Научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является потенциал инновационного развития Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ.
Предметом – научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в системе государственного управления экономикой.
Цель данной курсовой работы – изучить развитие потенциалов Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ и сделать предложения по формированию инновационной национальной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов государства;
Проанализировать состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов ведущих стран СНГ;
Предложить пути инновационного развития стран СНГ.

Содержание

Введение
1. Потенциалы, их сущность и показатели.
1.1. Научный потенциал
1.2. Научно-технический потенциал
1.3. Инновационный потенциал
1.4. Промышленный потенциал
2. Состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов стран СНГ (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан).
3. Перспективы инновационного развития стран СНГ.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач0.docx

— 144.43 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Потенциалы, их сущность и показатели.
    1. Научный потенциал
    2. Научно-технический потенциал
    3. Инновационный потенциал
    4. Промышленный потенциал
  2. Состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов стран СНГ (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан).
  3. Перспективы инновационного развития стран СНГ.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  развития экономики на смену прежней  экономической системе, невосприимчивой  к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. Перспективы развития экономики в настоящее время  принято связывать с освоением  новых технологий, производственных, информационных, социальных и т.п., а  также с изменением общей концепции  экономического развития на новой методологической основе, способной обеспечить проведение политики по изменению траектории развития, направленной на формирование и усиление позитивной динамики, становление инновационной  экономики. Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический  рост в промышленно развитых странах  превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного  повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада научно-технического прогресса (НТП) в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях экономики стран Содружества независимых государств (СНГ) освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  сегодня в условиях второго этапа  научно-технического развития решающее значение в обеспечении конкурентоспособности  играют инновации, развитие инновационной  политики в системе экономической  политики является одним из направлений  развития белорусского государства.

Вопросы инновационного развития изучались в работах таких  известных ученых, как: Ф. Котлер, Й. Шумпетер, Ф. Янсен, а также в работах  экономистов А.В. Васильева, В.В. Горшкова, П.Н. Завлина, Е.А. Кретовой, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой, А.И. Татаркина, В.И. Тимофеева, Э.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова и многих других.

Вопросам формирования и  реализации инновационного потенциала экономики посвящены работы ученых-экономистов  Л.И. Абалкина, А.И. Анчишкина, Е.Ф. Борисова, И.В.Войтова, А.Герасименко, В.П.Горегляда, В.Г.Гусакова, Е.Давыденко, Н.Давыдова, В.С.Дригуна, О.Елисеевой, В.А.Колотухина, В.А.Лободы, В.Е. Матюшкова, Ю.Ничепуренко, А.Н.Фоломьева и других.

Исследованию проблем  формирования и поддержки инновационного потенциала предприятий в условиях переходной экономики посвящены  работы Г.И. Жица и Д.И. Кокурина. Формированию и использованию инновационного потенциала в условиях глобальной информатизации общества и становления «информационной  экономики» посвящены работы С. Дятлова, Р. Нижегородцева, С. Никитина.

Значительный вклад в  разработку проблем постиндустриального  общества и инновационной экономики внесли зарубежные ученые: Д. Белл, П. Друкер, Д. Кларк, Г. Менш, Р. Портер, Б. Санто, Р. Солоу, Й. Шумпетер и др.

Анализ конкурентоспособности  представлен в работах таких  известных зарубежных ученых, как: М. Альберт, П. Друкер, М. Мескон, М. Портер, Ф. Хедоури и др. В тоже время вне научных исследований до сих пор остается такой вопрос как инновационная конкурентоспособность, хотя в экономической практике это понятие употребляется все более широко.

Объектом исследования курсовой работы является потенциал инновационного развития Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ.

Предметом – научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в системе государственного управления экономикой.

Цель данной курсовой работы – изучить развитие потенциалов Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ и сделать предложения по формированию инновационной национальной экономики.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Осветить понятие и  структуру научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов государства;

Проанализировать состояние  научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов ведущих стран СНГ;

Предложить пути инновационного развития стран СНГ.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных  и зарубежных ученых в области  современных теорий инноваций, теорий конкуренции, теории глобализации, микроэкономики, инновационного и стратегического  менеджмента, а также в области  управления инновационными процессами в рамках различных экономических  субъектов. Методологическую основу работы составляет единство системного, логического  и исторического подходов, предполагающее целостное исследование процессов  и явлений в условиях конкретной национальной институциональной среды.

Решение отдельных задач  осуществлялось с помощью методов  структурного, факторного, сравнительного анализа, методов обработки статистических материалов.

Информационной базой  исследования явились официальные  материалы Республики Беларусь, других стран Содружества независимых государств и межгосударственные нормативно-правовые документы; материалы статистической отчетности Республики Беларусь и стран Содружества независимых государств.

Курсовая работа состоит  из трех разделов (глав). Общий объем  курсовой работы 32 страницы.

В первом разделе освещены теоретические подходы к определению  понятий научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы.

Во втором разделе на основе статистического материала проанализировано состояние выше названных потенциалов  ведущих стран СНГ (России, Республики Беларусь, Украины и Казахстана).

В третьем разделе намечены перспективы инновационного развития стран СНГ.

1. Потенциалы, их сущность  и показатели

 

    1. Научный потенциал

 

Научный потенциал - реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характеризующие научно-исследовательский потенциал, были предприняты в 60-е гг. в документах Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в материалах ЮНЕСКО с целью учета научных ресурсов стран и их международных сопоставлений. Считается, что методика, принятая на конференции экспертов ОЭСР в г. Фраскати (Италия) в 1963 г., - отправной пункт в систематическом сборе данных о научном потенциале [4].

Одно из первых определений  научного потенциала приводится в материалах ЮНЕСКО конца 60-х гг., в которых под национальным научно-исследовательским потенциалом понимается совокупность ресурсов, которыми суверенно располагает страна для научных открытий, изобретений и технических новшеств, а также для решения национальных и межнациональных проблем, которые выдвигают наука и применение ее результатов. Такое определение отражает так  называемый "ресурсный" подход к научному потенциалу. Однако ни в этих, ни в более поздних работах ОЭСР и ЮНЕСКО не ставилась задача собственно научной разработки проблемы научного потенциала, по существу их содержание не выходило за рамки статистических материалов. Проблема научного потенциала осознается в в связи с решением практических задач государственного планирования и управления наукой, повышения эффективности научных исследований и связи науки с производством. Поэтому на первый план выступала задача количественной оценки научного потенциала и его "составляющих", т.е. структурных компонентов. Значительный опыт изучения научного потенциала был накоплен в рамках одной из науковедческих дисциплин - экономики науки. Ею был собран конкретный эмпирический материал, являющийся результатом количественного измерения отдельных параметров научного потенциала. Это было оправдано, т. к. принятие решений в области государственной научной политики необходимо должно было основываться на конкретных данных о численности научных кадров, о размерах финансирования фундаментальных и прикладных исследований, о стоимости приборов и оборудования и т. п.

Вместе с тем, не все  составляющие научного потенциала могут  быть выражены количественно: накопленное  научное знание, научный задел, организационные  факторы науки не поддаются количественному измерению. К тому же научный потенциал, как сложная система не есть простая сумма количественно измеренных его составляющих, а обладает новым качеством, возникающим именно в результате их взаимодействия. Только количественный анализ основных структурных компонентов явно недостаточен для оценки научного потенциала, ибо прямыми подсчетами и экстраполяциями может быть охарактеризован только низший, простейший уровень науки; параметры высших, специфичных именно для науки уровней организации характеризуется гораздо более сложными, в основном качественными, закономерностями развития. Вследствие этого можно утверждать, что получить адекватную характеристику научного потенциала можно только на основе единства качественного и количественного его анализа. Всякое конкретное, количественное исследование научного потенциала, в том числе наукометрическое, экономическое должно основываться на теоретических, методологических предпосылках, содержать качественные, социально-философские критерии. А научная политика, направленная на развитие научного потенциала и его эффективное использование в социальной практике, должна опираться не только на количественные данные о его отдельных составляющих, но и на теоретически обоснованную концепцию научного потенциала, которая может быть создана на основе социально-философского его анализа. Кроме того, проблема научного потенциала возникает как следствие самопознания науки, осознания ею своей социальной значимости, для чего требуется определить социальные предпосылки и возможности ее развития, что как раз и характеризует научный потенциал.

В последнее десятилетие  наблюдается чрезвычайно динамичное повышение инновационной активности в наиболее развитых странах. Его специфическими особенностями являются [12]:

• рост затрат на научные  исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), которые в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) возросли с 416 до 552 млрд долл. в 1994-2000 гг., или с 2,04 до 2,24% ВВП;

• усиление внимания государства  к стимулированию развития инновационной среды, значительное возрастание роли государственного управления с целью создания условий для будущих прорывов в области технологии;

• стремление к улучшению  системы образования и повышению качества человеческого капитала, а также компенсации нехватки квалифицированных кадров за счет увеличения оплаты труда в отраслях повышенного спроса на знания;

• повышение роли проблем, относящихся к охране интеллектуальной собственности, и возрастание сложности их решения из-за неоднозначности влияния на развитие науки и высоких технологий;

• повышение сложности  государственного управления из-за необходимости концентрации усилий в большей степени на стимулировании распространения новых технологий, конкуренции в области телекоммуникаций, создания новых методов управления на основе «электронного правительства» и т.д.

В современных условиях развития общественного производства, повышение  его эффективности все в большей  степени определяется научно-техническим  прогрессом (НТП), уровнем научного обслуживания. Решение современных  социально-экономических задач, возможно лишь при условии быстрого освоения и внедрения результатов НТП. Именно в результате научно-технической  деятельности осуществляются открытия, изобретения, материализуются достижения фундаментальной науки, появляется возможность использования достижений науки и техники в промышленном производстве, строительстве и в  быту. Научный потенциал – это  совокупность возможностей, которыми располагает государство для  решения научно-технических проблем. Выделяют следующие основные составляющие: кадровая, организационная, информационная, материально-техническая.

Роль и значение научного потенциала в условиях перехода к  рыночной экономике обусловлены следующими обстоятельствами [5]:

во-первых, необходимостью научного обеспечения процесса перехода к рыночным отношениям;

во-вторых, коренной структурной  перестройкой производства, без которой  немыслима цивилизованная рыночная экономика;

в-третьих, возможностью выживания  предприятий за счет эффективного использования научного потенциала;

в-четвертых, большим его  масштабом и многопрофильностью.

Все это по-новому ставит проблему научного потенциала и эффективного его использования в интересах  общества. Необходимость нового подхода к проблеме использования научного потенциала продиктована, кроме того, рядом изменений в общественно-политической и социально-экономической жизни, а также в структуре научного потенциала. К ним следует отнести: суверенизацию, образование новых научных организационных структур; изменение форм собственности в научно-технических организациях и их статуса; создание новых научно-технических организаций; достаточно сильный заводской сектор науки. Новый подход к этой проблеме предполагает проведение комплекса мероприятий основанных на следующих предпосылках:

Информация о работе Научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы стран СНГ