Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.
Финансовый ресурс социального страхования в странах позволяет обеспечить высокие жизненные стандарты и уровни защиты. В России потенциал пенсионного страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов ПФР составляет всего 6% ВВП. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, уровень и качество жизни российского пенсионера оставляют желать лучшего.
Для ориентира можно привести четырехуровневаю систему пенсионного страхования, действующую в Германии:
1) обязательное пенсионное страхование - при стаже работы около 40 лет дает пенсию в 900-1000 евро (это уже 60% от средней заработной платы по стране);
2) помимо этого многие работники получают пенсии по старости от предприятий - это еще 300-400 евро;
3) добровольные частные пенсионные накопления - имеются у подавляющего большинства граждан;
4) социальная пенсия - выплачивается
нуждающимся на основе
В «переводе на наш язык» немецкая пенсия составляет в среднем около 52 000 руб. Это при условии цен зачастую ниже, чем в России. Понятно, что при сегодняшнем дефиците средств в ПФ РФ вследствие перехода к распределительно-накопительной системе и появлении в результате этого «двойного бремени» вряд ли Россия достигнет такого показателя за ближайшие год-два.
Поэтому представляется, что назрела необходимость следующих мероприятий:
1) увеличение прожиточного
минимума пенсионера до
2) поскольку пенсия - производная
зарплаты, необходима регулярная
индексация МРОТ граждан в
соответствии с темпом
3) снятие ограничения
базы начисления взносов, что
решит проблему дефицита
4) более эффективное управление накопительной частью пенсий;
5) отмена неэффективных «новаций» в системе учёта и отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд России; формирование простых и постоянных форм отчетных бухгалтерских документов.
Причем все меры надо осуществлять целенаправленно, с постоянным контролем, по единой программе.
На данный момент существующая система страховых взносов в ПФ РФ продиктована современными реалиями (от этого никуда не деться) и в перспективе ориентирована на увеличение коэффициента замещения до 40%, но пока она имеет множество недоработок, в результате чего малоэффективна и не обеспечивает пожилого человека достаточной пенсией. Поэтому нельзя рассчитывать только на государство. Каждому из нас о будущих средствах к существованию надо заботиться самому и с молодости, грамотно используя все представленные механизмы: взаимодействуя с работодателем, активно отслеживая рост пенсионного капитала. Только так сегодня в России можно обеспечить себе достойную старость высокого качества32.
Заключение
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности, родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. В свою очередь Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением, признается страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования, а его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Характеристика деятельности ПФ РФ выявила следующее. Темп роста бюджета ПФ РФ по расходам выше темпа роста бюджета ПФ РФ по доходам. За анализированный период времени доходы по накопительной составляющей бюджета ПФ РФ выросли на 32%; объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вырос на 57,9%; объем поступления в рамках Программы государственного софинансирования пенсий вырос на 72,2%. В течение 2011 года в Программу государственного софинансирования пенсий вступили 1768 тыс. человек, а в течение 2012 г. - уже 3617 тыс. человек. В целом в 2012 году ПФ РФ направил на выплату пенсий свыше 4,5 трлн. рублей, что на 21,6% больше, чем в 2011 году; расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан выросли на 10,8%. Численность пенсионеров выросла на 2,3%, а численность страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - на 52,2%.
Факторами увеличения расходов бюджета ПФ РФ на выплату пенсий стали не только прирост числа пенсионеров, но и осуществление плановых индексаций пенсий.
Так, в 2012 году ПФ РФ осуществил индексацию трудовых пенсий с 1 февраля - на 7%; с 1 апреля - на 3,41%, а пенсий по государственному пенсионному обеспечению - на 14,1%. Расходы бюджета ПФ РФ на предоставление материнского (семейного) капитала выросли на 118,7%, что обусловлено как ростом его размера, так и ростом количества выданных сертификатов. При этом наблюдается стабильный рост выданных ПФ РФ сертификатов, но в 2011-2013 гг. наблюдается снижение их количества, и лишь в конце 2013 г. количество заявлений о выдаче сертификата и количество выданных ПФР сертификатов начало опять повышаться.
В последние годы усиливается роль государственного и внутреннего финансового контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств ПФ РФ. Так, утверждение бюджета ПФ РФ и отчета о его исполнении контролирует Правительство РФ, Счетная палата; порядок и условия формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений контролирует Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (с 1 сентября 2013 г. Служба Банка России по финансовым рынкам), порядок использования временно свободных средств ПФР контролирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и т.д. Большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств ПФ РФ как федеральной собственности и, в соответствии с нормами ст. 71 Конституции РФ, согласно которой федеральная государственная собственность и управление ею отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации.
Для реализации основной функции Пенсионного фонда РФ - аккумулирования и управления средствами по обязательному пенсионному страхованию граждан, назначения и выплаты им пенсий в ПФР ежегодно формируется бюджет ПФ РФ. Отличительной особенностью бюджета ПФР является обособленное исполнение доходов бюджета в части, связанной с формированием средств для финансирования страховой части трудовой пенсии (распределительная часть), и в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (накопительная часть). Особенностью бюджета ПФ РФ также является наличие нескольких главных администраторов доходов бюджета ПФ РФ.
В бюджет ПФ РФ поступают средства по налоговым и неналоговым доходам, и безвозмездные поступления, при этом удельный вес неналоговых доходов на протяжении 2011-2013 гг. составляет менее одного процента, доля же налоговых доходов и безвозмездных поступлений в структуре практически равнозначны за весь период исследования с незначительными колебаниями в ту или иную сторону.
В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес принадлежит доходам от временного размещения ПФ РФ средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также доходам от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов и страховых взносов, поступающих в бюджет ПФ РФ, принадлежит страховым взносам, общая доля которых выросла до 41,56%, а в 2011-2013 годах составила 53,73 и 51,59%. Из них, на протяжении всего исследуемого периода наибольший удельный вес принадлежит страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии. При этом главным администратором данных доходов являлась Федеральная налоговая служба РФ. В 2012 г. минимальный налог от плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, не поступал.
В структуре безвозмездных поступлений, поступающих в бюджет ПФ РФ, наибольший удельный вес принадлежит средствам федерального бюджета. На протяжении всего периода в бюджет ПФР поступали средства пенсионных накоплений, поступающие в ПФ РФ из негосударственных пенсионных фондов, но их удельный вес незначительный..
В ходе написания дипломной работы были исследованы и выявлен ряд проблем функционирования пенсионной системы РФ (дефицит бюджета ПФ, обесценивание пенсионных выплат, увеличение соотношения числа пенсионеров к числу работающих, использование необъективного значения средней заработной платы, которое участвует в формуле вычисления размера трудовой пенсии по старости и ряд других) и были предложены пути решения каждой проблемы.
Решению выше означенных проблем во многом будет способствовать Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, начатая в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 г., № 597, которая определяет политику в сфере пенсионного страхования в период до 2030 года. Основная цель Стратегии - гарантирование приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, адекватной экономическому развитию России и соответствующей международным стандартам. Определены задачи совершенствования тарифно-бюджетной политики и системы управления обязательным пенсионным страхованием, реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы и системы досрочных пенсий, создания корпоративного пенсионного обеспечения и др.
Анализ перспектив развития Пенсионного Фонда РФ системы позволяет поставить следующие приоритетные задачи, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия правительства: поддержание финансовой устойчивости пенсионной системы; создание устойчивого и эффективного механизма финансирования пенсий; преодоление черты бедности среди пенсионеров; уменьшение гендерного разрыва в величине пенсий; повышение доходности накопительной составляющей трудовой пенсии; развитие негосударственного пенсионного обеспечения; создание условий для достижения в долгосрочной перспективе рекомендуемого МОТ соотношения 40% между реальными размерами пенсий и трудовых доходов. Пенсионные взносы, даже с учетом их увеличения, будут позволять поддерживать коэффициент замещения лишь на уровне 20-22%. Остальная часть финансирования будет обеспечиваться из федерального бюджета.
Основная задача проводимой пенсионной реформы в РФ заключается в том, чтобы стимулировать граждан принимать участие в финансировании своей будущей пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, а также выбирать государственный или негосударственный пенсионный фонд для управления пенсионными накоплениями. Однако до сих пор активных преобразований в этом направлении государством так и не принято. При этом сложившаяся на сегодняшний день ситуация характеризуется высокой степенью недоверия граждан к таким структурам как страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, и по этой причине до сих пор доминирующую роль в пенсионной системе играет государство. В настоящее время с целью стимулирования развития пенсионной системы и облегчения нагрузки на государственный бюджет по содержанию пенсионного фонда необходима разработка способов повышения инвестиционной составляющей пенсионных накоплений. Отсюда особое значение приобретает повышение эффективности управления накопительной частью пенсии, обеспечивающей пенсионные накопления. Для этого необходим поиск новых форм стимулирования участия граждан в формировании пенсионных накоплений, а также преодоление негативных факторов, препятствующих эффективному развитию пенсионной системы. Повышение активности населения в процессе привлечения средств в систему дополнительного пенсионного обеспечения требует создания механизма, гарантирующего возврат вложенных средств в случае непредвиденных кризисных ситуаций или банкротства данного финансового института, что способно значительно повысить уровень доверия населения к пенсионным накопительным программам.
Список использованных нормативно-правовых актов и научной литературы