Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является углубленный анализ формирования, распределения и использования средств Пенсионного фонда РФ.
С этой целью в работе комплексно рассматривается:
­ сущность возникновения государственных внебюджетных фондов;
­ действующая в Российской Федерации пенсионная система;
­ место ПФР в финансовой системе РФ;
­ классификация источников формирования бюджета ПФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ……………………………………..……………6
1.1. Сущность, функции и история возникновения ПФР……. ………. ..6
1.2. Особенности формирования доходов Пенсионного фонда.…....... 21
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация ……..................35
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА……………………………………………………...43
2.1. Общая характеристика ГУ-ОПФР по РСО-Алания………………..43
2.2.Анализ формирования доходов Пенсионного фонда………………50
2.3. Направления использования средств Пенсионного фонда………..56
2.4. Анализ обеспеченности расходов собственными средствами…….63
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПФ В РОССИИ…………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….......90

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 8.74 Мб (Скачать файл)

Суть пенсионной реформы - это создание накопительной части  пенсии. Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 20%,  разделены на три части: 6% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 1950 рублей16),  8% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии  и перечисляются в ПФР и 6%  направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии».

В накопительной  системе не участвуют мужчины и женщины 1966 года рождения и старше, – то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. В отношении застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе установлен тариф отчислений на накопительную часть трудовой пенсии в размере 6%.

Основными задачами реформы  являются стимулирование населения  к активному участию в формировании своей будущей пенсии, к заботе о своей старости, достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему, введение новой системы трудовой пенсии, состоящей из базовой, трудовой и накопительной частей; а также обеспечение прозрачности пенсионной системы.

Также к задачам  пенсионной реформы можно отнести предоставление индивидуального выбора управляющей компании, прошедших конкурсный отбор, нормативное обеспечение проведение реформы пенсионных накоплений, привлечение к реформе негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний, контроль инвестиций пенсионных накоплений.

Таким образом, накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство  преследует следующие цели:

  • совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
  • обеспечить достойную старость пенсионерам;
  • стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;
  • искоренить «черные» заработные платы;
  • привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Принципиальной отличительной  чертой накопительной модели является самостоятельное формирование застрахованным собственной пенсии: уплаченные им страховые взносы не идут на выплату пенсии другим получателям в текущий период, а помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью их увеличения.

Накопительная система  обладает рядом существенных преимуществ. В частности, она:

- не зависит от проблем  демографического плана, угрожающих  практически во всем мире существованию распределительных систем;

- дает возможность  эффективно использовать аккумулируемые  деньги для нужд экономического  развития;

- обеспечивает дифференциацию  размеров пенсий в зависимости  от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления.

 

 

 

 

1.2. Особенности  формирования доходов Пенсионного фонда

 

Пенсионные преобразования в РФ происходили на фоне налоговой реформы, в ходе которой были структурированы обязательные платежи в ПФР: вместо традиционных для классических пенсионных программ страховых взносов, уплачиваемых по единому механизму, установлен единый социальный налог (ЕСН) с регрессивной базой начисления, который уменьшается на сумму обязательного страхового взноса.

Такая трансформация  финансового взаимодействия страхователей, застрахованных лиц и страховщиков стала необходима для воссоздания  бюджетных источников пенсионного обеспечения и синхронизации персонифицированного (индивидуального) учета пенсионных прав застрахованных лиц на индивидуальном лицевом счете с суммами фактических страховых поступлений в бюджет ПФР.

Пенсионная  реформа затронула практически  все элементы сложившейся пенсионной системы Российской Федерации настолько глубоко, что даже на десятом году ее осуществления деятельность отдельных ее звеньев не отлажена, тем более что многие важные методологические и методические вопросы до сих пор не решены (вопрос о контролирующем органе за страховыми взносами, вопрос об эффективной ставки страховых взносов и прочие вопросы)17.

Дореформенное законодательство, которое регулировало механизмы  формирования пенсионных прав застрахованных лиц и государственные гарантии выполнения долгосрочных пенсионных обязательств по реализации этих прав, практически утратило свою действенность. Переход к рыночным отношениям вскрыл недостатки системы пенсионного обеспечения, основанной исключительно на солидарно-распределительных принципах.

Утрата Пенсионным фондом контроля за поступлением средств в свой бюджет, отсутствие детального учета этих средств привели к ослаблению бюджетной дисциплины и к потере тесной связи со страхователями (работодателями). Поэтому 1 января 2010 г. в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования. Они заменили единый социальный налог, который с начала 2010 г. отменен.

Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи.

Кроме того, полномочия по контролю за уплатой страховых взносов были перераспределены между государственными органами. Теперь контрольные функции в этой сфере выполняют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Изменения страховых взносов в Пенсионный фонд представлены в виде рисунка 2.

Рисунок 2. Изменения страховых взносов  в Пенсионный фонд

В настоящее  время финансовые ресурсы бюджета ПФР для целей обеспечения выплаты всех видов пенсий формируются за счет:

    • страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии;
    • трансфертов из федерального бюджета;
    • сумм пеней, штрафов и иных финансовых санкций;
    • средств федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий;
    • средств, возмещаемых ПФР службой занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;
    • иных источников, не запрещенных законодательством.

Основные источники доходов и динамика ставок на обязательные отчисления в Пенсионный фонд рассмотрены на рисунке 3.

Рисунок 3. Ставки отчислений в ПФ РФ18

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ определяет положения, связанные с переходом на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Сразу же возникает вопрос: в связи с чем так круто  меняется ситуация в данной сфере? Дело в том, что в настоящий период ПФР на 80% финансируется из бюджета, а это означает, что размер пенсий и их выплата зависят не столько от трудового вклада, сколько от экономической ситуации в стране, а если точнее, от цены нефти и газа на внешнем рынке.

Меры по реформированию пенсионной системы фактически не дали положительных результатов. Дело в  том, что единый социальный налог (ЕСН) был введен в 2001 г. вместо существовавших и тогда страховых взносов в три фонда. Но ничего единого в налоге не было. Не сработало и некоторое снижение ставки ЕСН по сравнению с платежами в фонды с 38 до 35,6%. Бизнес не ответил на снижение ставки ЕСН адекватным увеличением отчислений. Не дало ожидаемых результатов и дальнейшее снижение ставки ЕСН с 2005 г. до 26%. Возможно, бюджет и продолжал бы дотировать ПФР, но тут эту проблему обострил грянувший кризис. С другой стороны, не повышать существенным образом пенсии стало уже невозможно. Поэтому остался только единственный вариант: увеличить нагрузку на бизнес, что должно, по мысли законодателей и авторов реформы, обеспечить резкий рост размера пенсий в самой ближайшей перспективе.

Основным собственным источником доходов бюджета ПФР считаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые являются возмездными средствами и должны учитываться на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться начиная с 2012 г. за счет сумм индивидуальных пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Все суммы страховых взносов, фактически поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в государственной системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Плательщиками страховых  взносов являются страхователи, к  которым относятся:

1) лица, производящие  выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов  органы контроля за уплатой страховых  взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

Объектом обложения  страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты  и иные вознаграждения, начисляемые  плательщиками страховых взносов  в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Не относятся к объекту  обложения страховыми взносами выплаты  и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые волонтерам в рамках гражданско-правовых договоров.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как  сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых  взносов за расчетный период в  пользу физических лиц.

Для плательщиков страховых  взносов, база для начисления страховых  взносов в отношении каждого  физического лица устанавливается  в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Не подлежат обложению  страховыми взносами для плательщиков страховых взносов:

1) государственные пособия,  выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных  законодательством Российской Федерации,  законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и прочие.

3) суммы единовременной  материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов.

4) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу  измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) Пенсионный фонд  Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального  страхования Российской Федерации  - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования - 5,1 процента;

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Информация о работе Пенсионный фонд