Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа
Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………
Показатель наличия основных средств рассчитывался исходя из трех отдельных показателей: наличие основных средств по первоначальной стоимости, степени износа основных средств и показателя ввода в действие основных средств. Показатели плотности автомобильных и железных дорог рассчитывались из расчета в километрах на 1000 кв.км. площади.
Диаграмма 4. Рейтинг регионов по показателю инфраструктурного развития
Из рейтинга регионов по показателю инфраструктурного развития видно, что разрыв между регионами не настолько большой как по показателям уровня жизни, производительности и инновационного развития. Однако следует отметить, что показатели наличия инфраструктурных объектов довольно низкие, в случае разделения их по группам, в группу с высоким уровнем инфраструктурного развития войдет лишь г. Астана , 10 же регионов по этому показателю попадут в третью группу с низким уровнем развития.
Далее для расчета общего индекса конкурентоспособности регионов, на основе значений которого и будет составлен рейтинг регионов Казахстана, необходимы показатели всех индексов, рассчитанных ранее.
Таблица 7.
Составляющие сводного индекса конкурентоспособности
Индекс качества жизни населения |
Индекс произв-ти |
Индекс инновационного развития |
Индекс инфрастр-го развития |
Сводный Индекс конкурентоспособности | |
Акмолинская |
0,42 |
0,24 |
0,06 |
0,38 |
0,27 |
Актюбинская |
0,38 |
0,38 |
0,17 |
0,24 |
0,29 |
Алматинская |
0,18 |
0,25 |
0,04 |
0,27 |
0,19 |
Атырауская |
0,26 |
0,52 |
0,37 |
0,62 |
0,444 |
В-Казахстанская |
0,51 |
0,29 |
0,33 |
0,25 |
0,35 |
Жамбылская |
0,08 |
0,18 |
0,03 |
0,22 |
0,13 |
З-Казахстанская |
0,29 |
0,36 |
0,05 |
0,42 |
0,28 |
Карагандинская |
0,59 |
0,32 |
0,22 |
0,22 |
0,34 |
Костанайская |
0,40 |
0,29 |
0,09 |
0,22 |
0,25 |
Кызылординская |
0,21 |
0,25 |
0,04 |
0,11 |
0,15 |
Мангистауская |
0,27 |
0,21 |
0,41 |
0,24 |
0,28 |
Павлодарская |
0,52 |
0,30 |
0,15 |
0,25 |
0,31 |
С-Казахстанская |
0,48 |
0,28 |
0,08 |
0,34 |
0,30 |
Ю-Казахстанская |
0,27 |
0,24 |
0,05 |
0,25 |
0,20 |
г.Астана |
0,70 |
0,30 |
0,07 |
0,68 |
0,439 |
г.Алматы |
0,73 |
0,43 |
0,77 |
0,60 |
0,63 |
Как видно из Таблицы 7 г. Алматы имеет максимальный показатель обобщенного индекса конкурентоспособности, однако даже он относительно низкий 0,63. Наихудшим образом с конкурентоспособностью обстоят дела в Жамбылской, Кызылординской и Алматинской обастях.
Если анализировать данные таблицы, можно отметить также заметное преимущество Атырауской области по таким показателям как индекс инновационного развития, развития инфраструктуры, а также индекс производительности, однако по показателям, отражающим уровень жизни населения, Атырауская область занимает одно из последних мест в рейтинге регионов, что свидетельствует о необходимости проведения активной социальной политики.
В отношении индекса инновационного развития следует отметить, что во всех регионах, исключая г. Алматы, показатель очень низкий, что свидетельствует о том, что развитию инновационного и научно-технического потенциала в большинстве регионов уделяется не достаточно внимания.
Однако следует отметить, что такая ситуация складывается не только на региональном уровне, в Казахстане по сравнению с индустриально развитыми странами развитие науки имеет принципиальные особенности. В развитых странах отмечается ежегодное увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренное освоение нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие созданию и развитию корпоративного сектора науки, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач. В частности, в 2000 году расходы государства на научные исследования составили: в США - 246,2 млрд. долларов (2,9% от ВВП); Японии - 94,2 млрд. долларов (3,0% от ВВП); Германии - 45,8 млрд. долларов (2,35% от ВВП); Франции - 28,0 млрд. долларов (2,25% от ВВП); Швеции - 7,6 млрд. долларов (4,0% от ВВП). Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5% от ВВП. В Казахстане за последние пять лет объемы финансирования науки составляют порядка 0,2% ВВП, что является недостаточным (Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы).
Результаты группировки по показателям конкурентоспособности представлены в Таблице 8. Интерпретируя полученные результаты, следует отметить:
Таблица 8.
