Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции и поведение фирмы-монополиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г.

Содержание

1. Введение (из истории монополизма)
2. Понятие (определение) и поведение монополии.
2.1 Характерные черты монополии
2.2 Барьеры, защищающие монопольный рынок
2.3 Источники монополии
2.4 Спрос на продукт монополиста
2.5 Монопольная цена
2.6 Определение монопольной власти
3. Формы и виды монополий.
3.1 Формы монополий.
3.1.1 Естественная монополия
3.1.2 Административная монополия
3.1.3 Государственные монополии
3.1.4 Экономическая монополия
3.2 Типы монополий
4 Вывод
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

«Монополия как .doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

2.6 Определение монопольной власти

Фирма может не быть единственным продавцом или производителем товара, однако может обладать свойствами монополиста - влиять на цену своего товара.

У фирмы монополиста  Р>МС то есть цена на товар больше придельных издержек. Показатель монопольной  власти показывает, с какой силой фирма влияет на цену своего товара. Показатель монопольной власти : L=(Р-МС)/Р (0<L<1), то есть чем больше L тем больше монопольной власть.

Формы и виды монополий

3.1 Формы монополий.

 

2.6 Определение монопольной власти

Найти на множестве рынков, среди множества фирм, фирму монополиста очень не просто, особенно если учесть что чистых монополий очень мало или вообще нет. А контролировать монополии надо. Как быть? Для этого со временем были придуманы разные методы вычисления монополий на различных рынках. Как мы уже знаем, монополистом называется не только та фирма которая является единственным продавцом или производителем, каких либо услуг (товара) а любая фирма как либо влияющая на цену своего услуг (товара). Фирма может не быть единственным продавцом или производителем товара, однако может обладать свойствами монополиста - влиять на цену своего товара.

У фирмы монополиста  Р>МС то есть цена на товар больше придельных издержек. У фирм на конкурентном рынке Р=МС.

Показатель монопольной  власти показывает, с какой силой фирма влияет на цену своего товара. То есть, показатель монопольной власти показывает- насколько сильное монопольное положение занимает конкретная фирма.

Существуют различные  способы определить показатель монопольной  власти. На практике, при определении этих показателей существует ряд сложностей, например, очень трудно точно определить ряд важных показателей как например МС.

Показатель монопольной  власти Коэффициент Лернера.

Коэффициент Лернера как показатель степени  конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы доходности. Мы знаем, что при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене :

В теории: L = (Р-МС)/Р   (Р- цена единицы продукции, МС- предельные издержки)

L = 1/ Е   (Е-эластичность)

(0<L<1), то есть чем больше L тем сильнее монопольная власть.

Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

  1. естественная,
  2. административная
  3. экономическая.

3.1.1 Естественная монополия

Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют  два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за 
барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, 
монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение 
уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный 
участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это 
месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, 
даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего 
вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть 
монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо 
экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

Стэнли Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

3.1.2 Административная  монополия

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

В другой литературе выделяют государственную монополию.

3.1.3 Государственные  монополии

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие  от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия  сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

3.1.4 Экономическая  монополия

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что "монополистическая власть не возникает случайно". Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в  этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его

 

движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, 
получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую 
технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и 
малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это 
происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или 
продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к 
соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. 
Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению 
сговора между ними, что является одним из основных признаков 
монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, 
появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом

производительных  сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

3.2 Типы монополий

Современная экономическая теория выделяет три  типа монополий:

  1. монополия отдельного предприятия;
  2. монополия как соглашение;
  3. монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать "порядочным", поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 

Хотя необходимо сказать пару слов о таком способе  монополизации, как корнер.

Корнер - способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

Информация о работе Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции и поведение фирмы-монополиста