Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Возможные выгоды от вступления в ТС: 

     1. Ввиду расширения рынков сбыта отечественной продукции, возникнет стимул роста отечественного производства. Но эта возможная перспектива довольно сомнительна, так как между странами ТС и КР уже создана зона свободной торговли, которая предусматривает нулевую ставку на товары. А значит, не стоит ожидать заметных изменений в области производства. Не стоит закрывать глаза и на то

  2.обстоятельство, что большая часть кыргызстанской продукции   неконкурентноспсобна.

      Беспошлинный импорт ГСМ из России. Угроза, состоящая в введении экспортных пошлин на ГСМ со стороны России в случае невступления КР в ТС – преувеличена. Однако, при возникновении такой угрозы, власти КР могут напомнить России, что следуя договоренностям ЕврАзЭС и СНГ, предусмотрена свободная беспошлинная торговля товарами. Также следует отметить и тот факт, что КР - стратегический партнер и дружественная страна России. Более того, введение пошлин спровоцирует негативное отношение кыргызстанцев к правительствуРоссии, которые имеют низкую покупательскую способность. Более того, рост цен на ГСМ может диверсифицировать поставки ГСМ, что крайне невыгодно для российской стороны. Для дополнительного снижения стоимости ГСМ в КР, правительство республики может ликвидировать уплату акцизного и других налогов поставщиками нефтепродуктов. Такие меры позволят снизить стоимость одного литра бензина на 4 сома. 

   3. Кыргызстан станет привлекателен для потока инвестиций на размещение производств на территории страны. Однако, нет серьезных причин ожидать роста прямых иностранных инвестиций из стран ТС при вступлении в него. Для привлечения прямых иностранных инвестиций, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для инвесторов, а также гарантировать права частной собственности, а это не имеет прямого отношения к вступлению страны в ТС. 

   При вступлении в ТС для трудовых мигрантов будут созданы более благоприятные условия работы и пребывания на территории стран-участниц. Однако, о трудовых мигрантах стоит заботиться путем улучшения мер последовательной правительственной политики по защите их законных прав за рубежом. 

 

 

 

  ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

  3.1.   Проблемы   в   развитии   экономической      интеграции.        Интеграционные  процессы в Центральной Азии в настоящее время  переживают  кризисное  состояние  на  фоне  продолжающихся попыток лидеров отдельных государств (Казахстан)    и вне региональных держав возобновить их и придать им новый формат и содержание. В силу этого  представляется возможным судить о том, что данный регион так и не сумел  за минувшие годы превратиться в консолидированную политическую и

экономическую общность. После первого периода хаотических реформ центральноазиатские  государства перешли к более осознанному реформированию своих экономик.  В    условиях    нарастающей    интернационализаций производства.   Это   подталкивает   к   поиску   новых форм   регионального взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивость развития отдельных стран в мировой экономике.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Все страны постсоветской Центральной Азии, образовав добровольный и коллективный политический и военный союз, могли бы более надежно

Представлять и защищать свои интересы в мировой политике. Региональная экономическая интеграция  способ защиты не только от конкуренции   мирового   рынка,   но   и   от   экономической экспансии, поддерживаемой глобализацией. Это способ обеспечения устойчивости и самостоятельности развития каждой страны.

Необходимость регионального сотрудничества сегодня можно воспринимать как некую аксиому, и действительно  страны региона тесно связаны географически, культурно и этнически. Общность менталитетов народов, населяющих регион, и угрозы стабильности и безопасности  также  общие для всей Центральной Азии. Это дает возможность говорить о том,  что региональное взаимодействие на сегодня является  приоритетом, как  политической, экономической, так и социальной  сферы жизни наших  государств.

Однако   на   пути   интеграции   имеется   ряд   серьезных  проблем,

препятствующих ее реализации. В общем, проблемы, имеющиеся на пути

интеграции  стран  Центральной Азии  можно  подразделить  на четыре и

основные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

В Центральной Азии, так же как и в СНГ по многим вопросам;

наблюдается  несовпадение  позиций  государств   участников, низким 

остается уровень выполнения принятых решений, и сами документы носят 

общий   рекомендательный    характер.

    Опыт сотрудничества  стран Центральноазиатского  региона подкреплен и важными нормативно-правовыми актами межгосударственных  отношений: договорами о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной  помощи с Узбекистаном и Кыргызстаном; договорами о союзнических  отноийениях между Казахстаном и Кыргызстаном; учредительными  Документами Организации «Центральноазиатское сотрудничество» и другими. Все это должно определить формы более тесного сотрудничества, от которых наши страны только выиграют, как  экономическй, так, и политически. Эксперты высказывают мнения о том, что интеграция позволит  удвоить к 2015 году доходы на душу населения  в Центральной Азии, и результате этого уровень бедности снизится до 25 %.

Однако, все достигнутые договоренности и соглашения остаются на бумаге, не воплощаясь в практику. Так, введенный в феврале 2007 года  безвизовый режим между Кыргызстаном и Узбекистаном, упростил гражданам двух стран пересечение государственных границ, но не повлиял на улучшение приграничной торговли. В соответствии с этим документом, граждане двух стран могут пересекать границы и находиться на территории соседнего государства без виз сроком до 60 суток.                                                                                                                                                                                                                Соглашение предусматривает упрощенный вариант взаимных поездок граждан обеих стран. В частности, это особенно касается граждан, проживающих в приграничных районах, между которыми, как правило, имеются родственные связи. Правительства Кыргызстана и Узбекистана наверняка предполагали, что со дня введения безвизового режима улучшится торгово-экономическая деятельность между странами. Однако этого не происходит из - за неимоверно высоких налогов, пошлин, бюрократизма а также мздоимства со стороны контролирующих органов  обеих  стран. Подписав Соглашение Главы государств не стали  дальше прослеживать насколько полно выполняется данное Соглашение. Введение безвизового  режима предполагало улучшить экономические, связи,  но коррумпированность пограничных и таможенных служб стала серьезной

преградой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Согласно Договору о Едином экономическом пространстве страны не должны были в одностороннем порядке вводить - налоги и пошлин на ввозимую и вывозимую продукцию, а тем более ее запрещать это осуществляется всегда и повсеместно. Из зарубежной практики развития  интеграции известно, что важнейшей предпосылкой межгосударственной интеграции является политическая зрелость государств-участников. Прежде - всего, речь идет о развитой плюралистической демократии. Развитая демократия создает механизмы, подталкивающие правительство к открытию экономики и обеспечивающие противовес протекционистским       тенденциям.       На      первоначальном       этапе  межгосударственной        интеграции       большинство        национальных  производителей слабо представляют себе долгосрочные выгоды интеграции,    хорошо   понимают,   что   она  неизбежно   приведет  к увеличению конкуренции.    В   этот   момент   именно   потребители   и   только   в, демократическом государстве способны бросить решающую гирю на чашу весов, на которой правительство взвешивает доводы «за» и «против» межгосударственной интеграции.

Не имеет смысла подробно останавливаться на анализе степени развития демократии в постсоветских центральноазиатских странах.  Даже в тех государствах, где политические реформы идут наиболее успешно, демократию можно охарактеризовать как «управляемую» или «фасадную», не говоря уже о ряде стран, в которых политические режимы носят откровенно авторитарный характер. Такую же оценку можно дать и уровню  развития правовой  культуры. Особо отметим, что и демократические институты, и правосознание развиваются крайне медленно в этих вопросах  время следует измерять не годами, а поколениями. К сожалению, страны региона еще не достигли политической и правовой зрелости, необходимой. Для межгосударственной интеграции надежным    и предсказуемым партнером, как известно, является  лишь государство со стабильной экономикой и обществом. Межгосударственная интеграция по своей природе является очень длительным процессом. Никто не станет проводить реальные интеграционные мероприятия с государством, в котором царит социальная напряженность, тем более, периодически выливающаяся в военные путчи, гражданские войны или войны с соседями. Регион   Центральной   Азии   в   этом   отношении   нельзя - назвать  стабильным. Кыргызстанцы на себе ощутили последствия, которые приносит политическая   и   социальная   нестабильность  в  стране.  После  каждой революции страна стремительно теряла инвесторов, сокращался поток  туристов в страну, а соседние страны просто закрывали границы, несмотря  на экономическую нецелесообразность данного действия. Но   даже   внутренне   стабильное   государство  не   может  быть   качественным партнером для межгосударственной интеграции, если в нем   неразвито гражданское общество. Межгосударственная интеграция требует   принятия решений, непосредственно затрагивающих, коренные интересы и широких слоев населения. Найти баланс между интересами различных групп  и   тем   самым   гарантировать   эффективность   принимаемых   в  рамках  интеграционной группировки решений возможно лишь в условиях активного участия   всех   групп   населения.   При   этом  традиционный   способ  агрегирования    интересов    через    политические   ;партии    оказывается  недостаточным.

     Вокруг органов интеграционной группировки образуется   целая    сеть    структур,    которые    посредством более    или    менее формализованных механизмов оказывают влияние на принятие решений, в   ЕС эти функции осуществляют специальные органы Комитет регионов   (представители городов, муниципалитетов и регионов государств-членов) и  Экономический  и  социальный   комитет  (представители работодателе  общественных организаций, лиц наемного  труда занятых в различных   сферах экономики). Кроме этих двух органов три ЕС действуют более 3 тысяч постоянных представительств ТНК, профсоюзов, некоммерческих ассоциаций,   союзов   предпринимателей   и  других   Их   роль   сложно переоценить отстаивая групповые интересы и оказывая экспертные услуги,- они помогают национальным и наднациональным властным структурам находить баланс интересов и тем самым обеспечивают стабильность; эффективность его деятельности и политический консенсус.

Различия  в темпах и  масштабах экономической либерализации,  низкий уровень экономического взаимодействия государств Центральной

      Азии стали основными  факторами  неэффективного развития взаимной, торговли между ними. Следует отметить, что экономики стран Центральной  Азии по многим позициям дополняют друг друга, что создает возможность для расширения товарной номенклатуры во взаимной торговле  государств Центральной Азии. Сдерживающими факторами в развитии регионального сотрудничества   являются   не  только   различные  темпы  экономических преобразований в странах Центральной Азии, но и введение всевозможных ограничений во взаимной торговле, наличие высоких политических и экономических рисков инвестирования,                                                                                                                                                                                                                                                                                        В   народнохозяйственном   измерении   интеграции   речь   идет об устранении   искусственных   преград   для   свободной   торговли   между участвующими странами и о гармонизации ставок таможенной пошлины на внешних границах, методов содействия экономическому развитию                                                                                                                                                                                                Важную роль в торговых связях стран находящихся в: одном регионе,  как известно, играет приграничная торговля.  По оценкам узбекских специалистов, ее  доля в общей внешней торговле Узбекистана составляет 40% однако на 70-80% она находится в «тени». Экспортно-импортные операции идут во всех направлениях: скажем, узбеки везут из Казахстана предметы домашнего   обихода,   электротовары,   мясо   и  молочные   изделия,   из Кыргызстана - одежду, обувь, из Таджикистана  овощи фрукты, семена, промтовары. В свою очередь, кыргызы из Узбекистана - овощи, фрукты, бензин, таджики - промышленные изделия (электроника, автомобили), топливо, текстиль,  запчасти  к  технике;  казахи  пряжу,  пластмассы, металлоизделия, бензин, овощи и фрукты. Между тем, правительства часто усложняют приграничную торговлю,  это  замечено  со  стороны  Узбекистана  в  отношении, Таджикистана и Кыргызстана, Казахстана - в отношении Кыргызстана, Туркменистана в  отношении   Узбекистана.   Считается,   что   ограничения накладываются   местными властями, однако это невозможно без указания центрального правительства.  Причина лежит не  столь  в  желании  пересечь трафик некачественных товаров, сколько из-за политических мотивов руководства  страны. 

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов