Мировой рынок информационных ресурсов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.

Содержание

• Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
o 1.1. История развития
 1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов
 1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
 1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет
o Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России
 2.1. Становление и развитие рынка
 2.2. Новые государственные и некоммерческие службы
 2.3. Коммерческие информационные службы
 2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
o Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов
 3.1. Рынок информации
 3.2. Рынок электронных сделок
 3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации

Вложенные файлы: 1 файл

Мировой рынок информационных ресурсов и услуг2.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

Развитие рынка  информационных ресурсов и услуг  в течение последнего десятилетия  хорошо отражало развитие самих рыночных отношений в стране. В последние  годы отмечается рост рынка информационных услуг - объем услуг (без учета  услуг доступа) в российском сегменте Интернета в 2003 году увеличился по сравнению  с 2002 годом на 25% и оценивался в 220 млн. долл. Объем электронной торговли в сети оценивался в 150-200 млн. долл., причем ежегодный рост составляет 30%.

Правительство РФ в последнее время уделяет  особое внимание рынку информационных услуг, продуктов и телекоммуникаций. Федеральная целевая программа "Электронная  Россия (2002-2010 годы)", принятая в январе 2002 года, должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения  к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное  взаимодействие органов государственной  власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. Финансирование Программы в 2003 году превысило 1,4 млрд. рублей.

2.2. Новые  государственные и некоммерческие  службы

Среди новых государственных  информационных служб, появившихся  после ликвидации СССР, следует отметить, прежде всего, те, что были созданы  в рамках проектов Президентской  администрации и Парламента. Вплоть до настоящего времени они не получили существенного развития и не вышли  на рынок информационных услуг, занимаясь  в основном обслуживанием создавших  их структур.

Новые некоммерческие информационные службы были представлены прежде всего информационными системами, формируемыми в рамках Торгово-промышленной палаты (ТПП), а также информационными  подразделениями отраслевых деловых  ассоциаций. Эти службы вышли на рынок информационных услуг, однако, их роль пока не велика, так как вопросы  информационного обеспечения соответствующих  отраслей или направлений деятельности рассматриваются как второстепенные.

2.3. Коммерческие  информационные службы

С разрушением  административной системы предприятия, приобретя экономическую свободу, столкнулись с острой нехваткой  практически любой информации делового и коммерческого характера, необходимой для работы в условиях формирующегося рынка. Потребности в деловой информации усиливало разрушение сложившихся внутриотраслевых и межотраслевых экономических связей и возникновение многочисленных негосударственных экономических партнеров (кооперативов, малых предприятий, банков, бирж).

Становление рынка  услуг информационно-коммерческих систем началось в России еще в  конце 80-х гг. в связи с появлением первых независимых коммерческих структур и расширением хозяйственной  самостоятельности государственных  предприятий. Возникновение дикого товарного рынка в конце 80-х, начале 90-х гг., бартеризация экономики, возникновение  множества экономических агентов  без деловой истории, стоящей  за ними, привели к тому, что решающим на российском рынке информационных услуг стал сектор коммерческой информации.

В 90-е гг. в России появились новые независимые  информационные организации, работающие на коммерческой основе, прежде всего, в области деловой и коммерческой информации. Коммерческая информация, которая, несмотря на важность в условиях формирования рыночных отношений, не покрывает  всех информационных потребностей хозяйственных  структур, первой в России приобрела  товарный характер. Так как существующие государственные системы деловой  и коммерческой информации оказались  не в состоянии оперативно заполнить  возникший еще в СССР информационный дефицит, еще с конца 80-х гг. стали  возникать первые негосударственные  информационные службы деловой и  коммерческой информации. Начав с  ведения картотек и выпуска печатных справочников, они быстро перешли  к формированию баз данных. Отсутствие надежной телекоммуникации и универсальных  ЭВМ привело к тому, что фактически все новые базы данных деловой  и коммерческой информации подготавливались и распространялись на дискетах для  ПК.

Качественно новый  этап развития этого рынка начался  в 1992 г. и был связан с бурным ростом товарных и финансовых рынков России в условиях либерализации ее экономики.

Благоприятный период для развития сектора биржевой и  финансовой информации в середине 90-х  гг. оказался очень коротким. Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., на фондовом рынке был замечен  основными участниками этого  рынка еще в ноябре 1997 г. и с  этого времени вложения в его  информационное обеспечение фактически остановились. С другой стороны, кризис вызвал резкий рост интереса к финансовой информации со стороны массового  потребителя через Интернет, и  это открыло новый стимул к  развитию, хотя и не только не дало дополнительных ресурсов, но и не смогло компенсировать потери на рынке корпоративных клиентов.

Кроме того, кризис финансового рынка привел к росту  внимания, обращаемого на развитие местного производства и на маркетинг  и продвижение товаров. Поэтому  сектора коммерческой (для проверки партнеров и мониторинга состояния  рынка) и статистической (в части  демографической информации для  мониторинга потребительских предпочтений), а также сектор информации для  специалистов (в части правовой информации) получили толчок к развитию.

2.4. Влияние  Интернета на российский рынок  информационных услуг

В России, где первые шаги в развитии Интернета обошлись без государственной поддержки, фактически повторился подход к созданию Интернета, использованный в США  со второй половины 80-х гг. При интеграции усилий государства, спонсоров и  коммерческих структур вполне реально  функционирование российского национального  сегмента Интернета, услуги которого стали  платными для коммерческих пользователей, бесплатными для большинства  бюджетников и относительно дешевыми для всех остальных.

2000-й год характеризовался  значительным взлетом, а потом  - резким падением интереса инвесторов  к акциям высокотехнологических  компаний, основными из которых  выступали компании, работающие  в области информационных услуг.  Летом индекс NASDAQ начал падать и уже осенью его уровень опустился ниже февральского, а к 2001 г. он оказался ниже, чем в средний в 1999 г..

Дефицит притока  инвестиций привел к тому, что реализация многих проектов затормозилась, а то и вообще прекратилась. Инвесторы  перестали оценивать компании исключительно  на основе перспектив роста физических показателей (прежде всего числа  потребителей) компании и стали ориентироваться  при принятии инвестиционных решений  на реальные денежные потоки, которые  способна принести компания.

В этих условиях многие компании также были вынуждены переориентировать  стратегию своего развития и для  обеспечения внешнего финансирования в условиях изменившихся ожиданий и  требований инвесторов решились на немедленный  выход на рынок с услугами по любой  как угодно низкой цене. Традиционные информационные компании под давлением  роста предложения со стороны  компаний новой экономики также  были вынуждены снизить цены для  того, чтобы поддержать конкурентоспособность  своих информационных услуг. Наряду с отрицательным влиянием роста  недоверия к информационным компаниям  со стороны инвесторов можно отметить и некоторые положительные моменты. В частности, отдельные виды информационных услуг, которые компании новой экономики  оказывали бесплатно, покрывая затраты  за счет средств, привлекаемых от инвесторов, стали платными, усилив тем самым  позиции традиционных информационных служб и снизив конкуренцию со стороны новых служб, для которых  оказание бесплатных услуг было невозможным, что вело к потере позиций на рынке.

Другим фактором, важным для перспектив дальнейшего  развития традиционных информационных служб и рынка информационных услуг в целом, стало увеличивающееся  осознание рынком (и, прежде всего  инвесторами и корпоративными и  индивидуальными потребителями) большей  важности содержания (content'а) по сравнению с формой представления и каналами распространения. Ценность содержания, значительно девальвированная в течение 1997-1999 гг. массовостью предложения услуг, вновь получила высший приоритет, так как рост предложения информационных услуг сочетался со снижением для пользователя точности и полноты поиска информации и ростом затрат времени для решения задач информационного обеспечения бизнеса или личностного развития. Усиление важности содержания вдохнул в традиционный информационный сектор новые силы, и старые информационные службы и системы получили новый импульс и финансовые средства для развития.