Матрица регионов по показателям конкурентоспособности
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий Уровень | |
Индекс качества жизни населения |
Алматинская Атырауская Жамбылская Западно-Казахстанская Кызылординская Мангистауская Южно-Казахстанская |
Акмолинская Актюбинская Восточно-Казахстанская Карагандинская Костанайская Павлодарская Северо-Казахстанская |
г.Астана г.Алматы |
Индекс производительности |
Акмолинская Алматинская Восточно-Казахстанская Жамбылская Карагандинская Костанайская Кызылординская Мангистауская Павлодарская Северо-Казахстанская Южно-Казахстанская |
г.Алматы Западно-Казахстанская Атырауская Актюбинская |
|
Индекс инновационного развития |
Акмолинская Алматинская Актюбинская Жамбылская Западно-Казахстанская Карагандинская Костанайская Кызылординская Павлодарская Северо-Казахстанская Южно-Казахстанская |
Атырауская Восточно-Казахстанская Мангистауская |
г.Алматы |
Индекс инфраструктурного развития |
Актюбинская Алматинская Восточно-Казахстанская Жамбылская Карагандинская Костанайская Кызылординская Мангистауская Павлодарская Южно-Казахстанская |
Акмолинская Атырауская Западно-Казахстанская Северо-Казахстанская г.Алматы |
г.Астана |
Сводный индекс конкурентоспособности |
Акмолинская Актюбинская Алматинская Жамбыльская Западно-Казахстанская Костанайская Кызылординская Мангистауская Павлодарская Северо-Казахстанская Южно-Казахстанская |
г.Алматы г.Астана Карагандинская Восточно-Казахстанская Атырауская |
Диаграмма 5. Общие показатели развития регионов
Конкурентоспособность на национальном уровне зависит от уровня конкурентоспособности регионов и городов. Региональные органы власти прилагают усилия для укрепления и совершенствования макроэкономической стабильности, формируя рамочные условия для деятельности компаний и проводя административную реформу, направленную на увеличение эффективности деятельности органов власти.
Задачей региональных и местных органов власти является разработка и реализация стратегий, стимулирующих внедрение инноваций, направленных на создание условий для повышения уровня жизни, повышение производительности труда и превращение регионов в высокоэффективную организацию. При этом стратегия развития регионов может существенно различаться в зависимости от уникального набора факторов, присущего различным регионам.
Конкурентоспособность Республики Казахстан зависит от конкурентоспособности каждого региона. Каждый регион вносит свой вклад в конкурентоспособность на национальном уровне.
Региональная конкуренция является важнейшим фактором, стимулирующим повышение эффективности национальной экономики и поэтому требуется совершенствование методических подходов к ее оценке.
Проведенный анализ позволяет выявить конкурентные преимущества регионов и что также немаловажно слабые стороны, одной из которых для большинства регионов является их инновационная и научно-техническая деятельность. Поскольку в современном мире инновационному развитию придается большое значение, успех страны пропорционален уровню технологичности экономики. Развитие высокотехнологичных производств требуют создания комплекса специализированных и развитых факторов с привязкой на конкретную отрасль. Эти факторы не так распространены, как основные факторы, потому что для их развития требуются значительные и зачастую продолжительные капиталовложения, человеческие усилия. Средства, необходимые для создания действительно развитых факторов (например, образовательные программы), сами требуют высококвалифицированных кадров и/или высокой технологии. Создание такого рода факторов требует значительных капитальных вложений и времени.
Необходимо уделить большое внимание решению проблемы по созданию условий по разработке и внедрению эффективных технологий. Базой разработки и внедрения новейших технологий и полигоном для их испытания должны стать отрасли, производящие конкурентоспособные товары и услуги.
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан
По заключению ряда экспертных организаций, наиболее существенный экономический рост последних лет на постсоветском пространстве был зафиксирован в Казахстане. Локомотивом роста стала нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая индустрия. Менее заметна роль цветной и черной металлургии, и иной сырьевой промышленности. В общей структуре экономического роста совокупная доля участия вышеуказанных отраслей составляет по разным оценкам от 60% до 90%. Само по себе данное явление (когда рост экономики государства обусловлен ростом в сырьевой промышленности), не является пагубным, однако обязывает государство быть чрезвычайно внимательным при общественном перераспределении доходов от этих отраслей.
Норма накопления основного капитала в Казахстане приближается к 30%. При этом на долю промышленности приходится свыше 51% всех инвестиций, в том числе в нефтедобывающей промышленности – 39,1% или около 78% инвестиций в промышленности в целом. Доля добывающего сектора в ВВП не превышает 20%, а на нее приходится 39,1% инвестиций в основной капитал. На такие прогрессивные отрасли как химическая промышленность, в 2005 году приходилось всего 0,5% всех инвестиций, машиностроение – еще меньше. В этих условиях серьезно говорить о модернизации производственного аппарата, выпуске конкурентоспособной продукции не приходится.
Отрасль медной и цинковой промышленности представлена следующими показателями. В 2004 году объем мирового производства меди составил 16 млн. тонн, рост производства за 2004 год – более 6 %, среднегодовые темпы роста в период с 2000 по 2004 гг. – 2,4 %.
Таблица 12.
Мировое производство меди, тыс. тонн
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Объем производства |
14563 |
15020 |
14970 |
15075 |
16015 |
Рост, % |
3,14% |
-0,33% |
0,70% |
6,24% |
Абсолютным лидером среди стран-производителей меди является Чили (37,3 % от мирового производства меди). Производство меди в Чили в январе 2005 года достигло 431,1 тыс. тонн, увеличившись на 11,9 % по сравнению с январем 2004 года (385,2 тыс. тонн).
Самым крупным экспортером меди и медной продукции в мире по прежнему остается Чили: в 2004 году экспорт превысил 9,6 млрд. долларов. Далее по списку идут такие страны как: Германия, США, Япония, Франции.
Казахстан в данном списке занимает 17 место. Экспорт меди и медной продукции Казахстана в 2004 году составил 1,2 млрд. долларов.
Диаграмма 6. Крупнейшие страны-экспортеры
Китай является самым крупным импортером меди и медной продукции в мире. Рост импорта меди и медной продукции в Китае за последнее пять лет увеличился в 2,25 раза в денежном выражении. По оценкам специалистов, импорт меди и медной продукции будет активно увеличиваться, так как экономика Китая во многом зависит от этого металла. Китай останется основным импортером меди и медной продукции в ближайшие годы.
Диаграмма 7. Крупнейшие страны-импортеры