Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:43, дипломная работа
Актуальность и важность темы исследования. Для осуществления производственного процесса современные предприятия нуждаются не только в основных, но и в оборотных производственных фондах и в фондах обращения. Объективно объясняет интерес к данной теме тот факт, что в Казахстане переходный период характеризовался процессом утраты предприятиями собственных оборотных средств, и как следствие - платежным кризисом. Среди важнейших причин, генерирующих данный процесс, можно назвать:
1) высокую инфляцию, обесценивающую будущие доходы;
2) отсутствие эффективного механизма пополнения оборотных средств;
3) частичную потерю управляемости финансами многих предприятий и др.
Так, задержка выплаты заработной платы персоналу снижает уровень материальной заинтересованности и производительности труда работников, приводит к росту текучести кадров (причем в первую очередь увольняются, как правило, наиболее квалифицированные работники). Задержка выплаты налогов и налоговых платежей вызывает рост штрафных санкций, ухудшает деловой имидж предприятия, снижает его кредитный рейтинг. Задержка выплат взносов по страхованию имущества или личному страхованию может вызвать в ответной реакции соответствующую задержку выплат предприятию сумм страховых возмещений1.
Поэтому с позиций стратегического развития своевременная выплата средств, начисленных в составе внутренней кредиторской задолженности, приносит предприятию больше экономических преимуществ, чем сознательная задержка этих выплат.
На каждом предприятии в системе управления образованием, распределением и использованием оборотных средств особое внимание должно быть обращено на систематическую работу с должниками. Сегодня она, как это ни странно, ведется лишь от случая к случаю.
Такая работа должна строиться на основе осуществления жесткого контроля и управления финансовыми потоками, перестройки управления с помощью маркетинга в условиях неплатежей, рационального использования различных механизмов вексельного обращения.
Эффективная реализация вышеназванных принципов предполагает, прежде всего, понимание сущности происхождения долгов и знание правовых основ их разрешения. В связи с этим мы предлагается следующая классификация видов неплатежей и основы их урегулирования (табл. 3.1.).
Таблица 3.1.
Классификация видов неплатежей
Вилы неплатежей |
Сфера взаимоотношений |
Нормативные основы регулирования |
Кредитор |
Дебитор |
Неплатежи поставщикам |
Коммерческая деятельность |
Гражданский кодекс РК, гражданско-правовое законодательство |
Любой хозяйствующий субъект |
Любой хозяйствующий субъект |
Неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды |
Административные и налоговые отношения |
Налоговое законодательство |
Государство |
Любой хозяйствующий субъект |
Таможенные неплатежи |
Административные отношения |
Таможенный кодекс РК |
Государство |
Любой хозяйствующий субъект |
Неплатежи по зарплате |
Трудовые отношения |
Кодекс законов о труде РК |
Рабочие и служащие |
Предприятие |
Умышленные неплатежи |
Противоправная деятельность |
Уголовный кодекс РК |
Рабочие и служащие |
Любой хозяйствующий субъект |
В соответствии с приведенной классификацией видов неплатежей рассмотрим возможные направления воздействия на должника, чтобы хозяйствующий субъект (кредитор) мог получить долги.
При рассмотрении неплатежей поставщикам, для того чтобы принять правильное решение, следует знать следующие направления уступка требования, перевод долга, исковое производство.
При уступке требований другому кредитору предшествующий кредитор должен сделать следующее:
1) передать документы, удостоверяющие право требование;
2) сообщить те сведения, которые имеют значение для осуществления этого требования,
3) отвечать за недействительность переданного требования;
4) возместить ущерб при недействительности переданного требования;
5) уведомить письменно должника.
Перевод долга на другое лицо или организацию осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
1) перевод долга допускается только с согласия кредитора;
2) новый должник
имеет право выдвинуть против
требований кредитора
Исковое производство как исполнение судебного решения производится при следующих условиях:
1) наличие исполнительного листа или оформленного в установленном порядке требования лица, осуществляющего взыскание, о взыскании денежных средств;
2) отсутствие на счетах должника денежных средств или их недостаточность для удовлетворения требований взыскателя;
3) удостоверение
банком, осуществляющим обслуживание
его расчетного счета, факта
отсутствия или
Однако хорошее знание правовых основ еще не является решением проблемы неплатежей. Решить данную проблему можно при условии организации систематической работы с должниками, которая включает определение состава и порядка взаимодействия всех участников процесса погашения задолженности. В системе управления этим процессом прежде всего следует установить его этапы и их назначение (табл. 3.2.).
Таблица 3.2.
Этапы процесса погашения задолженности1
Этапы |
Содержание |
1. Составление списка должников
2. Составление графика работы с должниками
3. Согласованные действия по погашению задолженности
4. Самостоятельные действия по погашению долга |
Систематизация, упорядочение должников по сумме долга, срокам, финансовому состояние
План ежедневных мероприятий: переговоры, письма, договоры, отключения, зачеты
Графики погашения задолженности, анализ балансов, информация о дебиторах дебиторов
Уступка долга, продажа долга, переоформление долга к векселя, судебные иски, арест счета, взыскание имущества |
Для текущей работы с дебиторами целесообразно использовать упрощенную форму учета (табл. 3.3., 3.4., и 3.5).
Таблица 3.3
Перечень предприятий дебиторов
№ п/п |
Наименование предприятий -дебиторов |
Всего на 01,01.__г. |
Сумма дебиторской задолженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таблица дает наглядное представление о сумме долга, сроках задолженности, отраслевой принадлежности, местоположению, банках, в которых они обслуживаются. А это позволяет распределить предприятия-задолжники по группам, к которым можно было бы применить одинаковые методы. Затем необходимо составить график работ с должниками (табл.3.4).
Таблица 3.4
График работы с должниками (месячный)
№ п/п |
Наименования предприятия |
Мероприятия па погашению задолженности | ||||||||||||
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
28 |
29 |
30 |
31 | |||||
Таблица 17
График работы с должниками (ежедневный)
п/п |
Наименование предприятия |
Мероприятия но погашению задолженности на 28.01.97г. |
Желательно, чтобы мероприятия по погашению задолженности проводились бы совместно с должником. В табл. 3.5 показаны виды таких мероприятий.
Таблица 3.5
Мероприятия по погашению задолженности 1
Мероприятия |
Содержание (возможное) |
1. Напоминание по телефону
2. Письменное напоминание
3. Письменное напоминание на официальном уровне
4. Согласование графиков погашения
5. Анализ финансового состояния дебитора
6. Получение информации о дебиторах дебитора
7. Проведение взаимозачетов
8. Оформление задолженности дебитора векселями
9. Реализация продукции и имущества дебитора |
Ежедневно или 2 — 3 раза в неделю В письме указываются предложения по согласованию графиков погашения задолженности, а также возможность обратиться в вышестоящий орган управления В письме указывается необходимость согласовании графика погашения задолженности к фиксированному сроку График в качестве приложения дополняет договор старой с указанием санкций за его невыполнение Оценивается возможность дебитора погасить задолженность на основе анализа баланса и отчета о финансовых результатах Совместно с дебитором выясняется возможность проведения взаимозачетов, активизируется маркетинг дебитора Оформляется соглашением всех участников взаимозачета либо простыми векселями Оформляется простой или переводной вексель, по которому дебитор выступит плательщиком Дебитор передает права на реализацию продукции и имущества по согласованному списку |
Существуют способы управления дебиторской задолженностью, которые менеджер должен знать.
1. Определяйте срок просроченной дебиторской задолженности и сравнивайте его с данными прошлых лет или с нормами, учитывающими отраслевые особенности расчетов. Например, отпуская предприятиям товары, цикл производства которых длится несколько месяцев, имейте в виду, что срок погашения задолженности этими предприятиями увеличивается. Это обусловлено притоком денежных средств предприятия-покупателя после выпуска и продажи его продукции, т. е. его платежеспособностью.
2. Периодически
пересматривайте предельную
3. Если знаете,
что предприятие не погасит
дебиторской задолженности, так
как у него неустойчивое
4. Используйте
Государственную налоговую
5. Продайте дебиторскую задолженность, т. е. используйте факторинг.
6. Ускорьте выписку счетов за продажу своей продукции, товаров, работ и услуг.
7. Избегайте покупателей, заказчиков с высоким риском, например, представляющих отрасль или страну, испытывающую финансовые трудности.
8. Покупателям и заказчикам за досрочную оплату счетов предоставляйте скидки только в том случае, если досрочная оплата счетов обеспечит прибыль на полученные раньше средства и ее размер будет больше, чем размер предоставленной скидки.
Постоянная работа с дебиторской и кредиторской задолженностью с должна проводиться с учетом того, что кредиторская задолженность должна расти быстрее дебиторской – «мы платим медленнее, нам платят быстрее». В этом случае, предприятие всегда имеет большое количество денежных средств.
Таким образом, эффективный финансовый анализ и менеджмент, выступают залогом постоянного прироста экономических результатов и поддержания высокого уровня конкурентоспособности фирмы.
3.2. Управление производственными запасами
В условиях рыночной экономики уровень (величина) производственных запасов на предприятии приобретает особое значение.
Руководством страны принято решение о вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим многим нашим отечественным предприятиям придется решать сложный комплекс вопросов, в частности, по существенному снижению уровня производственных запасов.
По опубликованным данным, «... в западных странах и Японии расходы на материально-техническое обеспечение и транспортировку составляют 30-40% стоимости конечного продукта. Почти половина этих расходов приходится на хранение и содержание запасов материальных ресурсов».
Существенное снижение уровня производственных запасов позволит значительно сократить издержки по их содержанию, что обеспечит повышение конкурентоспособности наших товаров на мировых рынках.
Запасы - это экономическая категория, они создаются на всем пути продвижения товарно-материальных ценностей - от места их производства (изготовления, добычи) на предприятиях-изготовителях до мест непосредственного использования материальных ресурсов на предприятиях-потребителях или базах снабжения (крупнооптовых предприятиях и т.д.).
Материальные запасы представляют собой часть материального потенциала экономики. Важно заметить, что это материальные ресурсы, которые в данный момент времени «выключены» из процесса производства в связи с выполнением ими роли своеобразного «буфера» между производством и потреблением, или товары, находящиеся на той или иной стадии движения по каналам сферы обращения.
Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность производственного процесса. В то же время, образование запасов означает временное омертвление вложенных в них оборотных средств. Так, из материалов, находящихся в запасах, в период их хранения не создается новая стоимость. Поэтому вторым требованием, предъявляемым к совокупному запасу, является максимально возможное его сокращение при одновременном повышении степени мобильности.
Образование запаса и его хранение требует затрат. Их размер зависит не только от величины запасов, но и от дальности и способов доставки материалов к местам хранения, объема погрузочно-разгрузочных работ, времени и техники хранения и т. д. Отсюда вытекает третье требование к формированию совокупного запаса, состоящее в минимизации суммарных издержек, связанных с его образованием.
Управление запасами предусматривает организацию контроля их фактического состояния1.
Рис. 3.2.
Основные этапы формирования политики управления запасами на предприятии
Цель управления запасами — удерживать на минимальном уровне ежегодную общую сумму затрат на обеспечение запасов. При росте размера запасов растут расходы на их содержание. К таким расходам относятся: стоимость приобретения товарно-материальных ценностей, расходы на хранение, страхование, расходы на содержание службы заготовления и снабжения.
Информация о работе Оборотные средства предприятия и эффективность их использования