Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:09, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- отразить этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- охарактеризовать современный этап развития;
- выявить основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Введение2
1 Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации5
2 Экономические предпосылки реформирования пенсионной системы8
3 Пенсионная реформа в Российской Федерации14
3.1 Участники пенсионной реформы14
3.2 Этапы развития пенсионной реформы18
3.3 Оценка текущего состояния пенсионной системы27
Заключение33
Список использованной литературы37
Главными показателями адекватности пенсионных выплат с точки зрения задач социальной защиты служат соотношение их величины с прожиточным минимумом и распространенность бедности среди пенсионеров. В нашей стране распространенность бедности среди пенсионеров еще до начала реформы 2002 г. была ниже, чем среди населения в целом. Новым шагом стало доведение трудовых пенсий по крайней мере до прожиточного минимума.
Второй аспект адекватности размеров пенсий измеряется коэффициентами замещения (КЗ). В России принято использовать простой вариант данного показателя, определяемый как соотношение средней величины трудовых пенсий к средней зарплате. В международной практике оперируют соотношением размеров назначенных пенсий и предпенсионной зарплаты (в нашей стране не проводится регулярный расчет таких показателей). Здесь речь идет не об одной величине, а об их наборе, в зависимости от уровня зарплаты и длительности стажа. Для того чтобы различать между собой два указанных показателя, первый будем называть6«солидарным коэффициентом замещения» (СКЗ), а второй – «индивидуальным коэффициентом замещения» (ИКЗ). Отметим, что ни первый, ни второй варианты не дают полной характеристики ситуации. Так, СКЗ ничего не говорит о таких важных характеристиках как дифференциация размеров пенсий или сила их связи с величиной заработной платы и стажа. С другой стороны, ИКЗ не учитывают, как меняется величина пенсий после их первоначального назначения.
Оценка «адекватности» размеров пенсий
может проводиться на основе Конвенции
Международной организации
Для России систематические расчеты
индивидуальных индексов замещения
отсутствуют, поэтому сравнительный
анализ приходится ограничить сравнением
пропорций между средними величинами
пенсий и зарплаты. Тем не менее,
коэффициент замещения
Как показывает Таб.3, непосредственно на выплату пенсий в России в 2010 г. было потрачено 8,2% ВВП. К этому следует добавить составляющие 0,7% ВВП расходы на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), введенные в рамках монетизации льгот. Таким образом, сегодня суммарные расходы на финансирование пенсий составляют почти 9% ВВП. Отметим, что результатом последней реформы стало увеличение пенсионных выплат на 3,8 п.п. ВВП. Таким образом, за два года Россия перешла от уровня пенсионных расходов, типичного для формирующихся рынков, к уровню, в полтора раза превышающему средний по формирующимся рынкам и заметно превосходящему среднюю по ОЭСР величину пенсионных расходов.
Таблица 3 - Расходы на выплату пенсий в России (% ВВП)
2007 |
2008 |
2009 |
2010* |
2011** | |
Трудовые пенсии |
4.2% |
4.3% |
5.9% |
7.6% |
7.4% |
Социальные и другие пенсии за счет федерального бюджета |
0.3% |
0.3% |
0.5% |
0.6% |
0.6% |
Компенсационные выплаты пенсионерам (ЕДВ) |
0.6% |
0.5% |
0.6% |
0.7% |
0.7% |
ВСЕГО |
5.1% |
5.1% |
7.0% |
8.9% |
8.7% |
Справочно: удельный вес федерального бюджета в финансировании пенсионных выплат |
24% |
28% |
45% |
60% |
46% |
Источник: расчеты по данным ПФР
* - оценка
** - Закон о бюджете Пенсионного фонда на 2011-2013 гг.
Более детальный анализ посильности пенсионного бремени требует рассмотрения с одной стороны ставок пенсионных отчислений, а с другой стороны – размеров бюджетного финансирования. Как свидетельствует таблица 4, средняя ставка пенсионных взносов в ОЭСР составляет 21%, близкий уровень ставок в среднем имеют как развитые страны, так и формирующиеся рынки по отдельности. Таким образом, в 2005-2010 гг. ставка пенсионных взносов в России соответствовала типичному уровню, начиная же с 2011 г. пенсионные взносы в нашей стране платятся по сравнительно высокой ставке. Правда, в Польше, Чехии и некоторых других странах уровень ставок близок к российскому, а в отдельных случаях (например, в Венгрии, Португалии, Румынии) пенсионные отчисления еще выше. Но есть страны (как Австралия, Мексика, Ю.Корея), где пенсионные ставки ниже в несколько раз.
В большинстве стран, как и в России, установлен предельный размер зарплаты, на который начисляются пенсионные взносы.
Финансирование пенсий из бюджета может быть оценено для стран ЕС. Эти данные свидетельствуют о том, что в среднем европейские страны тратят на финансирование пенсионных выплат 2-2,5% ВВП.
Таблица 4 - Ставки пенсионных взносов (%), 2010 г.
Уплачивают: |
ВСЕГО | ||
Работники |
Работодатели | ||
Развитые страны: |
|||
Австралия |
0.0 |
9.0 |
9.0 |
Австрия |
10.3 |
12.6 |
22.8 |
Бельгия |
7.5 |
8.9 |
16.4 |
Великобритания |
11.0 |
12.8 |
23.8 |
Германия |
10.0 |
10.0 |
19.9 |
Греция |
6.7 |
13.3 |
20.0 |
Ирландия |
4.0 |
10.8 |
14.8 |
Испания |
4.7 |
23.6 |
28.3 |
Италия |
9.2 |
23.8 |
33.0 |
Канада |
5.0 |
5.0 |
9.9 |
Нидерланды |
19.0 |
5.7 |
24.7 |
Норвегия |
7.8 |
14.1 |
21.9 |
Португалия |
11.0 |
23.8 |
34.8 |
Франция |
6.8 |
9.9 |
16.7 |
Швеция |
7.0 |
11.9 |
18.9 |
США |
6.2 |
6.2 |
12.4 |
Япония |
7.7 |
7.7 |
15.4 |
В среднем по выборке развитых стран |
7.9 |
12.3 |
20.2 |
Формирующиеся рынки: |
|||
Россия (2011) |
0.0 |
26.0 |
26.0 |
Болгария |
7.1 |
8.9 |
16.0 |
Венгрия |
9.5 |
24.0 |
33.5 |
Мексика |
1.7 |
7.0 |
8.7 |
Польша |
11.3 |
14.3 |
25.5 |
Румыния |
10.5 |
20.8 |
31.3 |
Словакия |
7.0 |
20.0 |
27.0 |
Турция |
9.0 |
11.0 |
20.0 |
Чехия |
6.5 |
21.5 |
28.0 |
Ю.Корея |
4.5 |
4.5 |
9.0 |
В среднем по выборке формирующихся рынков (без России) |
7.5 |
14.7 |
22.1 |
В среднем по ОЭСР |
21.0 |
Размеры финансирования пенсий за счет
общих доходов бюджета в России
вдвое превышают средний
Подводя итог, можно сделать вывод,
что бремя финансирования пенсионной
системы в России (как в целом,
так и за счет бюджета) чрезмерно,
а проведенное в последние
годы перераспределение ресурсов в
пользу пенсионной системы выходит
за рамки приемлемого для
С точки зрения долгосрочной финансовой
устойчивости главную угрозу для
российской пенсионной системы (как
и в других развитых странах) создает
ожидаемое ухудшение
Изменение числа пенсионеров на одного работника означает невозможность (при прочих равных) поддерживать те же соотношения пенсий и заработной платы. Как показал Гурвич (2010)12 , для того чтобы поддерживать постоянное значение СКЗ, в среднем за 2010-2050 гг. необходимо каждые пять лет увеличивать трансферт из федерального бюджета на 1 процентный пункт ВВП, либо ежегодно на один процентный пункт ставку пенсионных взносов. За 40 лет финансирование пенсионной системы должно увеличиться на 8 процентных пунктов ВВП, что, очевидно, далеко выходит за границы возможностей экономики.
«Естественный» барьер для неконтролируемого
увеличения расходов пенсионной системы
в виде закрепления за ней единственного
источника – пенсионных взносов,
- как отмечалось, был разрушен в
2005 году. Другое правило, призванное сдерживать
не обеспеченное ресурсами наращивание
расходов, состояло в требовании индексировать
пенсии в пределах роста доходов
пенсионной системы. Однако оно могло
работать только при условии финансирования
пенсий исключительно за счет взносов.
Если часть выплат обеспечивается за
счет общих бюджетных доходов, то
правило перестает работать, поскольку
возникает «порочный круг»: трансферты
из общих бюджетных доходов
Можно ожидать, что в отсутствие
работоспособных бюджетных
Естественным внутренним
ограничителем давления в сторону
повышения «щедрости» пенсионной системы
могло бы стать сопротивление
налогоплательщиков увеличению налогового
бремени, необходимому для дополнительных
пенсионных выплат. Однако в нашей
стране связь между государственными
расходами и платежами в
Что касается адаптации к
неожиданным шокам, в некоторых
странах созданы «
Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации