Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ цепочки процесса торгового обслуживания по теме: «Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии и его эффективность».
Основные задачи – изучить:
закономерность взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на торгово-технологический цикл;
освоение теоретических знаний в области современных методов организации торговых процессов;
вооружение теоретическими знаниями в области формирования ассортиментной политики предприятий торговли;

Содержание

Введение 4
1 Организационно-правовые формы объектов на рынке товаров и услуг 7
2 Государственное регулирование коммерческой деятельности 10
3 Коммерческие службы торговых организаций 12
4 Штатное расписание предприятия торговли и должностные обязанности
работников коммерческой службы 16
5 Понятия: технология торговли, товар, товарооборот, товародвижение,
виды покупательского спроса, ассортимент товара 21
6 Инфраструктура оптовой торговли 24
7 Инфраструктура розничной торговли 26
8 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и
розничной торговле 33
9 Управление товарными запасами в торговле 35
10 Сущность и источники формирования прибыли торгового
предприятия 36
11 Требования, предъявляемые к информации о товарах 38
12 Коммерческая информация и коммерческая тайна 39
12.1. Коммерческая тайна и способы ее защиты 40
13 Сущность и значение закупочной работы 41
14 Договоры в коммерческой деятельности 43
14.1 Виды договоров 45
15 Организация закупок товаров 46
15.1 Организация закупок товаров на оптовых ярмарках 46
15.2 Организация оптовых закупок товаров на товарных биржах 47
16 Организация и технология приемки товаров по количеству и качеству 48
17 Организация и технология товароснабжения различных торговых
предприятий, транспорт 50
18 Реклама в коммерческой деятельности 53
19 Роль товарных знаков в коммерческой работе 54
20 Технология торгового процесса 55
20.1 Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях
оптовой торговли 58
20.2 Организация продажи товаров в магазинах Кеш-энд-керри 59
21 Коммерческая работа на предприятии розничной торговли 59
22 Методы стимулирования продаж в торговле 61
23 Понятие о торговом ассортименте, торговой группе, виде 63
24 Разделение товаров по покупательскому спросу 64
25 Услуги розничной торговли 65
26 Транспорт в системе товародвижения 66
27 Упаковка, тара товаров 67
27.1 Упаковка товара 68
27.2 Штриховое кодирование товаров 69
27.3 Маркировка товара 70
Заключение 73
Список использованных источников 74

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 - Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли

Предприятие розничной торговли

Торговая площадь, м2, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

вид

тип

1

2

3

4

5

Универсальный магазин

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универсальный магазин

Универмаг

3500 - городская торговля;

650 - сельская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Универсальный магазин

Универмаг «Детский мир»

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Универсальный магазин

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсальный магазин

Универсам (Супермаркет)

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универсальный магазин

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Универсальный магазин

Товары повседневного спроса

100

Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса

Преимущественно самообслуживание

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Специализированный продовольственный  магазин

Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Специализированный непродовольственный  магазин

Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, ткани и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазины прочей товарной специализации

Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный продовольственный  магазин

Продукты (Мини-маркет) и т.п.

18

Узкий ассортимент продовольственных  товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный непродовольственный  магазин

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Неспециализированный непродовольственный  магазин

Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Неспециализированный непродовольственный  магазин

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный непродовольственный  магазин

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Магазины со смешанным ассортиментом товаров

 

18

Узкий ассортимент продовольственных  товаров, не связанных общностью спроса

Индивидуальное обслуживание через прилавок


 

В свою очередь организация товароснабжения в розничной торговой сети влияет на многие факторы, к основным из которых можно отнести:

  • размещение сети розничных торговых предприятий, по отношению к источникам товароснабжения;
  • транспортные услуги;
  • тип розничного торгового предприятия;
  • размер его торговой и складской площади;
  • оснащенность предприятий розничной торговли торгово-технологическим оборудованием, для хранения и внутримагазинного перемещения товара (холодильным, подъемно-транспортным и др.).

На рациональную организацию товароснабжения оказывает влияние и соблюдение ряда принципов. Среди них наиболее значимыми являются:

  • планомерность;
  • ритмичность;
  • оперативность;
  • экономичность.

Планомерность товароснабжения  означает осуществление его по графикам, определяющим частоту и периодичность завоза товаров. Графики составляются с учетом ассортиментного профиля магазина, его площади и расположения.

Ритмичность снабжения  проявляется в такой его организации  при которой доставка товаров в розничную торговую сеть происходит через определенные (как правило, равномерные) промежутки времени. Это обеспечивает бесперебойное снабжение предприятий розничной торговли товарами, способствует своевременному выделению работников для проведения приемки поступивших товаров, позволяет эффективно использовать складскую площадь и исключает образование излишек товарных запасов.

Оперативность товароснабжения  предусматривает зависимость периодичность доставки товаров от определенных условий. Такими условиями, например, являются уменьшение или увеличение спроса населения на те или иные товары в зависимости от времени года, моды или других причин.

Экономичность товароснабжения предполагает его осуществление с минимальными затратами рабочего времени, материальных и денежных средств. Этому способствует эффективное использование транспортных средств, механизация погрузочно-разгрузочных работ, правильное и своевременное оформление документов по отпуску и приемке товаров. Зависимость от источников поступления товаров различают две формы товародвижения: транзитную и складскую.

Транзитная форма доставки применяется для снабжения розничных  торговых предприятий товарами простого ассортимента, а также ежедневного спроса (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, овощи и т.д.) производство которых осуществляется в районах потребления.

При складской форме  товары завозятся в розничную  сеть со складов оптовых предприятий. Применение такой формы снабжения наиболее удобна при доставке товаров сложного ассортимента, который нуждается в предварительной подсортировке. Товароснабжение в розничной торговой сети может быть децентрализованным и централизованным.

Децентрализованный метод  доставки товаров заключается в том, что выполнение всех операций по вывозу товаров со склада поставщика возлагается на магазин или на любое другое предприятие розничной торговли. Применение этого метода ведет к росту издержек обращения (за счет транспортных расходов, так как большинство магазинов не имеют собственных транспортных средств), нерациональному использованию грузоподъемности автотранспорта из-за его неполной загрузки. Кроме того, работники магазина вынуждены отвлекаться от выполнения своих функций по обслуживанию покупателей, особенно при большом числе поставщиков.

Централизованная доставка является наиболее эффективным товародвижением, так как осуществляется силами и средствами поставщика. В его обязанности при этом входят транспортные и погрузочные работы, обеспечение сохранности и своевременности доставки товаров в магазин.

Для правильной организации  централизованной доставки товаров в магазины на складе проводятся подготовительные мероприятия. Они включают в себя:

  • анализ расположения магазина;
  • определение перечня  и минимальных норм доставляемых в них товаров;
  • определение грузооборота (количество товаров, доставляемого в магазин за определенный период, выраженного в тоннах);
  • расчет частоты завоза товаров для каждого магазина и оптимальных размеров поставок;
  • разработку маршрутов и графика завоза товаров в магазины;
  • расчет потребности в инвентарной таре и автотранспортных средствах.

Анализ расположения розничной торговой сети проводят на основании таких данных о каждом магазине, как его тип (ассортиментный профиль), месторасположение, расстояние до склада, среднемесячный товарооборот, режим работы (часы работы, время обеденного перерыва, выходные дни). Перечень товаров, централизованно доставляемых со склада, будет зависеть от ассортиментного профиля магазина, он должен составляться с учетом того, что часть товаров может поступать в магазин непосредственно с промышленных предприятий.

Для расчета грузооборота используются данные о товарообороте за соответствующий период и средней цене одной тонны товара. При определенной частоте завоза товара и размера поставки исходят из средне дневного объема продажи в размерах установленных неснижаемых товарных запасов и других товаров, что позволяет обеспечить стабильность ассортимента и бесперебойную продажу товаров до их следующего завоза, учитывая также физико-химические свойства и сроки реализации товаров, например, хлеб и хлебобулочные изделия завозятся в магазины ежедневно, такой же может быть частота завоза молочных продуктов, колбасных изделий, копченостей. Другие продовольственные товары, имеющие ограниченные, но более продолжительные сроки реализации, завозятся реже, 2-3 раза в неделю.

Поскольку со склада оптового предприятия в магазины, как правило, поступают продовольственные товары с длительными сроками реализации, а также непродовольственные  товары, то они завозятся 1 раз в  неделю или реже. Частота завоза и размер поставки товара во многом зависит от технических возможностей магазина: наличие помещений для приемки, хранение и подготовка товаров к продаже и их емкости, а для магазинов торгующих скоропортящимися товарами, - холодильного оборудования.

На основании данных о расположении магазинов и размеров партии при частоте завоза в них товаров разрабатываются маршруты централизованной доставки. Они составляются таким образом, чтобы более эффективно использовать грузоподъемность автомобилей и сократить их непроизводительные пробеги.

После определения количества маршрутов рассчитывается время  оборота автомобиля на каждом из них и составляют график завоза товаров. Он представляет собой расписание, в котором указано время отборки и доставки товаров в каждый магазин, при этом время доставки товаров не должно совпадать со временем обеденного перерыва в магазине. В зависимости от количества маршрутов среднедневного грузооборота и ассортимента доставляемых со склада товаров рассчитывают необходимое количество инвентарной многооборотной тары, в том числе и тары оборудования и транспортных средств. Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка, ее составляют по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указывается необходимое количество товаров каждого наименования (с учетом основных ассортиментных признаков). Подписанная заведующим или директором магазина и заверенная печатью заявка направляется на склад оптового предприятия. Заявки поступают в диспетчерскую службу склада, работники службы обобщают поступившие заявки и дают задания соответствующим подразделениям склада на комплектование и отправку товаров в магазины. В обязанности диспетчеров входит поддержание постоянной связи с магазинами, контроль обеспечения их товарами в соответствующем ассортименте.

 

8 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле

 

Формирование ассортимента товаров это сложный и непрерывный  процесс, основная цель которого заключается  в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении прибыльности работы торгового предприятия.

Как в оптовой, так  и в розничной торговле на процесс  формирования торгового ассортимента существенное влияние оказывают  факторы, определяющие спрос населения: социальные, экономические, демографические, природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат), национально-бытовые, изменение моды, достижения научно-технического прогресса.

Формирование ассортимента товаров заключается в определении  его широты и глубины.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, а его глубина – количеством видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.

В оптовой торговле формирование ассортимента происходит с учетом товарной специализации и функций, выполняемых  предприятием торговли.

Например, на складах сезонного хранения ассортимент может быть ограничен одной группой или видом товара (овощи, картофель).

Подсортировочно-распределительные  склады, предназначенные для снабжения  магазинов и др. оптовых покупателей  товарами широкого ассортимента, строят свою политику в зависимости от площадей хранения, прогнозируемого товарооборота.

Коммерческими службами оптовых предприятий разрабатываются  примерные ассортиментные перечни, которые должны быть на складах.

В розничной торговле в основу построения ассортимента должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:

  • объема товарооборота магазина;
  • размера торговой площади;
  • технической оснащенности;
  • условий товароснабжения.

При формировании ассортимента следует учитывать:

  • численность обслуживания населения;
  • уровень доходов;
  • наличие в зоне обслуживания магазина, промышленных предприятий, учебных заведений и т.п.

Как правило, в универсальных  магазинах ассортимент более  широкий по сравнению с ассортиментом  специализированных магазинов. В специализированных магазинах представлено большее число разновидностей товаров, поэтому в них характерна большая глубина товаров.

Работниками магазинов  разрабатываются ассортиментные перечни, все виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже.

Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей.

 

9 Управление товарными запасами в торговле

 

Товарные запасы представляют собой количество товаров в денежном или товарном выражении, находящихся в распоряжении торговых предприятий (на складах, в торговых залах) или в пути на определенную дату.

В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются:

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии