Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:50, магистерская работа
Цель данной работы – анализ причин и необходимости модернизации системы оплаты труда в бюджетном секторе в России. Задачами работы являются: обоснование необходимости перехода от тарифной системы оплаты труда к НСОТ, определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда, оценка результатов внедрения новой системы оплаты труда в регионах. А также к задачам относится проведение анализа дифференциации заработных плат работников двух категорий высококвалифицированных и неквалифицированных работников бюджетного и небюджетного секторов экономики на примере Центрального и Волго-Вятского экономических районов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Понятие и сущность заработной платы. 4
1.1.1. Основные системы оплаты труда, их эволюция. 7
1.2 Особенности заработной платы в бюджетном секторе российской экономики. 9
1.2.1. Бюджетный сектор экономики: динамика основных показателей. 9
1.2.2.Единая тарифная система. 15
1.2.3. Новая система оплаты труда (НСОТ) 20
ГЛАВА 2. РАЗРЫВ В ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТАХ В БЮДЖЕТНОМ И ЧАСТНОМ СЕКТОРАХ. 30
2.1. Тенденции, динамика и причины разрыва в заработках: обзор исследований. 30
2.2. Эмпирическая оценка разрыва в заработках для работников разной квалификации на примере отдельных регионов России 34
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 43
3.1. Особенности оплаты труда в сфере образования. 43
3.2. Необходимость сокращения численности работников бюджетной сферы. Кадровая политика в отношении уволенных сотрудников. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Чтобы избежать подобной ситуации, работодатели используют более сложные схемы мотивации сотрудников: например, систему контроля дневной выработки, в которой регламентации подлежит тарифная ставка оплаты за отработанный час, предполагая при этом выполнение установленной нормы выработки. В случае невыполнения (или перевыполнения) данной нормы выработки, оплата производится по измененной ставке. Например, на предприятиях США работодатель ориентируется в основном не на объем произведенной продукции, а на её качество, поэтому оплата труда производится согласно квалификации сотрудника (получив дополнительное образование или навык, работник, как правило, получает прибавку к заработной плате).
В целях
повышения эффективности
К организациям
государственного сектора экономики
относятся учреждения, находящиеся
непосредственно в
Масштаб государственного и негосударственного секторов экономики в России представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности.
годы |
Численность занятых, тыс. чел. |
в т.ч. |
Доля гос.сектора в общей | |
На предприятиях и в организациях гос.сектора |
На частных предприятиях | |||
1990 |
75325 |
62198 |
13127 |
82,6 |
1995 |
66330 |
27945 |
38385 |
42,1 |
2000 |
64517 |
24371 |
40146 |
37,8 |
2001 |
64980 |
24228 |
40752 |
37,3 |
2002 |
65574 |
24207 |
41367 |
36,9 |
2003 |
65979 |
23926 |
42053 |
36,3 |
2004 |
66407 |
23582 |
42825 |
35,5 |
2005 |
66792 |
22499 |
44293 |
33,7 |
2006 |
67174 |
22038 |
45136 |
32,8 |
2007 |
68019 |
21796 |
46223 |
32,0 |
Источник: Российский статистический ежегодник: Росстат, 2008. С. 137.
Согласно расчетам, доля государственного сектора в общей занятости снижалась за период с 1990 по 2007гг., как и абсолютная численность его работников.
Бюджетный сектор экономики включает в себя отрасли, финансирование которых в значительной степени осуществляется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов. К ним относятся такие отрасли как образование, здравоохранение, социальные услуги, управление, наука, культура.
По данным таблицы 1.2 общее число занятых в самых крупных отраслях бюджетной сферы увеличилось с 2000 по 2007 год примерно на 1 млн. человек с 15 798 тыс. чел до 16 851 тыс. чел.
Таблица 1.2. Численность занятых отраслей бюджетного сектора экономики
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Тысяч человек | ||||||||
Всего в отраслях бюджетного сектора экономики |
15798 |
15655 |
15903 |
16122 |
16390 |
16505 |
16620 |
16851 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
3098 |
3086 |
3140 |
3266 |
3447 |
3458 |
3504 |
3618 |
образование |
5979 |
5954 |
6037 |
6092 |
6125 |
6039 |
6009 |
6016 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4408 |
4373 |
4397 |
4469 |
4488 |
4548 |
4574 |
4644 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2313 |
2242 |
2329 |
2295 |
2330 |
2460 |
2533 |
2573 |
Источник: Российский статистический ежегодник: Росстат, 2008. С. 138
Как видно из таблицы 1.2, численность занятых во всех отраслях бюджетного сектора возросла за последние 7 лет.
В таблице 1.3 представлен расчет относительной численности занятых по отраслям бюджетного сектора.
Таблица 1.3. Относительная численность занятых по отраслям бюджетного сектора, в процентах
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
В процентах к итогу | ||||||||
Всего в отраслях бюджетного сектора экономики |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
19,6 |
19,7 |
19,7 |
20,3 |
21,0 |
21,0 |
21,1 |
21,5 |
образование |
37,8 |
38,0 |
38,0 |
37,8 |
37,4 |
36,6 |
36,2 |
35,7 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
27,9 |
27,9 |
27,6 |
27,7 |
27,4 |
27,6 |
27,5 |
27,6 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
14,6 |
14,3 |
14,6 |
14,2 |
14,2 |
14,9 |
15,2 |
15,3 |
Источник: Российский статистический ежегодник: Росстат, 2008. С. 138
Наибольшая доля занятых приходится на отрасль образования. На протяжении с 2000 по 2007 гг. наблюдалось её снижение. В 2007 году доля занятых в образовании в бюджетном секторе экономики снизилась на 6% (к периоду 2000 г.).
Значительная доля приходится на государственное управление, к 2007 году прирост ставил почти 10 % (относительно 2000 года).
Доля численности занятых, отнесенных к группе “предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг” (в т.ч. общественные организации, наука, культура) в бюджетном секторе к 2007 году выросла незначительно с 14, 6 до 15,3.
На основании статистических данных следует сделать вывод о том, что общая структура бюджетного сектора за период с 2000 по 2007 год изменилась незначительно.
Рассмотрим динамику реальной и номинальной заработной платы в бюджетном секторе.
Номинальная заработная плата измеряется в денежном эквиваленте за единицу рабочего времени. Эта величина не зависит от установленных на рынке цен на товары и услуги.
Согласно данным Росстата, на протяжении периода с 2000 по 2007 гг. в РФ в бюджетном секторе экономики наблюдался рост номинальной заработной платы (см. табл.1.4.).
Таблица 1.4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных организаций, рублей.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
2712 |
3637 |
5200 |
6914 |
7899 |
10959 |
13477 |
16899 |
Образование |
1240 |
1821 |
2927 |
3387 |
4203 |
5429,7 |
6983,3 |
8787,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1333 |
2004 |
3141 |
3663 |
4612 |
5905,6 |
8059,9 |
10023 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1548 |
2796 |
3183 |
3920 |
4823 |
6291 |
7996,4 |
10408 |
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/
В таблице 1.5 представлены данные о росте номинальной заработной платы по отношению к 2000 году:
Таблица 1.5. Показатели роста номинальной заработной платы (к показателю 2000 года), %
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
134,10 |
191,75 |
254,92 |
291,24 |
404,06 |
496,93 |
623,10 |
Образование |
146,83 |
236,03 |
273,07 |
338,93 |
437,81 |
563,08 |
708,56 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
150,30 |
235,60 |
274,70 |
345,91 |
442,93 |
604,51 |
751,77 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
180,61 |
205,63 |
253,25 |
311,54 |
406,40 |
516,56 |
672,33 |
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/
Начиная с 2000 года, по всем отраслям бюджетной сферы отмечается общий рост номинальной заработной платы.
Рисунок 1.1. Рост номинальной заработной платы к 2000 году по отраслям, % (2000г.=100%)
Под реальной заработной платой понимают количество товаров и услуг, приобретаемых за номинальную заработную плату. Другими словами, это есть покупательная способность номинальных денег. Реальная заработная плата зависит от потребительских цен на товары и услуги. Индекс реальной заработной платы рассчитывается делением индекса номинальной заработной платы на ИПЦ (индекс потребительских цен).
Если рост номинальной заработной платы обгоняет рост потребительских цен, то происходит увеличение показателя реальной заработной платы. Наоборот, когда рост цен превышает рост номинальной заработной платы, реальная заработная плата снижается.
Информация о работе Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции