграничение полномочий

  • КЕС консультирует и предлагает
  • Совет Министров и Парламент утверждают
  • Суд ЕС следит за правопорядком и соблюдением норм права
  • Национальные парламенты имеют право вето
  • Европейский Экономический и Социальный Совет участвует в разработке и подготовке всех инициатив

ПРОЕКТ ЕВРОПЕЙСКОЙ  КОНСТИТУЦИИ

  • был заблокирован в результате референдумов в ряде европейских стран (Франция, Голландия)
  • Федералисты: недостаточно радикальный характер предложенных реформ
  • Евроскептики: стремление защитить национальные интересы стран-членов.

 

ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР

ДЕКАБРЬ 2007

  • компромисс в вопросе распределения власти
  • в состав договора войдет Хартия основных прав - юридическая сила,
  • расширение участия Европейского парламента в законодательном процессе,
  • нововведения в области бюджетного процесса
  • правовые основы в новых областях политики: космос, наука, энергетика, окружающая среда, борьба с изменением климата,
  • впервые предусматривает возможность выхода из состава ЕС.

ЕС после Лиссабонского договора

 

http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_765.htm

Цель:

  • ЕС, состоящий из 27 стран -  по правилам, разработанным для ЕС -15.
  • Поиск возможностей оптимизации инструментов и повышения дееспособности.
  • Эффективность процесса принятия решений и большая согласованность в сфере внешних связей.

 

Процесс принятия решений

  • Увеличивается число областей политики, в которых прямо избираемый Европейский Парламент утверждает законодательство совместно с Советом ЕС (процедура совместного принятия решения).
  • Распределение обязанностей между ЕС и странами-членами.
  • Расширение голосования на основе квалифицированного большинства. Единогласие - налоги, внешняя политика, оборона и социальное обеспечение.

 

Изменение структуры

  • в Европейской Комиссии по одному представителю каждого государства-члена.
  • Количество депутатов ЕП не  >751. Макс. число делегатов от каждой страны - 96, а мин. – 6.
  • Президент Европейского Совета: на  2,5года.
  • Пост Верховного Представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

http://europa.eu/lisbon_treaty/full_text/index_en.htm

 

Лекция 3. Валютная интеграция в Европе

2 марта 2010 г.

Общие предпосылки интеграционных процессов в сфере валютных отношений

  1. Глобализация хозяйственной жизни
  2. Противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность
  3. Формирование многовалютного стандарта

Механизм валютной интеграции –  совокупность валютно-кредитных методов регулирования для сближения и взаимоприспособления национальных валютных систем

Исторические предпосылки

  • Учреждение Бельгийско-Люксембургского экономического союза 1921 г. Люксембургский франк был привязан к бельгийскому франку в соотношении 1:1. В 1981 г. бельгийские банкноты и монеты являлись законным средством в Люксембурге и Бельгии.

Предпосылки валютной интеграции в  Европе

  1. Соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и с 1947 г. Зоны Германии.
  2. Соглашение 1948 и 1949 гг. О внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 странами ОЭСР.
  3. Европейский платежный союз – многосторонний клиринг 1950 – 1958 гг.

Условия валютной интеграции

  1. Валютная гармонизация – сближение структур национальных валютных систем и методов валютной политики;
  2. Валютная координация – согласование целей валютной политики, путем совместных консультаций
  3. Валютная унификация – проведение валютной политики

«План Вернера».

Декабрь 1969 г., Европейский совет  в Гааге – план создания Европейского валютного союза

  1. Решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз.
  2. Сформулирована концепция перехода
    • через взаимную конвертируемость национальных валют;
    • полную либерализацию движения капиталов
    • установление неизменных валютных курсов
    • замену национальных валют единой европейской валютой
  1. Сдерживающий фактор – мировой топливный кризис 1973 г.

Элементы валютной интеграции в  Европе

  1. Режим совместно плавающих валютных курсов (1979-1998)
  2. Валютная интервенция, в т.ч. коллективная
  3. Создание единой европейской валюты
  4. Совместные фонды взаимного кредитования стран для поддержания курсов валют
  5. Международные региональные валютно-кредитные организации для валютно-кредитного регулирования

Основные этапы  валютной интеграции

1 этап – 1947-1957 гг. учреждение  Европейского платежного союза

2 этап – 1957-1974 гг. Европейское  экономическое сообщество (ЕЭС), план  «Вернера»

3 этап – 1974-1985 гг. ввод европейской  расчетной единицы – EPE (European unit of account), появление европейской валютной единицы «экю»

4 этап – 1985-1992 гг. разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка».

5 этап – 1992-1999 гг. подписание  Маастрихтского договора, определение  целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института.

6 этап – 1999-2001 гг. введение евро  в безналичный оборот

7 этап – с 2002 года по настоящее  время – введение евро в  наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран.

Формирование Европейской валютной системы

Март 1979 г. – сформирована ЕВС

  1. Введение расчетной общеевропейской валютной единицы ЭКЮ (ECU)
  2. Координация свободного колебания национальных валют к доллару
  3. Установление максимально допустимых отклонений валют в пределах 2,25% - «валютная змея в тоннеле» (Италия – 6%)

Европейская валютная единица – ЭКЮ

Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины из валюты 12 стран. Самая большая доля у  немецкой марки (32,6%), меньшие доли у испанской, ирландской, португальской и греческой валют.

  • ЭКЮ стало средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов.
  • ЭКЮ средство расчетов между центральными банками стран—членов и между валютными органами ЕЭС
  • ЭКЮ стало резервным средством

В 1988 г. в Ганновере на саммите  ЕС предложена концепция создания ЦБ ЕС и введения в обращение евровалюты.

В апреле 1989 г. План Делора (Ж. Делор  – председатель КЕС)

  • Координация налоговой, бюджетной и валютной политики для сдерживания инфляции и ограничения дефицита бюджета
  • Учреждение Европейского валютного института, включая управляющих центральными банками стран ЕС
  • Введение фиксированных валютных курсов

Февраль 1992 г. – подписан Маастрихтский договор о Европейском союзе

  • 1 этап (01.06.1990 – 31.12.1993) становление Экономического и валютного союза ЕС.
  • 2 этап (01.01.1994 – 31.12.1998) учреждение Европейского Валютного института (ЕВИ), меры по гармонизации финансово-бюджетной политики стран ЕС.
  • 3 этап (1999-2002) введение евро. Деятельность ЕЦБ.

Амстердамский договор 1997 г. – Расширил компетенцию и полномочия Европейского союза, график реализации валютного  союза и единые сроки  ыыд 0з 9ир введения единой наличной валюты. Скорректированы положения Маастрихтского договора. Утвержден Пакт стабильности.

Ниццкий договор (декабрь 2000 г.) Внес изменения  в процедуры принятия решений  квалифицированными большинством и  блокирования их меньшинством. Определены новые квоты для стран-членов ЕС.

1 января 1999 г. создана Единая система центральных банков (ЕСЦБ)

Европейский центральный  банк:

  • Проводит единую монетарную политику – таргетирование инфляции (целевые ориентиры денежных агрегатов)
  • Регулирует ставку рефинансирования
  • Операции на открытом рынке

Национальные центральные банки реализуют монетарную политику ЕЦБ

В июне 1997 г. Европейский комитет  принимает Пакт стабильности

  1. Уровень инфляции не превышает более чем на 1,5% средний уровень в трех странах-членах ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции
  2. Государственная задолженность не должна составлять более 60% от ВВП
  3. Государственный дефицит не должен составлять более 3% от ВВП
  4. Не меньше 2 лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕВС.
  5. Долгосрочные ставки % не должны более чем на 2% превышать средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

В 2000 г. создана единая расчетно-платежная система (трансграничная европейская система валовых расчетов) ТАРГЕТ 
Евро-1 и Евро-2 системы оптовых расчетов (70 банков мира) 
СТЕП-1 система розничных расчетов (180 банков)

С момента создания Евро превратился  во вторую по важности валюту в мире. В золотовалютных запасах его  доля возросла в среднем с 18% в 1999 г. до 25% в 2007 г.

Информация о работе Международные экономические отношения