Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

 

14.5. Прогнозирование  и планирование развития строительного  комплекса

Строительный комплекс обеспечивает воспроизводство основных фондов. Основа данного комплекса — строительство, отрасль, непосредственно создающая строительную продукцию.

Длительность строительного  цикла вызывает необходимость перехода из одного периода в другой значительных размеров незавершенного строительства, что оказывает существенное влияние на величину капитальных вложений.

Прогнозирование и планирование строительного комплекса предполагает: проведение прогнозных расчетов объема строительства по отраслям материального производства и непроизводственной сферы; определение потребности в строительных материалах, оборудовании, рабочей силе, их балансовой увязке с ресурсами; обоснование мощностями строительно-монтажных организаций.

Главным показателем  строительного комплекса является ввод в действие производственных мощностей и объектов. По важнейшим объектам устанавливается государственный заказ на ввод их в действие. Определяется общий объем инвестиций для его выполнения и утверждаются лимиты государственных централизованных капитальных вложений. Рассчитывается объем подрядных строительно-монтажных работ, который является основой для заключения договоров подряда строительными организациями.

В процессе разработки прогнозов  на начальном этапе определяется спрос на услуги строительства, исходя из заказов, которые формируются на основе отбора эффективных инвестиционных проектов с учетом их обеспечения финансовыми ресурсами, Размещение заказов осуществляется путем проведения подрядных торгов (тендеров).

На следующем этапе  осуществляется обоснование объема строительства материально-техническими (строительными материалами и оборудованием) и трудовыми ресурсами. Этот этап связан с разработкой балансов строительных материалов, оборудования, рабочей силы.

При обосновании объема строительства мощностями строительных организаций рассчитывается потребная производственная мощность, исходя из объема, характера и структуры работ, намечаемых к выполнению в плановом периоде. Она сравнивается с наличной производственной мощностью. Разница между потребными и наличными мощностями свидетельствует о недостатке или недоиспользовании мощностей в плановом периоде. Разрабатывается баланс соответствующих видов машин и оборудования, на основе которого определяется обеспеченность ими строительно-монтажных организаций.

Количество машин, необходимых  для выполнения намечаемых работ, определяется по формуле

где N—потребность в конкретных машинах, механизмах; Qобщ — общий объем определенного вида работ в физических измерителях, м3, т и др.; d — удельный вес объема работ, выполняемого данным видом машин, %; gЭ.Г. — годовая эксплуатационная производительность машин.

Потребность в машинах  может быть определена также укрупненным  методом по нормам их потребностей на 1 млн р. строительно-монтажных работ (СМР).

 

 

Глава 15. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

К производственной инфраструктуре относятся — транспорт, связь  и информатика.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны и интеграционных процессов. Он позволяет обеспечивать связи между отраслями экономики, перевозки пассажиров и грузов, решать проблемы специализации, обороны страны и др.

Связь и информатика  обеспечивают деловое и личное общение  людей. Их роль в современных условиях постоянно возрастает.

При прогнозировании и планировании функционирования звеньев производственной инфраструктуры необходимо ориентироваться на наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в их услугах при минимальных финансовых и экологических издержках.

 

15.1. Краткая характеристика, задачи прогнозирования и планирования функционирования транспорта

Транспорт выполняет  услуги по перевозке грузов и пассажиров. Транспортная система включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный, морской, речной, городской электротранспорт, а также специализированные виды транспорта (конвейерный, монорельсовый и т.д.). Различают ведомственный и транспорт общего использования.

Для транспорта характерны следующие особенности:

- транспорт не производит  материальные блага, но увеличивает  их стоимость. Это требует снижения  транспортных затрат, рационального  прикрепления поставщиков продукции к потребителям;

- наличие пиковых нагрузок  на транспорт, что обусловливает  необходимость создания резервов транспорта;

- наличие противоречий  между транспортными организациями,  оказывающими услуги, и потребителями услуг.

Указанные особенности  необходимо учитывать при прогнозировании и планировании развития транспорта.

Главной задачей планирования функционирования всех видов транспорта является обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Каждый вид транспорта имеет определенные преимущества и  недостатки. С учетом запросов потребителей определяются масштабы производственной деятельности отрасли в целом и каждой из ее подотраслей.

 

15.2. Прогнозирование  и планирование объемов перевозок  грузов и пассажиров

Деятельность транспорта характеризует следующие основные показатели: объем перевозок грузов; грузооборот; пассажирооборот: технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота вагона в сутках, производительность транспортных единиц и др.); финансовые показатели.

На макроуровне производятся прогнозные расчеты показателей  функционирования транспорта общего пользования.

При прогнозировании  объема перевозок грузов широко используются методы экстраполяции (метод подбора функций и др.), экспертные оценки, метод укрупненных нормативов, балансовый метод, факторные модели.

Метод укрупненных нормативов предполагает использование коэффициентов транспортоемкости и перевозимости.

Коэффициенты транспортоемкости  характеризуют объем перевозимых грузов на 1 млн (млрд) р. продукции.

Коэффициенты перевозимости  характеризуют степень перевозимости  произведенной продукции. Они могут  быть меньше единицы (если часть продукции  остается на месте ее производства), равны единице (если вся произведенная  продукция перевозится), больше единицы (при повторных перевозках). Эти коэффициенты рассчитываются на основе отчетных данных как отношение объема перевозок к объему произведенной продукции и корректируются с учетом условий прогнозируемого периода в связи с изменением географии производства и потребления продукции.

Объем перевозок грузов в прогнозируемом периоде определяется умножением коэффициента перевозимости на прогнозируемый объем производства.

Можно определять объем  перевозок грузов в зависимости  от ВВП (по однофакторной модели).

Балансовый метод используется на заключительном этапе, когда уже  определены плановые объемы производства продукции, экспорта и импорта, Он предполагает разработку районных балансов. В балансе отражаются ресурсы (объем произведенной продукции, остатки на начало прогнозируемого периода, экспорт, импорт и прочие), не перевозимая продукция транспортом общего пользования (потребление на месте производства, перевозки ведомственным транспортом, остатки на конец прогнозируемого периода) и объем перевозок (всего и в том числе по видам транспорта). Объем перевозок грузов транспортом общего пользования рассчитывается как разница между ресурсами и объемом не перевозимой продукции.

Грузооборот определяется, исходя из объема перевозок и расстояния, которое целесообразно определять путем решения транспортной задачи.

При определении объема перевозок грузов по видам транспорта учитываются факторы: род груза, скорость перевозок, затраты на них, особенности вида транспорта, объем груза, маневренность транспорта и др.

При прогнозировании  пассажирооборота наиболее распространениями являются методы экстраполяции, экспертных оценок и факторные модели. Прогнозные расчеты производятся отдельно для внегородских и внутригородских перемещений.

Для расчетов используются данные о прогнозируемой численности населения и его транспортной подвижности. Транспортная подвижность гаселения измеряется количеством пассажиро-километр о в на одного жителя в год. На транспортную подвижность оказывают влияние следующие факторы: реальные доходы населения; тарифы на услуги транспорта; степень развития транспортной системы; развитие туризма и др. этот показатель определяется, исходя из данных базисного периода и влияющих на него факторов в прогнозируемом периоде.

Прогнозирование перевозок пассажиров по видам транспорта осуществляется в зависимости от расстояния, массовости потоков и других факторов. При массовых потоках перевозки пассажиров осуществляются преимущественно железнодорожным транспортом, рассредоточенных потоках — автомобильным, на дальние расстояния — преимущественно железнодорожным и воздушным. Результаты прогнозных расчетов используются для определения степени обеспеченности перевозок пассажиров транспортными средствами.

 

15.3. Обоснование  проектируемых перевозок необходимыми ресурсами

Для обеспечения выполнения прогнозируемых объемов перевозок  транспортные предприятия должны обладать необходимым количеством транспортных средств, топливом, другими материальными ресурсами, коммуникациями, станциями, вокзалами, портами, пристанями. Особенно важно выявить потребность в подвижном составе транспорта возможности ее удовлетворения.

Обоснование объема перевозок  транспортными средствами производя следующим образом. Вначале рассчитывается потребность в подвижном составе транспорта. Затем определяются возможности их удовлетворения. На основе балансовых расчетов определяется степень обеспеченности перевозок грузов и пассажиров транспортными средствами, ли имеет место недостаток отдельных видов транспорта, рассматривается вопрос о необходимости их увеличения. Формируется заказ на производство и поставку транспортных средств или происходит перераспределение перевозок на другие виды транспорта.

Потребности1 в транспортных средствах определяются, исходя из прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров и технико-экономических характеристик каждого вида транспорта.

Например, потребность  в грузовых вагонах (Nв.г.) рассчитывается по формуле

Nв.г.—объем отправления грузов в прогнозируемом году, т; tв – среднее время оборота вагона, сут.; Нс — статическая нагрузка на вагон, т; Квг – коэффициент резерва вагонов , где а — процент резерва.

Для выявления потребности  в автомобилях вначале уточняется возможная годовая производительность (gавт) одной автомобиле-тонны (ав-тобусо-места) по формуле

gавт = 365 * α * Тн * Vэ * β * γ * ε (ТКМ/ГОД (ПКМ/ГОД)),

где α — коэффициент  выпуска автомобилей на линию; Тн — среднее время нахождения автомобиля в наряде за сутки, ч; Vэ — средняя эксплуатационная скорость автомобилей, км/ч ; β — коэффициент использования пробега; γ — коэффициент использования грузоподъемности (вместимости); ε — грузоподъемность (вместимость) автомобиля, т.

Затем на основе планового  годового объема грузоперевозок (пасса-жироперевозок) определяется необходимое количество автотранспортных средств.

 

15.4. Прогнозирование  и планирование развития связи  и информатики

При прогнозировании  и планировании развития связи и  информатики определяется объем услуг в стоимостном измерении, протяженность телефонных каналов на междугородних и международных линиях, емкость городских и сельских телефонных станций, узлов коммутации каналов передачи данных и телеграфной сети, количество телевизионных станций мощностью 1 кВт и выше, число комплексно-механизированных предприятий связи, количество телефонных аппаратов у абонентов.

Прогнозные расчеты  производятся с применением методов  экстраполяции, экспертных оценок, факторных моделей. Объем услуг связи и информатики зависит от численности населения, уровня его реальных доходов, тарифов (цен) на услуги и других факторов.

 

 

Глава 16. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

Отрасли сферы обслуживания населения выполняют социально-культурные услуги: по образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальные, бытовые и др. большая часть потребительских услуг удовлетворяет первостепенные жизненные потребности населения и способствует воспроизводству рабочей силы. Каждая отрасль имеет свои особенности. поэтому прогнозирование и планирование функционирования сферы обслуживания должны производиться с учетом особенностей отраслей.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике