Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:02, дипломная работа
Целью настоящего исследования является углубленный анализ формирования, распределения и использования средств Пенсионного фонда РФ.
С этой целью в работе комплексно рассматривается:
сущность возникновения государственных внебюджетных фондов;
действующая в Российской Федерации пенсионная система;
место ПФР в финансовой системе РФ;
классификация источников формирования бюджета ПФ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ……………………………………..……………6
1.1. Сущность, функции и история возникновения ПФР……. ………. ..6
1.2. Особенности формирования доходов Пенсионного фонда.…....... 21
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация ……..................35
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА……………………………………………………...43
2.1. Общая характеристика ГУ-ОПФР по РСО-Алания………………..43
2.2.Анализ формирования доходов Пенсионного фонда………………50
2.3. Направления использования средств Пенсионного фонда………..56
2.4. Анализ обеспеченности расходов собственными средствами…….63
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПФ В РОССИИ…………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….......90
Таким образом, Пенсионный фонд - это денежный фонд, формируемый в процессе перераспределения валового внутреннего продукта путем аккумуляции страховых взносов в целях финансирования пенсионных выплат. Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР за номером 442-1.
Являясь крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств, для текущей выплаты государственных пенсий, он одновременно является одним из важнейших элементов всей государственной бюджетной системы России. Особенности ПФР, вытекающие из необходимости выполнения этих функций, регламентируются Бюджетным кодексом РФ.
С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. Эти взносы в основной массе уплачивались работодателями и в некоторой части – работающими гражданами России. Изменение механизма формирования доходов пенсионной системы должно было обеспечивать своевременность и полноту выплаты пенсий лицам, уже прекратившим трудовую деятельность и вышедшим на заслуженный отдых.
В процессе своей деятельности ПФР тесно взаимодействует с различными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
В Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года записано: «ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат». Этим был определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда – обеспечение выплаты государственных пенсий и пособий. Этим же была определена невозможность их изъятия из бюджета ПФР на другие цели, кто бы такие попытки ни предпринимал.
На Пенсионный фонд РФ возложен ряд функций, а именно:
Процесс становления Пенсионного фонда РФ, как самостоятельного финансого-экономического института еще продолжается одновременно с модернизацией пенсионного обеспечения. В России имеется собственная история развития пенсионной системы, которая во многом зависела от экономики страны.
Государственное пенсионное обеспечение зародилось в России в начале ХХ века, но не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления.
Однако уже 1924 году пенсионным обеспечение были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 году – рабочие текстильной промышленности, в 1929 году – рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсий по инвалидности и пенсий по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.
В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин.
В 1956 году был принят закон о государственных пенсиях, регулирующий размер пенсий по старости, который отменил выплату пенсий по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии. Одним из результатов этого этапа развития пенсионного обеспечения наряду с ростом уровня пенсий явилось увеличение доли работающих пенсионеров – безработица начала постепенно сокращаться и снизилась с 60% в 1956 году до 9% в 1962 году.
В дальнейшем изменение пенсионного законодательства были направлены на более активное стимулирование занятости пенсионеров.
В то же время данная система
наряду с многочисленными экономически
Советская пенсионная система, начиная с середины 60-х годов и до 1990г., получила определение государственного пенсионного обеспечения, средства, которого являются составной частью дохода бюджета страны. Таким образом, предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплат пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны7.
Развитие советской пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о постепенном накоплении в ней все большего количества экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения в бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.
Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых подходов к организации пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990-х годах был принят закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Российский пенсионный Закон от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" по существу стал первым законом, в котором пенсионное обеспечение было выделено в полностью самостоятельную систему, достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательно государственного обеспечения. Одновременно было определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. При этом важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.
С создания в начале 90-х
гг. ПФР в России началась эпоха
радикальных экономических
Социалистическая система пенсионного обеспечения не могла быть приспособлена к новым условиям и была заменена на систему государственного пенсионного страхования, основанную на солидарно-распределительных принципах8.
Первый этап пенсионной реформы начался в 1990 г. принятием нового российского закона «О государственных пенсиях в РСФСР».
С 1995 г. начался второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства РФ №790 была утверждена концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования и очертила контуры будущей пенсионной системы.
К концу 1997 г. возникла потребность в разработке принципиально новый модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового – третьего этапы пенсионной реформы.
За период с 1994 г. по 2000 г. На 9,3 млн. чел. или 15,3%, сократилось численность наемных работников - основной категории плательщиков страховых взносов на цели государственного пенсионного страхования. В результате этого количество работающих на одного пенсионера снизил ось с 1,6 до 1,3 чел. Естественно, что при подобном соотношении работающих и пенсионеров расходы ПФР существенно возросли, а поступление доходов в ПФР сократилось. К началу 2001 г. Численность пенсионеров в Российской Федерации составляла 38,4 млн. чел., или 26,5% численности постоянного населения страны.
Возникали предпосылки для коренного и глубокого реформирования пенсионной системы страны. Социально-экономические предпосылки пенсионной реформы показаны далее в работе.
В 1999-2000 годах становилось ясно, что устойчивая финансовая стабильность и рост доходов пенсионной системы никак не гарантирует в долгосрочной перспективе ее надежность. В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров. Число работающих и пенсионеров должно было сравняться к 2025-2030 году, после чего пенсионную систему ждал тотальный кризис. Назревали все предпосылки для реформирования пенсионной системы.
Основные причины реформирования пенсионного обеспечения:
- демографические,
- политические,
- экономические 9
Пенсионная реформа 2002 года началась также из-за надвигающейся демографической проблемы и с целью приспособления пенсионной системы к условиям рыночной экономики.
Пенсионная система более чем другие социальные сферы зависит от демографической ситуации. Неблагоприятная демография в равной степени влияет как на солидарно-распределительную составляющую, так и накопительную составляющую пенсионной системы. В условиях старения населения, уменьшения численности населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда нельзя рассчитывать на сколько-нибудь значительное пенсионное обеспечение.
Реформа пенсионной
системы явилась результатом
актуарных расчетов, в результате
которых определился ряд
Под актуарными расчетами понимаются специальные методы экономической и социальной статистики, которые используются для оценки рисков и вероятности наступления страховых случаев в области финансов и бизнеса, связанных со случайными событиями. 10
Необходимо отметить, что распределительная модель не создавала стимулов работающим к зарабатыванию пенсионных прав, ибо недоучитывала полностью заработки и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников.
Все это наглядно свидетельствовало, что старая пенсионная модель подошла к полному исчерпанию своих возможностей и нуждается в замене. Остро вставал вопрос о проведении реформы пенсионной системы.
С вступлением в силу с 2002 года федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»11, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»12, «Об обязательном пенсионном страховании»13 и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
Осуществляя пенсионную реформу, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Реформа пенсионного обеспечения является долгосрочной экономической программой, в процессе реализации которой должна произойти полная смена не только поколений пенсионеров, получающих пенсию по основаниям "старого" (предшествовавшего) законодательства, но и поколений застрахованных лиц, приобретших свои пенсионные права в условиях солидарно-распределительной пенсионной системы.
Пенсионная
реформа направлена на изменение
существующей распределительной системы начисления
пенсий, дополняя ее накопительной частью
и персонифицированным учетом страховых
обязательств государства перед каждым
гражданином. Основной идеей реформы стал переход
от распределительной системы пенсионного
обеспечения к распределительно-накопительной
Размер пенсии в новой пенсионной модели, определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
До пенсионной реформы ПФР осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий15.
Старая пенсионная модель рано или поздно создаст конфликт поколений. Поскольку возможность выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами в ней зависит от соотношения работающих и пенсионеров (за счет взносов двух работающих выплачивается пенсия одному пенсионеру), то при сохранении ухудшающейся демографической ситуации в России остается только повышать пенсионный тариф.
С появлением пенсионной реформы пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.