Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.
В таблице, приведенной ниже, показаны безвозмездные поступления в ПФ РФ
2010 г |
2011 г. |
2012 г |
Темп прироста, % | |||||||||||||
Показатель |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
2012 г. к 2011 г |
2013 г. к 2012 г | ||||||||
Безвозмездные поступления всего в том числе: от нерезидентов от других бюджетов бюджетной системы - от негосударственных организаций - доход от возврата межбюджетных трансфертов прошлых лет |
2 649 581
0 2 648 445
1 136
14 |
100,0
0,0 100,0
0,0
0,0 |
2 385 190
8 2 384 201
981
2 |
100,0
0,0 100,0
0,0
0,0 |
2 823 350
29 2 819 513
3 804
7 |
100,0
0,0 99,9
0,1
0,0 |
-10,0
100,0 -10,0
-13,7
-85,8 |
18,4
280,8 18,3
288,0
237,4 | ||||||||
Таким образом, основная часть безвозмездных поступлений (более 99,0 %) представлена межбюджетными трансфертами от других бюджетов бюджетной системы РФ. Объем безвозмездных поступлений от других бюджетов снизился на 10,0 % в 2011 г. и вырос на 18,3 % в 2013 г. Подробнее межбюджетные трансферты будут проанализированы далее.
Доходы ПФ РФ в течение анализируемого периода росли, что было обусловлено ростом средней заработной платы работников, увеличением предельной базы для начисления страховых взносов, а также увеличением (в 2012 г.) страховых тарифов. Основную часть доходов фонда формируют неналоговые доходы, которые, в свою очередь, были представлены преимущественно страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, а также безвозмездными поступлениями из других бюджетов бюджетной системы. Исполнение бюджета фонда по доходам организовывалось на основе прогнозных поступлений в соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета. Высокий процент исполнения прогнозных показателей свидетельствует о хорошем качестве бюджетного прогнозирования в Пенсионном фонде России и высокой достоверности получаемой для составления прогнозов информации22.
Главнейшими из задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в 2013-2014 г.г., являются обеспечение неуклонного роста благосостояния российских граждан и дальнейшее совершенствование видов и форм оказания услуг населению в сфере деятельности ПФ РФ. Так уже проведена индексация трудовых пенсий на 8,8% для 36,6 млн. человек. В результате размер трудовой пенсии по старости увеличился в среднем на 700 рублей, трудовой пенсии по инвалидности - на 418 рублей, трудовой пенсии по случаю потери кормильца - на 428 рублей.
В бюджете ПФ РФ на 2011-1013 год учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала на 2011 год в сумме 120,8 млрд. рублей (в 2010 году - 102 млрд. рублей). Размер материнского капитала проиндексирован с 1 января 2011 года на 6,5% и составит 365698,42 рублей.
В бюджете ПФ РФ на 2013 г. учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния в сумме 5 млрд. рублей23.
2.1. Анализ динамики и структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Расходы ПФ РФ в 2011-2013 годах не менее занимательны, чем доходы.
В 2011-2013 гг. исполнение бюджета ПФ РФ по расходам организовывалось на основе сводной бюджетной росписи бюджета ПФ РФ, с учетом изменений, внесенных в неё в соответствии с БК РФ, и по основаниям, установленным Законами о бюджете ПФ РФ а на 2011-2013 г.г. Основная задача, стоящая перед государством и Пенсионным фондом – это существенное повышение размера пенсий. При этом планируется сохранение разумного уровня налогов на экономику, то есть в ходе осуществления пенсионной реформы стоит задача существенно увеличить расходы. Рассмотрим, как должны использоваться средства Пенсионного фонда по действующему законодательству.
Средства Пенсионного фонда РФ используются по двум основным направлениям: на финансирование выплаты населению пенсии и пособий и на прочие расходы.
За счет бюджета пенсионного
фонда РФ финансируется выплата пенсий,
предусмотренных законодательством РФ,
включая трудовые пенсии (в том числе трудовые
пенсии по старости, трудовые пенсии по
инвалидности, трудовые пенсии по случаю
потери кормильца), социальные пособия
на погребение умерших пенсионеров, не
работавших на день смерти.
Средства бюджета пенсионного
фонда РФ, в соответствии с федеральным
законом о бюджете пенсионного фонда РФ,
направляются также на доставку пенсий,
выплачиваемых за счет этого бюджета,
а также на финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей деятельности страховщика.
Расходы, не предусмотренные бюджетом
пенсионного фонда РФ на соответствующий
год, осуществляются только после внесения
изменений в указанный бюджет в установленном
федеральным законом порядке.
Для
обеспечения в среднесрочной и долгосрочной
перспективах финансовой устойчивости
системы обязательного пенсионного страхования
в случае возникновения профицита бюджета
пенсионного фонда РФ создается резерв.
В 2011-2013 гг. происходил рост расходов ПФ РФ, при этом увеличивались как утверждённые, так и исполненные показатели.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г |
Темп прироста, % | ||||
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 | |
Расходы, всего |
4406 859 |
100,0 |
4822 389 |
100,0 |
5407 312 |
100,0 |
9,4 |
12,1 |
в части не связанной с формированием накопительной части |
4272 160 |
96,9 |
4709 465 |
97,7 |
5222 672 |
96,6 |
10,2 |
10,9 |
Анализ структуры и динамики расходов бюджета ПФ РФ на 2011-2013 гг. представлен в таблице выше (план)
В 2011 г. расходы ПФ РФ утвержденные федеральным законом о бюджете, на 415530 млн. руб., или на 9,4 % превысили показатели 2011 г., а 2012 г.- на 584923 млн. руб., или на 12,1 % показатели 2011 г. Большая часть утверждённых расходов ПФР не была связана с формированием накопительной части трудовых пенсий (96,9 %, 97,7 % и 96,6 % расходов ПФР в 2010 г., 2011 г. и 2012 г. соответственно). Таким образом, расходы Пенсионного фонда России (как утвержденные, так и исполненные) с каждым годом растут. Этот рост обусловлен старением нации, то есть увеличением числа пенсионеров, а также проводимой ежегодно индексацией пенсий. В 2010-2012 г. Пенсионный фонд России выполнял свои обязательства перед гражданами в полном объеме, однако по отдельным видам расходов кассовое исполнение бюджета фонда было значительно ниже утвержденных законом показателей.
Исполненные расходы ПФ РФ также росли. Ниже приведена таблица исполненных расходов ПФ РФ.
Показатель |
2011 г |
2012 г. |
2013 г |
Темп прироста, % | ||||
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 | |
Расходы, всего |
4249235 |
100,0 |
4922109 |
100,0 |
5451219 |
100,0 |
15,8 |
10,7 |
в части не связанной с формированием накопительной части |
4179 172 |
98,4 |
4681564 |
95,1 |
5195091 |
95,3 |
12,0 |
11,0 |
В 2011 г. исполнительные расходы ПФ РФ увеличились к уровню 2010 г. на 62874 млн. руб. или на 15,8 %, а в 2012 г. превысили показатели 2011 г. на 529110 млн. руб. или на 10.7 %. Бюджет ПФ РФ по расходам был исполнен на 96.4 %, 102,1% и 10,8% в 2011, 2012 и 2013 г.г. соответственно. В 2011-2013 г.г. расходы по представлению материнского капитала в 2011 г. выросли на 21851 млн. руб. общее количество выданных сертификатов в 2012 году составила 724 тыс. единиц. Расходы на другие вопросы в области социальной политики включали преимущественно расходы по инвестированию средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (их передачу в НПФ) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111_ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»24.
Пенсионный фонд РФ, располагающий значительными целевыми финансовыми ресурсами, должен функционировать в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.
Критерием эффективности любой пенсионной системы являются: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы; коэффициент замещения; наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы; наличие или отсутствие пенсионных резервов. Перечисленные критерии и показатели связаны между собой и в совокупности характеризуют устойчивое состояние пенсионной системы.
В современных условиях ПФ РФ не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Кроме того, ПФ РФ обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы. Платежеспособность пенсионной системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами из федерального бюджета, направляемых на возмещение недостатка собственных средств. Правительство РФ выполняет свое обещание, и сегодня средний размер пенсий по старости составляет 8169 рублей. Но какой ценой, опять же, за счет увеличения дотаций из федерального бюджета и нагрузкой на трудоспособное население25.
Существует ряд факторов, которые влияют на уровень пенсионного обеспечения в РФ и финансовую устойчивость пенсионной системы.
Крайне низкий уровень заработной платы и ее доли в ВВП как базы для отчисления пенсионных взносов. В РФ расходы на пенсионное обеспечение составляют в среднем 5-7 % ВВП. Низкий процент по отношению к ВВП на пенсионные выплаты объясняется низкой долей фонда заработной платы, и в этой связи необходимо понять, почему при высокой ставке отчислений 26 % от заработной платы, ее доля в ВВП низкая. Вывод либо это низкая оплата труда, либо низкий уровень собираемости при «скрытой» зарплате в доходах населения.
Старение населения, приводящее к росту количества пенсионеров относительно численности трудоспособного населения. На рис.2 наблюдается снижение населения моложе трудоспособного возраста и увеличение населения старше трудоспособного. По прогнозным оценкам численность всех пенсионеров увеличится до 39,97 млн. человек в 2013 г. Соотношение между численностью плательщиков пенсионных взносов и численностью пенсионеров объясняется относительно высокой долей досрочных пенсионеров и неполной занятостью населения. На рынок труда продолжает оказывать влияние факторы, обусловленные последствиями мирового экономического кризиса, одним из которых является процесс высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата. По данным Минэкономразвития количество безработных к 2013 год увеличились до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения).