Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95
ЦТО «Аккорд-Альфа»
Клиенты
Сеть торговых предприятий, предприятия сферы услуг, ряд коммерческих банков
Поставщики
ОАО "Счетмаш" г.Курск,
ЗАО "Аркус-Д" г.Москва, Сосенский
приборостроительный завод
Потенциальные новые конкуренты
Новые предприятия и центры технического обслуживания ККМ и ККТ
Товары и услуги – заменители
Неудобные для работы приборы (калькуляторы, весы с гирями)
Рисунок 2.8 Модель конкурентных сил ООО «НПП «СПЕКТР» по М.Портеру
В данном случае конкуренция не интенсивна, т.к. на рынке присутствует только один конкурент, предлагающий потребителям такую же или аналогичную продукцию и услуги.
Выделим сильные и слабые стороны предприятия (таблица 2.9).
В результате проведенного SWOT-анализа деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» можно сделать следующие выводы:
Таблица 2.9
Определение сильных и слабых сторон ООО «НПП «СПЕКТР»
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация |
– Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия, имеющих навыки и опыт работы в данной сфере деятельности – Более гибкая ценовая политика – Стабильность при выполнении договоров |
– Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия – Отсутствие службы маркетинга – Слабые позиции в НИОКР – Недостаточный собственный опыт работы в сфере рекламы – Отсутствие возможности влиять на поставщиков сырья и получателей производимой продукции |
2. Производство |
– Высокое качество товаров – Проверенный и надежный поставщики товаров |
– Моральный и физический износ оборудования |
3. Финансы |
– Финансовая устойчивость предприятия – Прибыльность бизнеса – Скорость оборота капитала – Снижение цены на продукцию |
– Ограниченное количество финансовых ресурсов на рекламу – Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии |
4. Имидж предприятия |
– Высокий уровень обслуживания и даваемых гарантий на товары и услуги – Точные сроки выполнения договорных обязательств |
– Отсутствие широкого спектра информационной рекламы, что ведет к потере потенциальных клиентов |
Однако у предприятия есть и ряд слабых сторон:
Основным конкурентом ООО «НПП «СПЕКТР» в Ростовской области является компания ЦТО «Аккорд-Альфа», которая работает на рынке контрольно-кассовой техники с 1997-го года. Профиль компании - продажа кассовой техники и ее сервисное обслуживание. ЦТО «Аккорд-Альфа» предлагает кассовые аппараты, фискальные регистраторы и другое необходимое оборудование для автоматизации торговли.
Сравнение организаций производилось на основании общедоступных данных размещенных на интернет-сайтах предприятий.
Произведем сравнение с конкурентом по основным интересующим клиента позициям – ассортименту и ценам на товары и услуги, предлагаемые предприятиями.
В таблице 2.10 представлены ассортимент и цены на основной товар – кассовые аппараты.
Таблица 2.10
Сравнительный анализ ассортимента и цен на ККМ и ККТ
ООО «НПП «СПЕКТР» |
ЦТО «Аккорд-Альфа» | ||||
Наименование кассового аппарата (ККМ, ККТ) |
Цена |
Цена при условии заключения договора на техническое обслуживание |
Наименование кассового аппарата (ККМ, ККТ) |
Цена |
Цена при условии заключения договора на техническое обслуживание |
ККМ АМС-100 |
6 800 |
6 000 |
АМС-мини 100K |
14 000 |
11 990 |
ККМ АМС-101 |
3 400 |
3 200 |
АМС-100K |
17 000 |
14 990 |
ККМ АМС-200 |
7 750 |
7 200 |
АМС-100МK-01 |
16 000 |
13 990 |
ККМ Астра-100.1Ф без Ак |
3 400 |
3 200 |
Орион-100К |
12 600 |
10 590 |
ККМ Астра-100.Ф |
5 300 |
5 000 |
Элвес-Микро-К |
13 200 |
11 990 |
ККМ Астра-200.1Ф |
4 000 |
3 650 |
Элвес-МК |
10 700 |
8 690 |
ККМ Астра-200.2Ф |
4 150 |
3 800 |
Штрих-Мини-К |
13 200 |
11 190 |
ККМ БПМ-3 Ф.без АКБ |
3 000 |
2 800 |
ФР Штрих-ФР-К |
26 300 |
23 990 |
ККМ БПМ-3 Ф.с АКБ + чехол. |
3 500 |
3 300 |
Меркурий-115К |
10 700 |
8 690 |
Продолжение таблицы 2.10 | |||||
ООО «НПП «СПЕКТР» |
ЦТО «Аккорд-Альфа» | ||||
Наименование кассового аппарата (ККМ, ККТ) |
Цена |
Цена при условии заключения договора на техническое обслуживание |
Наименование кассового аппарата (ККМ, ККТ) |
Цена |
Цена при условии заключения договора на техническое обслуживание |
ККМ Касби-02.Ф |
6 500 |
6 200 |
Меркурий-130К |
10 700 |
8 690 |
ККМ Касби-03.Ф |
5 100 |
4 800 |
Меркурий-180К |
10 700 |
8 690 |
ККМ Касби-03.Ф трансп |
5 600 |
5 300 |
|||
ККМ Ладога.Ф без Ден.Ящик |
7 000 |
6 500 |
|||
ККМ Меркурий 111-03.Ф |
11 500 |
10 500 |
|||
ККМ Меркурий 112.Ф без АБ |
4 200 |
3 900 |
|||
ККМ Меркурий 112.Ф с АБ |
6 200 |
5 900 |
|||
ККМ Меркурий 115.Ф |
5 300 |
5 000 |
|||
ККМ Меркурий 115.Ф 12вольт |
5 300 |
5 000 |
|||
ККМ Меркурий 130.Ф |
5 500 |
5 200 |
|||
ККМ Меркурий 140.Ф |
7 300 |
6 900 |
|||
ККМ Микро-103.Ф |
4 600 |
4 200 |
|||
ККМ Микро-104.Ф |
4 600 |
4 200 |
|||
ККМ Микро-105.Ф |
4 500 |
4 100 |
|||
ККМ Миника-1101.Ф Бортовой |
4 400 |
4 150 |
|||
ККМ Миника-1101.Ф МТП-2 |
4 100 |
3 850 |
|||
ККМ Миника-1102.Ф МТП-1 |
4 600 |
4 000 |
|||
ККМ Миника-1102.Ф МТП-2 без АБ. |
5 600 |
5 000 |
|||
ККМ Миника-1103.Ф МТП-2 |
4 000 |
3 500 |
|||
ККМ Ока-102.Ф |
4 200 |
3 900 |
|||
ККМ Ока ПФ |
4 400 |
4 100 |
|||
ККМ Орион-100Ф |
4 800 |
4 500 |
|||
ККМ ЭКР-2102.Ф тпр |
5 800 |
5 500 |
|||
ККМ ЭКР-2102.Ф Унив |
4 100 |
3 900 |
|||
ККМ ЭКР-3102 2руч |
4 000 |
3 800 |
|||
ККМ ЭКР-3102.3Ф 4 RSK |
8 500 |
7 500 |
|||
ККМ ЭКР-3102.Ф тпр без RS канала |
5 200 |
4 900 |
|||
ККМ ЭКР-3102.Ф унив без RS канала |
6 600 |
6 000 |
|||
ККМ ЭКР-3102.Ф УФПС Стар LC-100 |
21 000 |
19 800 |
|||
ККМ ЭКР-3102.Ф УФПС Стар SP-298 |
29 200 |
28 000 |
|||
ККМ Элвес Микро |
5 200 |
4 900 |
|||
ККМ Элит Микро |
7 500 |
6 600 |
|||
Продолжение таблицы 2.10 | |||||
ООО «НПП «СПЕКТР» |
ЦТО «Аккорд-Альфа» | ||||
Наименование кассового аппарата (ККМ, ККТ) |
Цена |
Цена при условии заключения договора на техническое обслуживание |
Наименование кассового аппарата (ККМ, ККТ) |
Цена |
Цена при условии заключения договора на техническое обслуживание |
ККМ Элит Мобил |
3 540 |
3 100 |
|||
Таксометр Стайер-01Ф |
6 800 |
6 400 |
|||
Таксометр БПМ-3Ф |
4 000 |
3 700 |
|||
ФР Прим-07 |
45 000 |
42 000 |
|||
ФР Феликс РФ вер 01 |
17 500 |
14 500 |
|||
ФР Штрих ФР |
23 500 |
22 000 |
|||
ФР Спарк-617 ТФ |
22 000 |
21 000 |
Как видно из таблицы 2.10, ООО «НПП «СПЕКТР» предлагает 48 наименований ККМ и ККТ по привлекательным ценам, в то время как ассортимент ЦТО «Аккорд-Альфа» насчитывает всего 11 позиций, а цены на сходные в 2-2,5 раза превышают установленные ООО «НПП «СПЕКТР».
По информации, представленной на сайте ООО «НПП «СПЕКТР» возможно узнать только перечень ККМ, по которым предприятие оказывает услуги по техническому обслуживанию следующих ККМ (57 типов ККМ).
На сайте ЦТО «Аккорд-Альфа» представлена следующая информация (таблица 2.11).
ЦТО «Аккорд-Альфа» предоставляет дифференцированные цены на услуги по техническому обслуживанию ККМ: чем больше ККМ обслуживается, тем меньше стоимость обслуживания 1 ККМ.
Для проведения более полного
анализа конъюнктуры рынка
сравнительную оценку уровня конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР» по расширенному набору оцениваемых параметров, сравнивая с предприятиям – конкурентом (таблица 2.12).
В таблицу вносится среднее
значение оценки от 1 (наиболее слабые
позиции по данному фактору
Таблица 2.11
Цены на техническое (сервисное)
обслуживание
кассовых аппаратов (ККМ, ККТ и фискальных
регистраторов) ЦТО «Аккорд-Альфа»
Вид услуги |
до 5 ККМ |
более 5 ККМ |
более 10 ККМ |
более 20 ККМ |
Абонентское техническое (сервисное) обслуживание (3 месяца) |
2478-00 |
2301-00 |
2124-00 |
1947-00 |
Голограмма "Сервисное обслуживание" (визуальный идентификатор) |
бесплатно | |||
Ввод кассового аппарата (ККМ) в эксплуатацию (выезд специалиста в ИФНС, активизация ЭКЛЗ) |
бесплатно | |||
ИТОГО: (стоимость заключения договора на обслуживание 1 ККМ) |
2478-00 |
2301-00 |
2124-00 |
1947-00 |
Таблица 2.12
Оценка параметров конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР»
Факторы конкурентоспособности |
ЦТО «Аккорд-Альфа» |
ООО «НПП «СПЕКТР» |
1 |
2 |
3 |
Данные предприятия: |
||
1 Известность организации |
4 |
5 |
2 Географическое расположение производственных помещений на территории города |
4 |
4 |
3 Время существования предприятия на рынке |
5 |
5 |
4 Продажная цена |
3 |
5 |
5 Наличие оптовых продаж |
4 |
4 |
6 Надежность |
5 |
5 |
7 Наличие и информативность интернет-сайта |
5 |
3 |
8 Возможность удаленного заказа или покупки |
5 |
3 |
Торговое обслуживание: |
||
9 Наличие прайс-листов |
5 |
4 |
10 Вежливость и предупредительность в обслуживании |
4 |
4 |
11 Профессиональные консультации |
4 |
5 |
12 Рекламная кампания |
3 |
3 |
Качественные характеристики товаров и услуг: |
||
13 Качество |
5 |
5 |
13 Ассортимент |
3 |
5 |
Общее количество баллов: |
59 |
60 |
Из проведенного сравнительного анализа, видно, что ООО «НПП «СПЕКТР» занимает довольно твердую позицию и является лидером по приведенным в таблице 2.12 сравнительным параметрам оценки конкурентоспособности. Но из пунктов 7, 8, 9 и 12 видно, что предприятие имеет не лидирующие позиции, поэтому необходимо разработать мероприятия по усилению позиций на региональном рынке и увеличению уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность ООО «НПП «СПЕКТР» оценим по следующим критериям, основным с точки зрения клиентов: продажная цена, наличие и информативность интернет-сайта, возможность удаленного заказа или покупки, вежливость и предупредительность в обслуживании, профессиональные консультации, качество и ассортимент
Оценка возможностей ООО «НПП «СПЕКТР» позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 2.9).
По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась по 6 факторам) используется определенный масштаб измерений (в виде балльных оценок, приведенных в таблице 2.13).
Рисунок 2.9 Многоугольник конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР»
По качеству и характеристикам обслуживания рассматриваемые фирмы имеют практически одинаковые параметры. Что касается наличия и информативности интернет-сайта, возможности удаленного заказа или покупки, то конкурентное преимущество находится у ЦТО «Аккорд-Альфа». По ассортименту и ценам ООО «НПП «СПЕКТР» опережает своего конкурента. Таким образом, необходимо проведение рекламной компании и работа с существующим или создание нового интернет-сайта для занятия лидирующей позиции по рассмотренным параметрам.
Для оценки хозяйственной деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» с целью выбора наиболее прибыльных или перспективных товаров и услуг, а также неприбыльных позиций ассортимента необходимо провести портфельный анализ. Анализ проведен на основе матрицы Бостонской консультационной группы (матрица БКГ).
Матрицу БКГ можно использовать
для определения приоритетов
в ассортименте организации. Для
обеспечения долгосрочного
К направлениям деятельности ООО «НПП «СПЕКТР», для которых характерен высокий темп роста рынка, можно отнести продажу оборудования для штрихового кодирования и кассовых аппаратов, а также оказание услуг по техническому обслуживанию ККМ.
Также необходимо выделить направления деятельности ООО «НПП «СПЕКТР», для которых характерен низкий темп роста рынка. К ним относятся продажа весов, счетчиков и детекторов банкнот, а также средств автоматизации торговли.
С учетом вышеизложенных темпов роста рынка по направлениям деятельности, а также относительной доли рынка ООО «НПП «СПЕКТР» построена матрица БКГ для оценки портфеля СЕБ ООО «НПП «СПЕКТР».
По итогам составления матрицы можно сделать вывод, что большинство единиц портфеля ООО «НПП «СПЕКТР» представлены направлениями бизнеса, для которых характерен высокий темп роста рынка и по которым предприятие имеет высокую относительную долю рынка (2 стратегические единицы бизнеса). Это так называемые "звезды" - занимают лидирующее положение (высокая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост). Эти направления деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» дают большие прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста.
Таблица 2.13
Матрица БКГ для ООО «НПП «СПЕКТР»
Относительная доля рынка | |||
Высокая |
Низкая | ||
Темп роста рынка |
Высокий |
Оборудование для штрихового кодирования Кассовые аппараты
|
Услуги по техническому обслуживанию ККМ |
Низкий |
Весы Счетчики и детекторы банкнот
|
Средства автоматизации |
Долю на рынке компания
может поддерживать: через снижение
цены, через больший объем рекламы,
через небольшое изменение
Эти СЕБ являются отличительными преимуществами компании в условиях растущей конкуренции. По мере того, как развитие отрасли замедлится, СЕБ перейдут в группу с высокой долей рынка и низкими темпами роста рынка.
Два направления деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» имеют небольшую долю на рынке (то есть незначительно воздействуют на рынок) в развивающейся отрасли (быстрый рост). Поддержка со стороны заказчиков компании - минимальна, отличительные преимущества - неясны, ведущее положение на рынке занимают услуги других шинных центров. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях конкуренции нужны большие средства. Руководство ООО «НПП «СПЕКТР» должно решить, следует ли расширять расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены, либо вообще уйти с этого рынка. Выбор стратегии зависит от того, верит ли руководство, что данные СЕБ могут успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка. Эти направления деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» могут расти, если предприятие осуществляет их развитие, маркетинг и производство.