Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа
В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.
Прогнозирование в Соединенных
Штатах Америки сформировалось и
функционирует как отрасль
Для США характерно стратегическое планирование. Суть его состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации, стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факторам.
1.3.3. Прогнозирование и планирование в Японии
Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. В стране разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительственные и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.
1.3.4. Общегосударственное планирование в Южной Корее
Государственное планирование в Южной Корее началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН. Однако этот и ряд последующих планов были весьма несовершенными и не опирались на целостную концепцию экономического развития.
В начале 60-х гг. экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ.
В концептуальном плане программа предполагала ориентацию индустриального развития на: всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производсвом. Программой предусматривалось последовательное выполнение пятилетних планов.
В Южной Корее широкое
распространение в
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Изучение методологии прогнозирования и планирования необходимо для учета в процессе проведения прогнозных и плановых расчетов важнейших методологических принципов, использования системы методов, соблюдения логики, подходов, важнейших положений экономических теорий. Это способствует повышению научной обоснованности прогнозов и планов, а, следовательно, принятию наиболее эффективных управленческих решений.
Тема 2. Методология прогнозирования
и планирования
2.1.1. Научные
основы методологии
Принципы — это основополагающие правила прогнозирования и планирования.
Методы — это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.
Логика — упорядоченная последовательность действий при прогнозировании и планировании экономических и социальных процессов.
Составной частью методологии является методика. Она носит частный характер и находится в соподчинении с методологией. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов для расчета определенных показателей. Среди общих подходов можно выделить следующие: исторический; системно-структурный; комплексный, в рамках которого выделяются генетический и целевой подходы. Генетический подход позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без оказания влияния на этот объект.
При целевом подходе определяются цель и возможные пути ее достижения, связь явлений рассматривается от будущего к настоящему.
Два этих подхода должны использоваться во взаимосвязи.
Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория (кейнсианская, монетарная, марксистская и др.).
Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение
C+G+I+(E-M)=Y
где С — внутреннее потребление в частном секторе; G — государственные расходы; I — инвестиции; Е — экспорт товаров и услуг; М — импорт товаров и услуг, Y – объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.
MV=PQ,
Где М – предложение денег; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен; Q – физический объем произведенных товаров и услуг.
Монетарная политика – один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно – на ставку процента.
Среди важнейших положений
марксистской теории необходимо выделить
положение о прибавочном
2.1.2. Методологические
принципы прогнозирования и
Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основным из них является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив).
К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования, следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.
2.1.3. Система показателей планов-прогнозов
Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основные блоки: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, инвестиций, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.
Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные.
К утверждаемым относятся показатели, принимаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих в качестве заданий на поставку продукции (госзаказа) или ограничений по использованию природных ресурсов (лимиты). К ним можно отнести и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.
Индикативные показатели
носят информационный характер. С
их помощью государство
Расчетные показатели носят вспомогательный характер.
Главным утверждаемым показателем является государственный заказ. Он выполняет роль важнейшего регулятора экономики.
При формировании государственного заказа должны соблюдаться следующие принципы: размещение его на конкурсной основе; стимулирование выполнения заказа; взаимная ответственность сторон — исполнителя и заказчика.
В состав государственного
заказа включаются поставки важнейших
видов продукции для
Государственный заказ широко применяется в зарубежных странах (США, Японии, Франции и др.) и странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь. В Соединенных Штатах Америки госзаказ стал устанавливаться с 1933 г. В Беларуси впервые он был сформирован в составе государственного плана экономического и социального развития на 1988 г.
Его доля в настоящее время составляет около 15 % к ВВП.
2.1.4. Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения
Для формирования стратегии
и тактики развития экономики
разрабатывается система
По масштабу прогнозирования
выделяют прогнозы: макроэкономические;
межотраслевые и
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15—20 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); краткосрочные (от месяца до года); оперативные (до 1 месяца — на каждый день, неделю, декаду).
Система частных прогнозов включает в себя следующие прогнозы: демографические; природных ресурсов, их освоения и экологические; развития науки и техники; социальные и экономические.
На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.
Система планов. С целью
обеспечения скользящего
На макроуровне должны разрабатываться планы, программы экономического и социального развития страны, на региональном уровне — планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.
Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития страны, регионов на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах. В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на 3 — 5 лет. Годовые планы формируются на основе среднесрочных. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план. Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
В 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь". Он определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также порядок их разработки.
В республике разработаны: Национальная стратегия устойчивого развития; Концепция и Программа развития промышленного комплекса на 1998 — 2015 гг.; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 гг.
Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики.
2.1.5. Объекты
макроэкономического
Приставка "макро" означает,
что прогнозирование и
На макроуровне прогнозируются макроэкономические показатели: ВНП (ВВП), инфляция, доходы и расходы госбюджета, занятость, совокупный спрос на товары народного потребления, инвестиции, экспорт и импорт, платежный баланс, цены, валютный курс, товарные ресурсы, реальные доходы населения и др.
На основе прогнозных расчетов определяются наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатывается система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.
Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике