Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышен%D.docx

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Постоянным и стабильным доходом обеспечивают компанию всего  одна СЕБ – это оказание услуг по техническому обслуживанию ККМ. Это направление деятельности занимает лидирующее положение (большая доля на рынке) в относительно зрелой отрасли.

Для ООО «НПП «СПЕКТР» эта СЕБ дает больше, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, наличных средств (прибыли), так как: сбыт относительно стабилен, нет значительных затрат на рекламу и другие мероприятия по продвижению услуг; нет больших затрат на новые разработки. Деньги этого направления деятельности поддерживает рост других СЕБ компании.

Также надо отметить, что  ООО «НПП «СПЕКТР» имеет СЕБ с ограниченным объемом сбыта (маленькая доля на рынке) в зрелой отрасли. Эта СЕБ не смогла привлечь к себе достаточное количество потребителей, и они отстает от конкурентов по сбыту, по структуре издержек, имиджу и т.п. Для нее характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. 

3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР»

3.1 Определение путей  повышения конкурентоспособности  предприятия

 

Конкурентоспособность базируется на качестве, скорости принятия решений, техническом преимуществе, обслуживании и дифференциации продукта. Главной  детерминантой конкурентоспособности, идет ли речь о национальном секторе  или уровне предприятия, является повышение  общей продуктивности (производительности). Изменяющаяся природа производства и его организации, так же как  и изменения рыночной ситуации, требует  новых концепций продуктивности.

Безусловно, что на повышение  конкурентоспособности предприятия  огромное влияние оказывает сам  рынок, т. е. рыночная среда, в которой  функционирует предприятие, и его  особенности. К таким особенностям можно отнести: 1) глобализацию рынка  и 2) наличие всемирной информационной сети (networked economy - глобальная электронная среда).

Глобализация - это общая  мировая взаимозависимость стран, предприятий и людей в рамках открытой системы финансово - экономических, общественно - политических и культурных связей на основе современных коммуникаций и информационных технологий.

Существенными факторами  глобализации стали всемирно доступные  средства информации - радио, телевидение, пресса и Интернет. Глобальная интернет-среда  способствует скорейшему проникновению  компаний в глобальный рынок. В последнее  время глобализации способствует наличие  и развитие всемирной информационной сети. Отсутствие национальных границ в кибернетическом пространстве способствует процессу глобализации производства, торговли, финансовых потоков. Информация превращается в основной производственный ресурс. Сама информация приобретает  в условиях информационной экономики  первостепенное значение. Очевидно, что конкурентоспособность фирмы (предприятия) - это основной фактор национального развития и корпоративного выживания. Конкурентоспособность фирмы на отдельном рынке определяется как способность удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники.

Решение этой задачи требует  различных подходов в различное  время в зависимости от постоянно  меняющихся условий внутренней и  внешней среды. Предприятие должно быть гибким к изменениям внешней  среды и своевременно реагировать  на эти изменения.

В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым  и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя  к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно  разрабатывать и применять инновационные  стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. Пока фирмы конкурируют  друг с другом, такие инфраструктуры как телекоммуникации, транспорт, уровень  образования и технические навыки поощряют конкуренцию предприятий. Основа конкуренции - всегда идти наравне  с техническим, технологическим, информационным прогрессом и не отставать от постоянно  меняющихся условий.

Повышение конкурентоспособности  предприятия достигается путем  ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения  инновационной политики, более качественного  использования ресурсов, в том  числе человеческих, улучшения условий  работы и ряда других факторов.

Общая цель ООО «НПП «СПЕКТР»: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли.

Проведенный анализ конкурентоспособности  выявил, что предприятие не уделяет  должного внимания маркетинговым исследованиям  и анализу рынка, рекламным компаниям и состоянию сайта. Поэтому предлагаются следующие мероприятия:

- введение должности маркетолога;

- проведение рекламной  компании;

- создание нового интернет-сайта  с функциями интернет-магазина, анкетами  и счетчиками переходов для  сбора аналитической информации.

Исходя из общих целей  предприятия, целью введения должности маркетолога является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.

Решения, влияющие на рыночную ориентацию ООО «НПП «СПЕКТР», все подразделения предприятия должны принимать на основе рекомендаций и по согласованию с маркетологом. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять маркетологу любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь маркетолог обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.

Маркетолог не подменяет другие подразделения и должности, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.

Главные задачи маркетолога:

    • оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих;
    • разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
    • совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
    • разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
    • оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
    • выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
    • выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
    • создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.

Целесообразно для маркетолога создать специальный бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются маркетологом совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несет непосредственно маркетолог. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется маркетологом на утверждение руководству предприятия.

На должность маркетолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж по специальности в области маркетинга.

Маркетолог должен обладать: аналитическими способностями, способностью к перспективному планированию, коммуникационными  способностями.

Маркетолог должен знать:

    • организационно-распорядительные документы вышестоящих руководителей;
    • законодательные нормативные акты, методические материалы по организации маркетинга и оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка;
    • методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в реализуемой продукции;
    • организацию рекламного дела;
    • способы и методы работы с СМИ;
    • порядок рассмотрения и подготовки рекламной документации;
    • основные технологические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства реализуемой продукции, ее отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки;
    • компьютерные технологии и операционные системы;
    • Правила внутреннего трудового распорядка;
    • правила и нормы охраны труда.

Маркетолог:

1. Проводит исследования основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.

2. Осуществляет маркетинговые исследования, связанные с изучением сегментации рынка, анализом ценообразования и предпочтений потребителя, прогнозом продаж и каналов реализации, открытием новых рынков, оценкой эффективности рекламы, деятельностью конкурентов, и т.д.

3. Анализирует потребности клиентов и границы ценообразования.

4. Принимает участие в разработке стратегии проведения рекламных мероприятий.

5. Контролирует проведение рекламных компаний в средствах массовой информации, прямой почтовой рассылке, Интернет и т.д.

6. Организует разработку печатных рекламных материалов собственными силами или силами сторонних организаций, их тестирование, дает предложения по дизайну печатных рекламных материалов или исходную информацию для их разработки, контролирует пополнение запасов этих материалов. Ведет предварительную оценку разработанных сторонними организациями рекламных материалов.

7. Анализирует эффективность рекламных компаний.

Маркетолог имеет право:

1. Запрашивать у руководителей структурных подразделений компании, специалистов и иных работников необходимую для своей работы информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

2. В необходимых случаях представлять организацию в отношениях с другими предприятиями, организациями, учреждениями в целях оперативного решения вопросов производственно-хозяйственной деятельности, входящей в его компетенцию.

Маркетолог несет ответственность:

1. За надлежавшее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.

2. За причинение материального ущерба и ущерба деловой репутации Фирмы.

3. За разглашение коммерческой тайны.

4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководства.

Новая организационная структура ООО «НПП «СПЕКТР» представлена на рисунке 3.1.

Директор

Главный бухгалтер

Продавцы-консультанты

Менеджер  по работе с клиентами

Менеджер  по производству

Технологи

Инженеры

Специалисты по ремонту и техническому обслуживанию ККМ и ККТ

Маркетолог

Рисунок 3.1 Новая организационная структура ООО «НПП «СПЕКТР»

 

В последнее время большинство  предприятий приходит к выводу, что традиционные подходы к организации рекламной кампании уже перестают давать желаемый эффект.

Ни увеличение площадей в  специализированных печатных изданиях, направленных на конечного клиента, ни массовая рассылка предложений по партнерам, ни участие в тематических выставках уже не дают того прироста объемов продаж, на которые можно было рассчитывать еще пару лет назад. Перед руководителями предприятий возникает сложная и подчас трудноразрешимая задача, как еще привлечь фирмы к сотрудничеству, как доказать потребителю, что их продукт самый лучший.

Поэтому сейчас бизнесе идет активный поиск новых рекламных  концепций и новых рекламоносителей. Анализируя опыт рекламы небольших предприятий, которые более мобильны при выборе методов рекламы и точнее отслеживают ее эффективность благодаря значительным усилиям со стороны прессы, пропагандирующей использование новых технологий  и Интернета, фирмы приходят к выводу, что помимо рекламы в обычных СМИ необходима также интернет-реклама.

В зависимости от особенностей предприятия реклама в Интернете может преследовать различные цели:

Информация о работе Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня