Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ цепочки процесса торгового обслуживания по теме: «Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии и его эффективность».
Основные задачи – изучить:
закономерность взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на торгово-технологический цикл;
освоение теоретических знаний в области современных методов организации торговых процессов;
вооружение теоретическими знаниями в области формирования ассортиментной политики предприятий торговли;

Содержание

Введение 4
1 Организационно-правовые формы объектов на рынке товаров и услуг 7
2 Государственное регулирование коммерческой деятельности 10
3 Коммерческие службы торговых организаций 12
4 Штатное расписание предприятия торговли и должностные обязанности
работников коммерческой службы 16
5 Понятия: технология торговли, товар, товарооборот, товародвижение,
виды покупательского спроса, ассортимент товара 21
6 Инфраструктура оптовой торговли 24
7 Инфраструктура розничной торговли 26
8 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и
розничной торговле 33
9 Управление товарными запасами в торговле 35
10 Сущность и источники формирования прибыли торгового
предприятия 36
11 Требования, предъявляемые к информации о товарах 38
12 Коммерческая информация и коммерческая тайна 39
12.1. Коммерческая тайна и способы ее защиты 40
13 Сущность и значение закупочной работы 41
14 Договоры в коммерческой деятельности 43
14.1 Виды договоров 45
15 Организация закупок товаров 46
15.1 Организация закупок товаров на оптовых ярмарках 46
15.2 Организация оптовых закупок товаров на товарных биржах 47
16 Организация и технология приемки товаров по количеству и качеству 48
17 Организация и технология товароснабжения различных торговых
предприятий, транспорт 50
18 Реклама в коммерческой деятельности 53
19 Роль товарных знаков в коммерческой работе 54
20 Технология торгового процесса 55
20.1 Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях
оптовой торговли 58
20.2 Организация продажи товаров в магазинах Кеш-энд-керри 59
21 Коммерческая работа на предприятии розничной торговли 59
22 Методы стимулирования продаж в торговле 61
23 Понятие о торговом ассортименте, торговой группе, виде 63
24 Разделение товаров по покупательскому спросу 64
25 Услуги розничной торговли 65
26 Транспорт в системе товародвижения 66
27 Упаковка, тара товаров 67
27.1 Упаковка товара 68
27.2 Штриховое кодирование товаров 69
27.3 Маркировка товара 70
Заключение 73
Список использованных источников 74

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

Основными методами государственного регулирования рыночной деятельности являются:

  • развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения торговли;
  • лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
  • сертификации товаров;
  • государственный контроль над соблюдением торговыми организациями требований нормативных правовых актов и др.

Деятельность предприятий  торговли регламентируется гражданским  кодексом РФ и другими законами.

Защита прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок проведения мероприятий по контролю осуществляемых органами госконтроля (надзора) регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора)». В нем установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем  должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятий по контролю.

По результатам мероприятий  по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора) осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал мероприятий по контролю. В нем, должностным лицом органа госконтроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа госконтроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и его (их) подпись. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может  причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган госконтроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган госконтроля (надзора) может обращаться в суд с требованием  о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

 

3 Коммерческие службы торговых организаций

 

Цели, задачи и структура  коммерческой службы.

Деятельность и задачи торговой организации во многом зависит от того, как организована работа ее коммерческой службы, т.е. технологических подразделений, которые отвечают за закупку товаров и их реализацию.

Структура коммерческой службы обусловлена тем, какие функции  выполняет торговая организация, насколько широк ассортимент закупаемых и реализуемых его товаров, сколько у нее поставщиков и покупателей и т.д.

В крупных торговых организациях коммерческую службу, как правило, возглавляет заместитель руководителя (генерального директора) по коммерческим вопросам (коммерческий директор). В его подчинении находятся различные подразделения, занимающиеся закупкой и реализацией товаров, исследованием ситуации на рынке, рекламой и т.п. В общем виде коммерческая служба организации оптовой торговли может иметь структуру:

 

 



 

 

Схема 1 – Структура  коммерческой службы

В организациях с более  сложной структурой в состав коммерческой службы входят транспортный отдел, отдел  логистики и другие подразделения. на небольших оптовых предприятиях различные отделы коммерческой службы могут быть объединены между собой или же отсутствием вовсе.

В организациях розничной  торговли, в состав которых входит большое число магазинов коммерческая служба, как правило, имеет такую же структуру, что и в оптовой торговле. В небольших магазинах, не входящих в торговые сети, коммерческой работой занимаются либо сам директор магазина, либо его заместитель.

Каждый из отделов  коммерческой службы является самостоятельным  структурным подразделением организации  и выполняет определенные функции, связанные с решением стоящих перед ними задач.

Задачи отдела маркетинга и рекламы.

Отдел маркетинга и рекламы  реализует следующие задачи:

  • обеспечение торговой организации необходимой маркетинговой информацией;
  • проведение комплекса маркетинговых исследований, связанных со спросом потребителей, предложением товаров поставщикам и т.п.;
  • анализ и оценка ситуации на рынке;
  • формирование товарной, ценовой и рекламной политики организации;
  • разработка стратегии продаж товаров;
  • организация рекламной деятельности и мероприятий по продвижению товаров и созданию положительного имиджа организации.

Отдел закупок обеспечивает:

  • поиск поставщиков товаров;
  • заключение договоров с поставщиками и контроль их исполнения;
  • развитие отношений с поставщиками, расширение прямых и длительных хозяйственных связей с ними;
  • формирование ассортимента товаров;
  • управление доставкой товаров;
  • постоянную работу с поставщиками-изготовителями, направленную на совершенствование ассортимента выпускаемых товаров, повышение качества.

Отдел продаж.

Осуществляет следующие функции:

  • разработка и реализация сбытовой политики организации;
  • поиск оптовых покупателей;
  • заключение договоров с оптовыми покупателями и контроль над их исполнением;
  • организация оптовой продажи товаров различными методами (с личной отборкой товаров представителем покупателя в залах товарных образцов, через предварительные склады, торговых агентов и т.п.);
  • разработка мероприятий по доставке товаров в соответствии с заключенными договорами  (определение объемов поставок, частоты завоза товаров, составление маршрутов и графиков завоза товаров);
  • оформление товарно-сопроводительной и товарно-транспортной документации;
  • управление товарными запасами.

Товарные склады.

Товарный склад –  это комплекс взаимосвязанных помещений, в которых осуществляется хранение, так же выполняются следующие операции:

  • приемка поступающих товаров по качеству и количеству;
  • организация хранения товаров;
  • комплектование товаров по заявкам оптовых покупателей;
  • погрузка укомплектованных товаров на транспорт и отправка покупателям.

Классифицируют товарные склады по основным признакам:

  • характер выполняемых функций;
  • товарная специализация;
  • условия хранения товаров;
  • техническое устройство;
  • объемно-планировочное решение;
  • уровень механизации;
  • транспортные условия.

По характеру выполняемых функций различают склады накопительные, подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и временного хранения.

По признаку товарной специализации склады делят на специализированные и универсальные.

Специализированные склады предназначены для осуществления складских операций с какой-либо одной группой товаров.

Универсальные склады используются с универсальным ассортиментом товаров и видов товаров, к тому же оборудованы компьютерной техникой, необходимой для учета товара и ассортимента.

В зависимости от условий, создаваемых для хранения товаров  выделяют общетоварные и специальные.

Общетоварными называют склады, предназначенные для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения.

К специальным складам  относятся склады-холодильники, хранилища  для плодов и овощей, маслохранилище, соляные склады и др.

По особенностям механического  устройства различают открытые, полузакрытые и закрытые склады. Они могут быть отапливаемыми, полуотапливаемыми и неотапливаемыми.

В зависимости от объемно-планировочного решения склады могут быть одноэтажными, многоэтажными.

По уровню механизации технологических  операций выделяют склады с применением  средств малой механизации, механизированные, автоматизированные и компьютеризированные.

Склады с учетом транспортных условий: бывают склады, расположенные возле портов или вблизи железнодорожных станций, что также помогает более быстрому товарообороту.

По видам склады также разделяются  на товарные склады большой площади, для разгрузки грузов применяется как малая механизация, так и выполнение технологических операций: разгрузки, приемки, сортировки, хранения, фасовки, упаковки и отборки товаров, комплектование товаров, комплектовка заказов оптовых покупателей и погрузка на автомобильный транспорт.

 

4 Штатное расписание  предприятия торговли и должностные  обязанности работников коммерческой службы

 

Коммерческая деятельность предприятий торговли связана с  выполнением различных операций и требует от выполняющих работников разносторонних знаний и умений, поэтому в состав коммерческой службы могут входить работники различных категорий: руководители, специалисты, служащие, выполняющие определенные виды работ.

Штатное (примерное) расписание предприятия торговли может быть таким:

  • генеральный директор;
  • коммерческий директор;
  • менеджер по общим вопросам;
  • начальник отдела маркетинга и рекламы;
  • менеджер отдела;
  • начальник отдела закупок;
  • менеджер отдела;
  • торговые агенты;
  • начальник отдела продаж;
  • заведующий складом;
  • специалисты;
  • заведующий секцией отдела;
  • продавцы;
  • прочий обслуживающий персонал;
  • начальник транспортного цеха со своим штатом.

Для каждой должности  руководством организации составляются и утверждаются должностные инструкции, содержащие перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации, производства труда и управления, их права и обязанности.

Должностные инструкции составляются на основе квалификационных характеристик, содержащихся в «Квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих», который утвержден Постановлением Министерства труда социального развития РФ от 21.08.19998 г. № 37. Он предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений обеспечением эффективной системы управления персоналом организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики составляются из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации».

Раздел «Должностные обязанности» квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающеиу данную должность.

Раздел «Должен знать» включает основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативно-правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Раздел «Требования  к квалификации» определяет уровень  профессиональной подготовки работника необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей и требуемый стаж работы.

Коммерческий директор осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, закупки, хранения и реализации  товаров, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных, финансовых ресурсов, снижение потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных договоров с поставщиками и покупателями товаров, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, выполнению договорных обязательств по поставкам товаров (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и др. условиям поставки). Руководит разработкой мер по совершенствованию и нормированию оборотных средств и запасов товара, по улучшению экономических показателей.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии