Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ цепочки процесса торгового обслуживания по теме: «Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии и его эффективность».
Основные задачи – изучить:
закономерность взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на торгово-технологический цикл;
освоение теоретических знаний в области современных методов организации торговых процессов;
вооружение теоретическими знаниями в области формирования ассортиментной политики предприятий торговли;
Введение 4
1 Организационно-правовые формы объектов на рынке товаров и услуг 7
2 Государственное регулирование коммерческой деятельности 10
3 Коммерческие службы торговых организаций 12
4 Штатное расписание предприятия торговли и должностные обязанности
работников коммерческой службы 16
5 Понятия: технология торговли, товар, товарооборот, товародвижение,
виды покупательского спроса, ассортимент товара 21
6 Инфраструктура оптовой торговли 24
7 Инфраструктура розничной торговли 26
8 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и
розничной торговле 33
9 Управление товарными запасами в торговле 35
10 Сущность и источники формирования прибыли торгового
предприятия 36
11 Требования, предъявляемые к информации о товарах 38
12 Коммерческая информация и коммерческая тайна 39
12.1. Коммерческая тайна и способы ее защиты 40
13 Сущность и значение закупочной работы 41
14 Договоры в коммерческой деятельности 43
14.1 Виды договоров 45
15 Организация закупок товаров 46
15.1 Организация закупок товаров на оптовых ярмарках 46
15.2 Организация оптовых закупок товаров на товарных биржах 47
16 Организация и технология приемки товаров по количеству и качеству 48
17 Организация и технология товароснабжения различных торговых
предприятий, транспорт 50
18 Реклама в коммерческой деятельности 53
19 Роль товарных знаков в коммерческой работе 54
20 Технология торгового процесса 55
20.1 Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях
оптовой торговли 58
20.2 Организация продажи товаров в магазинах Кеш-энд-керри 59
21 Коммерческая работа на предприятии розничной торговли 59
22 Методы стимулирования продаж в торговле 61
23 Понятие о торговом ассортименте, торговой группе, виде 63
24 Разделение товаров по покупательскому спросу 64
25 Услуги розничной торговли 65
26 Транспорт в системе товародвижения 66
27 Упаковка, тара товаров 67
27.1 Упаковка товара 68
27.2 Штриховое кодирование товаров 69
27.3 Маркировка товара 70
Заключение 73
Список использованных источников 74
Таблица 1 - Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли
Предприятие розничной торговли |
Торговая площадь, м2, не менее |
Ассортимент товаров |
Формы торгового обслуживания | |
вид |
тип | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Универсальный магазин |
Гипермаркет |
5000 |
Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров |
Преимущественно самообслуживание |
Универсальный магазин |
Универмаг |
3500 - городская торговля; 650 - сельская торговля |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Универсальный магазин |
Универмаг «Детский мир» |
2500 |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
Универсальный магазин |
Магазин-склад |
650 |
Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров |
Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары |
Универсальный магазин |
Универсам (Супермаркет) |
400 |
Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров |
Преимущественно самообслуживание |
Универсальный магазин |
Гастроном |
400 |
Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
Универсальный магазин |
Товары повседневного спроса |
100 |
Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса |
Преимущественно самообслуживание |
Продолжение таблицы 1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Специализированный |
Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Специализированный |
Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, ткани и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
Магазины прочей товарной специализации |
Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Неспециализированный |
Продукты (Мини-маркет) и т.п. |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
Неспециализированный |
Дом торговли |
1000 |
Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия) |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
Неспециализированный |
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров |
650 |
Товарные комплексы соответствующей специализации |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
Продолжение таблицы 1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Неспециализированный |
Промтовары |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
Неспециализированный |
Комиссионный магазин |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственны |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Магазины со смешанным ассортиментом товаров |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
В свою очередь организация товароснабжения в розничной торговой сети влияет на многие факторы, к основным из которых можно отнести:
На рациональную организацию товароснабжения оказывает влияние и соблюдение ряда принципов. Среди них наиболее значимыми являются:
Планомерность товароснабжения означает осуществление его по графикам, определяющим частоту и периодичность завоза товаров. Графики составляются с учетом ассортиментного профиля магазина, его площади и расположения.
Ритмичность снабжения
проявляется в такой его
Оперативность товароснабжения
предусматривает зависимость пе
Экономичность товароснабжения предполагает его осуществление с минимальными затратами рабочего времени, материальных и денежных средств. Этому способствует эффективное использование транспортных средств, механизация погрузочно-разгрузочных работ, правильное и своевременное оформление документов по отпуску и приемке товаров. Зависимость от источников поступления товаров различают две формы товародвижения: транзитную и складскую.
Транзитная форма доставки
применяется для снабжения
При складской форме товары завозятся в розничную сеть со складов оптовых предприятий. Применение такой формы снабжения наиболее удобна при доставке товаров сложного ассортимента, который нуждается в предварительной подсортировке. Товароснабжение в розничной торговой сети может быть децентрализованным и централизованным.
Децентрализованный метод доставки товаров заключается в том, что выполнение всех операций по вывозу товаров со склада поставщика возлагается на магазин или на любое другое предприятие розничной торговли. Применение этого метода ведет к росту издержек обращения (за счет транспортных расходов, так как большинство магазинов не имеют собственных транспортных средств), нерациональному использованию грузоподъемности автотранспорта из-за его неполной загрузки. Кроме того, работники магазина вынуждены отвлекаться от выполнения своих функций по обслуживанию покупателей, особенно при большом числе поставщиков.
Централизованная доставка является наиболее эффективным товародвижением, так как осуществляется силами и средствами поставщика. В его обязанности при этом входят транспортные и погрузочные работы, обеспечение сохранности и своевременности доставки товаров в магазин.
Для правильной организации централизованной доставки товаров в магазины на складе проводятся подготовительные мероприятия. Они включают в себя:
Анализ расположения розничной торговой сети проводят на основании таких данных о каждом магазине, как его тип (ассортиментный профиль), месторасположение, расстояние до склада, среднемесячный товарооборот, режим работы (часы работы, время обеденного перерыва, выходные дни). Перечень товаров, централизованно доставляемых со склада, будет зависеть от ассортиментного профиля магазина, он должен составляться с учетом того, что часть товаров может поступать в магазин непосредственно с промышленных предприятий.
Для расчета грузооборота используются данные о товарообороте за соответствующий период и средней цене одной тонны товара. При определенной частоте завоза товара и размера поставки исходят из средне дневного объема продажи в размерах установленных неснижаемых товарных запасов и других товаров, что позволяет обеспечить стабильность ассортимента и бесперебойную продажу товаров до их следующего завоза, учитывая также физико-химические свойства и сроки реализации товаров, например, хлеб и хлебобулочные изделия завозятся в магазины ежедневно, такой же может быть частота завоза молочных продуктов, колбасных изделий, копченостей. Другие продовольственные товары, имеющие ограниченные, но более продолжительные сроки реализации, завозятся реже, 2-3 раза в неделю.
Поскольку со склада оптового
предприятия в магазины, как правило,
поступают продовольственные
На основании данных о расположении магазинов и размеров партии при частоте завоза в них товаров разрабатываются маршруты централизованной доставки. Они составляются таким образом, чтобы более эффективно использовать грузоподъемность автомобилей и сократить их непроизводительные пробеги.
После определения количества маршрутов рассчитывается время оборота автомобиля на каждом из них и составляют график завоза товаров. Он представляет собой расписание, в котором указано время отборки и доставки товаров в каждый магазин, при этом время доставки товаров не должно совпадать со временем обеденного перерыва в магазине. В зависимости от количества маршрутов среднедневного грузооборота и ассортимента доставляемых со склада товаров рассчитывают необходимое количество инвентарной многооборотной тары, в том числе и тары оборудования и транспортных средств. Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка, ее составляют по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указывается необходимое количество товаров каждого наименования (с учетом основных ассортиментных признаков). Подписанная заведующим или директором магазина и заверенная печатью заявка направляется на склад оптового предприятия. Заявки поступают в диспетчерскую службу склада, работники службы обобщают поступившие заявки и дают задания соответствующим подразделениям склада на комплектование и отправку товаров в магазины. В обязанности диспетчеров входит поддержание постоянной связи с магазинами, контроль обеспечения их товарами в соответствующем ассортименте.
8 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле
Формирование ассортимента
товаров это сложный и
Как в оптовой, так и в розничной торговле на процесс формирования торгового ассортимента существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения: социальные, экономические, демографические, природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат), национально-бытовые, изменение моды, достижения научно-технического прогресса.
Формирование ассортимента
товаров заключается в
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, а его глубина – количеством видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.
В оптовой торговле формирование ассортимента происходит с учетом товарной специализации и функций, выполняемых предприятием торговли.
Например, на складах сезонного хранения ассортимент может быть ограничен одной группой или видом товара (овощи, картофель).
Подсортировочно-
Коммерческими службами
оптовых предприятий
В розничной торговле в основу построения ассортимента должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
При формировании ассортимента следует учитывать:
Как правило, в универсальных магазинах ассортимент более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов. В специализированных магазинах представлено большее число разновидностей товаров, поэтому в них характерна большая глубина товаров.
Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, все виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже.
Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей.
9 Управление товарными запасами в торговле
Товарные запасы представляют собой количество товаров в денежном или товарном выражении, находящихся в распоряжении торговых предприятий (на складах, в торговых залах) или в пути на определенную дату.
В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются:
Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии