Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:02, дипломная работа
Целью настоящего исследования является углубленный анализ формирования, распределения и использования средств Пенсионного фонда РФ.
С этой целью в работе комплексно рассматривается:
сущность возникновения государственных внебюджетных фондов;
действующая в Российской Федерации пенсионная система;
место ПФР в финансовой системе РФ;
классификация источников формирования бюджета ПФ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ……………………………………..……………6
1.1. Сущность, функции и история возникновения ПФР……. ………. ..6
1.2. Особенности формирования доходов Пенсионного фонда.…....... 21
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация ……..................35
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА……………………………………………………...43
2.1. Общая характеристика ГУ-ОПФР по РСО-Алания………………..43
2.2.Анализ формирования доходов Пенсионного фонда………………50
2.3. Направления использования средств Пенсионного фонда………..56
2.4. Анализ обеспеченности расходов собственными средствами…….63
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПФ В РОССИИ…………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….......90
- организацию государственного
банка данных по всем
- составление и представление в установленном порядке проекта бюджета Отделения (квартального, годового); заявок на финансирование выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий, а также предложений по структуре, штатному расписанию и смете расходов на содержание Отделения и т.д.
- проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели.
Основными задачами управления Пенсионного фонда в РСО-Алания являются:
Так как Пенсионный фонд формируется на федеральном, республиканском, краевом, областном и районном уровне, то это позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.
Организационная структура Отделения Пенсионного фонда РФ по РСО-Алания выглядит следующим образом (Рисунок 7):
Рисунок 7. Организационная структура
ГУ-ОПФР по РСО-Алания
Управляющий несет
ответственность за выполнение функций,
относящихся к компетенции
Согласно типовым положениям об отделах, являющихся приложениями к постановлению Правления ПФР от 23.12.02 №157п, каждое управление (отдел) является самостоятельным структурным подразделением ОПФ РФ, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Отделения ПФР (в частности по вопросам ведения базы данных пенсионеров) и выполняет свои задачи и функции, а также установленные требования по защите информации, выполняет поручения руководства Отделения ПФР, входящие в компетенцию отдел.
Структура и штатная численность отделов утверждаются управляющим Отделением ПФР в установленном порядке.
Все выполняемые Пенсионным фондом функции в той или иной степени находят отражение в бюджете. Бюджет - важнейший финансовый документ ГУ-ОПФР по РСО-Алания, определяющий многие параметры его развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание. Бюджет ГУ-ОПФР по РСО-Алания является основным документом, определяющим повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей республики.
Бюджет обязательного
пенсионного страхования
Таблица 2 | |||
Соотношение валют балансов бюджета ГУ-ОПФР по РСО-Алания и консолидированного бюджета РСО-Алания | |||
млн.руб. | |||
№ |
Показатели |
2008 |
В % к бюджету РСО-Алания |
Показатели расходов бюджета Отделения ПФР по РСО-Алания за 2011 год | |||
1 |
Пенсионное обеспечение |
19 844,0 |
х |
2 |
Осуществление ежемесячной денежной выплаты |
2 033,9 |
х |
3 |
Прочие расходы |
2 012,4 |
х |
ВСЕГО |
23 890,36 |
112,01% | |
Показатели расходов республиканского бюджета РСО-Алания за 2011 год | |||
1 |
Общегосударственные вопросы |
1 364,90 |
х |
2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 375,40 |
х |
3 |
Национальная экономика |
2 707,90 |
х |
4 |
Прочие расходы |
15 880,50 |
х |
ВСЕГО |
21 328,70 |
100,00% |
Из данных таблицы 2 видно, что значимость бюджета Пенсионного фонда в РСО-Алания очень велика, так как по своим ежегодным оборотам он превосходит даже Республиканского бюджета РСО-Алания на 12,0%. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что средства бюджета Пенсионного фонда являются главным по значимости источником денежных доходов населения в республике.
Важно подчеркнуть, что, хотя финансовая и бюджетная системы ПФР и ГУ-ОПФР по РСО-Алания и являются самостоятельными и автономными, они организованы и функционируют на тех же принципах, что и государственная бюджетно-финансовая система.
ГУ-ОПФР по РСО-Алания выступая качестве распорядителя, получателя и контролера государственных средств обеспечивает выполнение бюджетного процесса в соответствии с законодательством. Бюджетные показатели отражают всю деятельность учреждения на календарный год. От правильности и своевременности планирования бюджетных показателей зависит материальное обеспечение граждан и социальная стабильность в регионе.
Рисунок 8. Соотношение расходов Пенсионного фонда
и консолидированного бюджета РСО-Алания
Таким образом, актуальность данного исследования еще более возрастает в связи со значимостью бюджета ОПФР для РСО-Алания.
Денежные ресурсы
обязательного пенсионного
Пенсионная реформа, активная фаза которой началась в 2002г., провозгласила своим приоритетным направлением повышение уровня пенсионного обеспечения граждан при сохранении финансовой надежности и самостоятельности пенсионной системы.
Уровень пенсионного обеспечения в Российской Федерации, как и в любом другом государстве, в каждый конкретный период времени в равной мере находится под непосредственным влиянием целого ряда взаимодействующих факторов: социально-экономического положения страны, демографической ситуации, особенностей трудовых отношений и рынка труда, систем и видов оплаты труда, налогового законодательства, бюджетного устройства, исторических традиций, социального менталитета и др. Иными словами, размер и условия назначения и выплаты пенсий отражают все стороны жизни современного общества.
После характеристики отдельных показателей бюджета Пенсионного фонда целесообразно остановиться на составных частях бюджета региона – на доходной и расходной ее частях.
2.2. Анализ формирования доходов Пенсионного фонда
За ряд последних лет наметилась такая тенденция, что бюджет каждого последующего года оказывается больше предыдущего. Не стал исключением и бюджет 2011 год, который по всем показателям превзошел предыдущие. Увеличение налоговых поступлений в доходной его части происходило за счет общего улучшения социально-экономической ситуации в регионе, а также за счет административных мер органов ПФ РСО-Алания, право на которые были им делегированы 112-ФЗ. Но главным фактором увеличения поступлений в бюджет ОПФР по РСО-Алания стало увеличение тарифов на обязательное пенсионное страхование. Анализ динамики поступления страховых взносов на ОПС представим в виде рисунка 9.
Рисунок 9. Динамика поступления страховых взносов
в РСО-Алания
Из данных рисунка 6 можно сделать вывод о том, что основным источником средств на выплату пенсий являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В 2011г. поступление взносов на ОПС по РСО-Алания составило 4,6 млрд.руб., тогда как в 2010г. они составили 3,2 млрд.руб. Такой значительный рост взносов состоялся за счет увеличение ставки взносов с 1 января 2011г с 20,0% до 26,0%.
На поступления страховых взносов влияют два фактора: ставка взносов и налоговая база. Налоговой базой по страховым взносам является фонд заработной платы по РСО-Алания, который за рассматриваемый период также имел тенденцию к росту. (Таблица 3).
Таблица 3 | |||||
Динамика фонда оплаты труда в РСО-Алания | |||||
№ |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 2009 в % |
1 |
Фактически сложившийся фонд оплаты труда, млн.руб. |
16 566,1 |
17 908,9 |
19 052,5 |
115,0% |
2 |
Среднесписочная численность работников, чел |
120 783 |
117 776 |
111 309 |
92,2% |
3 |
Средняя заработная плата по РСО-Алания, рублей |
11 429,7 |
12 671,6 |
14 264,0 |
124,8% |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что за 2009-2011г. фонд заработной платы в РСО-Алания вырос на 15,0%, составив 19052,5 млн.руб. Рост фонда был обеспечен ростом заработных плат в республике, с 2009 по 2011г. средняя заработная плата увеличилась на 124,8%, составив 14264,0 рублей. Таким образом, увеличение заработной платы способствовало увеличению фонда оплаты труда по РСО-Алания, несмотря на уменьшение численности работников (за анализируемый период численность работников сократилась на 7,8% составив к концу 2011г. – 111309 чел.).
Из данного анализа следует, что рост поступлений страховых взносов зависит от численности занятого населения и заработной плате уплачиваемой на предприятиях различных сфер деятельности экономики. В РСО-Алания основным фактором роста страховых взносов на обязательное пенсионное страхование стало увеличение средней заработной платы, что, несомненно, является результатом оздоровления экономики республики за анализируемый период.
Страховые взносы
на обязательное пенсионное
Рассмотрим структуру страховых взносов на примере таблицы 4.