Таким образом, быстрый  рост российского сегмента Интернета  показал, что адекватные рыночной экономике  методы организации информационной деятельности и информационные услуги имеют хорошие перспективы для  развития. Сеть Интернет стала первым подразделением российской информационной деятельности, привлекшим инвестиции в существенных объемах (как российские, так и зарубежные). Модели развития информационной деятельности в российском секторе сети не отличались от западных, и поэтому кризис Интернет-компаний был неизбежен и произошел, хотя глубина падения стоимости компаний и потери инвесторов были существенно  ниже, чем на Западе.

Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов

Современный информационный рынок - рынок электронной информации и коммуникации, частью которого является рынок информационных ресурсов и  услуг можно разделить на три  взаимодействующих области:

· информация собственно рынка информационных услуг (с одной  стороны, базы данных, доступные в  электронном виде через сети связи  и на носителях, имеющих вещную форму, создаваемые ИБД, и с другой стороны, услуги по организации доступа к  базам данных в электронном виде - ОБД);

· электронные  сделки (электронная торговля, биржевые и финансовые операции - e-commerce);

· глобальная электронная  коммуникация (организация работы сети).

World Wide Web, занявшая  одно из лидирующих положений  на информационном рынке, интересна  тем, что дала новое измерение  для каждой из упомянутых областей, интегрировав их на качественно  новом и более высоком уровне. Однако все эти три области  по-прежнему сохраняют самостоятельность,  и каждая из них продолжает  развиваться по-своему и занимает  собственное место в структуре  общественного производства и  социальной инфраструктуре общества. Тем не менее, последнее десятилетие  XX в. привело к тому, что началась  интеграция трех упомянутых областей  в одно целое в рамках Интернета,  который, в свою очередь, превращается  в самостоятельную область информационного  рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие  области, постоянно возрастают. Сегодня  Интернет открывает новые возможности  развития для всех секторов  информационного рынка.

Характеризуя  современный информационный рынок, необходимо отметить, что в части  электронных сделок он непосредственно  выступает элементом рыночной инфраструктуры современного информационного общества. Область глобальной электронной коммуникации находится, как бы, на стыке с отраслью электросвязи (telecommunications), которую принято рассматривать в качестве отрасли материального производства, и она может быть также отнесена к рынку услуг связи в части ее усовершенствованных (advanced) услуг.

Область информации является не только ведущей на информационном рынке, но и одним из лучших примеров доминирования нематериального  производства и постоянного повышения  его роли в сопоставлении с  материальным производством в современном  обществе.

Конечно, информационный рынок богаче и шире, чем выделенные области. Он также включает в себя такие важные элементы, как подготовка источников информации, специальные  услуги библиотек и архивов, услуги в области природной - метеорологической, космической, гео- и экологической  информации, услуги обработки данных и провайдинг приложений, услуги по разработке информационных систем (услуги системной интеграции) и деловое консультирование в этой области, стратегическое консультирование, услуги в области разработки и применения программного обеспечения, а также средства массовой информации (mass-media).

3.1. Рынок  информации

На мировом рынке информации и информационных услуг можно  выделить следующие основные секторы, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для  России, и не зависят от каналов  передачи информации:

1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:

· биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке  товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

· экономическую и социальную статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую  государственными службами, а также  компаниями, занятыми исследованиями и разработками и консалтингом в  области рынков спроса;

· коммерческую информацию - информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.;

· деловые новости в  области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными  службами.

2. Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывающий:

· профессиональную информацию - специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.;

· научно-техническую информацию - документальную библиографическую  и реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных  и прикладных, естественных, технических  и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;

· услуги организации доступа  к первоисточникам (в том числе  в виде копий документов) - через  библиотеки и специализированные службы, возможности приобретения первоисточников.

Информация о работе Мировой рынок информационных ресурсов и услуг