Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:15, курсовая работа
На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В-третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования.
Введение 3
1 НТП как фактор развития мировой экономики 5
1.1 Сущность и тенденции развития НТП 5
1.2 Инновационная политика, ее сущность и роль 14
2 Опыт инновационного развития экономики зарубежных стран 18
2.1 Инновационное развитие стран Европейского союза 18
2.2 Инновационное развитие стран с переходной экономикой 23
3 Инновационное развитие экономики РБ 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Инновационное табло ЕС в анализе факторов, формирующих возможности инновационного развития, первостепенное внимание уделяет качеству человеческих ресурсов. Беларусь по показателям развития человеческих ресурсов относится к развитым странам (табл. 3.4).
Таблица 3.4 — Показатели развития человеческих ресурсов
Показатели |
ЕС-27 |
Беларусь |
Выпускники со средним специальным, высшим образованием, магистранты в расчете на 1000 человек населения в возрасте 20-29 лет |
40,5 |
78,1 |
Выпуск аспирантов и докторантов в расчете на 1000 человек населения в возрасте 25-34 лет |
1,03 |
0,8 |
Численность населения, имеющего среднее специальное и высшее образование в расчете на 100 человек в возрасте 25-64 года |
24,3 |
56,2 |
Непрерывное образование в расчете на 100 человек в возрасте 25-64 лет |
9,6 |
10,5 |
Уровень достижений молодежи в образовании |
78,5 |
86,9 |
По индикаторам, характеризующим выпуск
специалистов с третьей ступенью образования и их занятостью в
производстве товаров и услуг, страна
соответствует таким признанным лидерам
инноваций как Финляндия и Швеция. Но уровень
экономического и инновационного развития
страны пока не соответствует интеллектуальному
капиталу. Отсутствие положительной связи
между показателями образования и показателями
инновационного развития может иметь
несколько объяснений. Во-первых, существует
значительный разрыв между формальными
критериями (например, долей обладателей
высшего образования, продолжительностью
обучения и т.п.) и показателями качества
образования, измеряемого наличием необходимых
экономике компетенций, умений и навыков. Во-вторых, образовательная
структура населения значительно расходится
с профессионально-
Рисунок 3.1 — Ответы предпринимателей на вопрос, является ли уровень квалификации и образования работников препятствием для деятельности и развития их предприятий
Анализ данных показывает, что в Беларуси увеличивается разрыв между квалификационными требованиями бизнеса и уровнем подготовки кадров. Отстает Беларусь от стран ЕС по числу молодежи, которая обучается в аспирантуре, что может создать в перспективе трудности в восполнении научных кадров. Актуальной задачей становится качество преподавания в высшем образовании, оно должно соответствовать потребностям студентов и рынку труда, стимулировать инновации в бизнесе и общественное развитие, вносить вклад в интернационализацию и международную конкуренцию. Исследования ОЭСР (OECD, 2008) отмечается, что страны с более качественным высшим образованием получают больше выгод от внутренних НИОКР и от внешних эффектов зарубежных НИОКР.
Следует также отметить, что качество образования влияет на международную мобильность студентов. Число иностранных студентов в мире утроилось с 1980 г. и удвоилось за 2000-2006 гг. Примерно 80% иностранных студентов мира обучается в странах ОЭСР, их численность составляет 2,5 млн. чел. В 2010 г. в Беларуси число студентов — иностранцев в государственных вузах составило 7500 чел или 2% от контингента, только 108 студентов направлено на учебу за рубеж. Т.е. интенсивность международного обмена студентами в стране пока невысока [5, c. 74].
Знания, как теперь признают ученые и политики многих стран, являются одним из ключевых источников роста в мировой экономике. Экономика Знании (Knowledge Economy-KE) отражает эту возрастающую важность знания Экономика знания — экономика, где организации и люди приобретают создают распространяют, и эффективно используют знания для большего экономического и социального развития. Чтобы капитализировать результаты «революции знания», улучшить конкурентоспособность и благосостояние, развивающиеся страны призваны учитывать собственные преимущества и возможности, тщательно планировать соответствующие инвестиции в интеллектуальный капитал, эффективные институты, передовые технологии, стимулировать инновации и создавать конкурентоспособные предприятия.
Исследования Всемирного Банка выделили составные компоненты, формирующие структуру экономики, основанной на знаниях, разработали методики оценки, которые помогают странам разрабатывать стратегии для перехода к экономике знания. Согласно этим исследованиям экономика знаний базируется на четырех составляющих:
Экономический и институциональный режим, который обеспечивает стимулы для эффективной генерации и использования знания, процветания предпринимательства.
Образованное и квалифицированное население, которое может создавать новое знание, разделяет и хорошо использует знания.
Эффективная система инноваций, охватывающая фирмы, исследовательские центры, университеты, консультантов из других организаций, которые могут использовать растущий запас глобального знания, ассимилируют и приспосабливают знания к местным потребностям, создают новые технологии.
Информационно-коммуникационные технологии (ICT), которые могут облегчить эффективную коммуникацию, распространение, и обработку информации.
Создание и эффективное использование знания в любой стране требует развития соответствующей политики, институтов, инвестиций, и координации вышеупомянутых четырех функциональных направлений формирования экономики знаний. Таким образом, процесс развития на основе знаний включает: образованную и квалифицированную рабочую силу, плотную и современную информационная инфраструктура, эффективную инновационную систему и институциональный режим, который предлагает стимулы для эффективного создания, распространение, и использования существующего знания. С учетом существенных различий между странами, Всемирным банком была проведена диагностика роста, основанная на идентификации существующих ограничений. Эта методика, разработанная ведущими экономистами по проблемам развития, определила ключевые узкие места препятствующие процессу роста. Правительства стран призваны сосредоточить действия политики на удалении системных препятствий вместо того, чтобы использовать обычный список мер, которые касаются всех сфер деятельности (торговля, инвестиции, финансы, управление, рабочая сила, и так далее) [4, c. 59].
В методологии Всемирного банка для оценки прогресса в формировании экономики знаний использовалась система показателей, характеризующих различные аспекты ее развития. Важнейшие индикаторы:
Результативность развития: ежегодный рост валового внутреннего продукта (%); индекс человеческого развития;
Экономические стимулы и институциональный режим: тарифные и нетарифные барьеры, качество регулирования, правовые нормы;
Образование и человеческие ресурсы: грамотность взрослых (возраст 15 лет и выше); доля населения с вторичным уровнем образования; доля населения с третичным уровнем образования; система инноваций; исследователи в расчете на миллион населения; патентные заявки, предоставленные USPTO, на миллион населения; научно-технические журнальные статьи, на миллион населения; информационная инфраструктура; телефоны на 1 000 человек (телефонные сети + мобильные телефоны); компьютеры на 1 000 человек; интернет-пользователи на 10 000 человек.
Последний раунд оценки осуществлен в 2009 г. Сравнение производилось по агрегированным данным в шкале от 0 до 10, где 10 — наилучшее значение. Расчеты композитных индикаторов: индекса знаний и индекса экономики знаний показывают, что Беларусь занимает 73 позицию в мировом рейтинге стран по индексу экономики знаний и по сравнению с 2005 г. страна потеряла 17 позиций. В 2005 году индекс составлял 5,5, в 2009 г. — 4,93 (табл. 3.5).
Таблица 3.5 — Рейтинг Беларуси по индексу экономики знаний
Показатели |
1995 |
2009 |
KEI |
4,93 |
5,80 |
Экономические стимулы и институциональный режим |
2,37 |
1,15 |
Инновации |
5,42 |
5,79 |
Образование |
8,37 |
8,02 |
ИКТ |
7,03 |
4,74 |
Анализ данных показывает, что большинство стран СНГ за прошедшее время (1995-2009) потеряли свои позиции в мировом рейтинге из 145 стран по индексу формирования экономики знаний. Это свидетельство обостряющейся конкуренции на мировом рынке не только в сфере товаров и услуг, но и в практике институционального строительства эффективных механизмов «принуждения» к инновациям. Именно институты являются наиболее слабым звеном формирования экономики знаний. Для Беларуси тревожным является снижение индексов, характеризующих образовательную компоненту строительства экономики знаний и информационно — коммуникационные технологии. Если в 1995г в мировом контексте уровень ИКТ в нормализованном значении составлял в Беларуси 7,03, то к 2009 г. — только 4.74, это еще раз подтверждает тезис о необходимости пристального внимания государства к формированию современной инфраструктуры экономики знаний.
В глобальном индексе инновационности INSEAD, ежегодно составляемом Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO), Беларусь заняла 78-е место из 141 стран мира и 38-е — среди 41 страны Европы. Этот индекс характеризует роль инноваций, т.е. новых идей и методов работы в современном обществе по качественным, а не количественным параметрам.
Такой подход в корне отличается от измерения традиционных показателей, таких как количество ученых, доля инновационной продукции, число предприятий ее производящих, количество выданных патентов или объем затрат на НИОКР. Все они вместе и по отдельности характеризуют лишь отдельные аспекты инновационности. Совершенных способов ее измерения, по мнению одного из ключевых авторов отчета, профессора бизнес-школы INSEAD Сумитры Дутта, не существует. Зато в разных странах и на различных рынках инновации могут проявляться по-разному. Чтобы учесть эти отличия, специалисты INSEAD использовали для расчета 9 групп из 84 параметров, распределенных по двум подгруппам: исходные условия (институты, человеческий капитал, исследования и разработки, инфраструктура, развитие внутреннего рынка и бизнеса) и результаты (развитие технологии и экономика знаний, результаты креативной деятельности). На основе этих двух субиндексов рассчитываются место страны в общем рейтинге и в индексе эффективности инноваций.
В исследовании ранжирована 141 страна, производящая 99,4% мирового ВВП, где живет 94,9% населения земного шара. Лидерами здесь являются Швейцария (68,2 балла), Швеция (64,8) и Сингапур (64,8).
Беларусь, набрав 32,9 балла, заняла 78-е место (между Гайяной и Мексикой), существенно отстав от Молдовы (50-е место, 39,2 балла), России (51), Украины (63) и Грузии (71). Еще выше расположились Эстония (19-е место и 55,3 балла), Латвия (30-е и 47 баллов), Литва (38-е и 44 балла), Польша (44 и 40,4 балла). Среди постсоветских стран мы опередили Казахстан (83-е место и 31,9 балла), Азербайджан (89), Таджикистан (108), Кыргызстан (109) и Узбекистан (127). Замыкают рейтинг Йемен, Нигер и Судан [6, c. 3]. По эффективности инноваций Беларусь занимает 66-е место (для сравнения: Китай — 1-е, Индия —2-е, Молдова — 3-е, а Россия — 43-е место).
Наилучшая сторона Беларуси, по мнению авторов исследования, — образование (36-е место), особенно высшее (16-е место). Неплохо обстоит дело и с качеством человеческого капитала (45-е место), коммуникаций (54) и инфраструктуры (63). Гораздо хуже обстоят дела с развитием рынка (75-е место) и бизнеса (84), кредита (90), инвестиций (98), институтов (109) и политической системы (131), а также с результатами творческой деятельности (121-е место). Интересна оценка творчества белорусов в Интернете: 44-е место по количеству статей в Википедии и 82-е — по числу роликов, выложенных на You Tube.
Исходя из методологии INSEAD, причины низкого рейтинга Беларуси — институциональные разрывы между наукой, образованием и бизнесом, а также неблагоприятные рамочные условия для последнего. Очевидно, разговоры о развитии инноваций не переходят в дела, если они не сопровождаются созданием рамочных условий и реальных стимулов. Так, по предварительным данным Белстата, исходя из сведений, содержащихся в статотчетности по форме 1-нт (инновация), затраты на технологические, организационные, маркетинговые инновации осуществляли 502 организации промышленности, связи и деятельности, связанной с вычислительной техникой (кроме малых предприятий), или 23,4% отчитавшихся (годом ранее — 408, или 17,7%). Объем отгруженной организациями промышленности инновационной продукции (работ, услуг) и оказанных услуг инновационного характера составил в прошлом году 36 943,3 млрд. Br. При этом доля такой продукции в общем объеме промпроизводства почти не изменилась: 14% по итогам 2011 г. против 13,9% годом ранее. Из этой суммы новой для внутреннего рынка являлись 59,9% отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), а для мирового — только 1,1% (в 2010-м — 53% и 0,8% соответственно) [6, c. 3].
В то же время, по данным Белстата, в 2011 г. лишь 83 малых организаций республики, основным видом экономической деятельности которых является производство продукции в сфере горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, связь и деятельность, связанная с вычислительной техникой, являлись инновационно-активными (осуществляли затраты на продуктовые и процессные инновации), что составляет 2,3% общего числа малых организаций. Из них по 16,9% приходилось на организации, занимающиеся производством медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов и вычислительной техникой, 13,3% — производством машин и оборудования, 6% — производством пищевых продуктов, 4,8% — производством электрических машин и электрооборудования, аппаратуры для радио, телевидения и связи.
Информация о работе Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики