Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
изучить планирование в хлебопекарной промышленности в стране и охарактеризовать его методологию расчета;
спланировать производственную программу продукции на предприятии на примере конкретного вида хлеба путем расчета плана его производства и реализации, основных затрат (для выявления специализации предприятия, т. д.);
предложить пути повышения эффективности производства хлеба, как в общем в отрасли, так и по предприятию в целом.
Введение………………………………………………………………..…...........….4
Теоретические основы планирования производственной программы продукции хлебопекарной промышленности……………………………….……5
Факторы и условия, определяющие планирование производственной программы на пищевых перерабатывающих предприятиях АПК…...…..………5
Методология планирования производственной программы продукции хлебопекарной промышленности…………………………………………………..8
2 Оценка развития производства продукции хлебопекарной промышленности…………………………...………………………………………16
2.1 Организационно – экономическая характеристика Хлебозавода №6………..…….……………………………………………………………………16
2.2 Эффективность производства основных видов товарной продукции Хлебозавода №6…………………………………………………………………….18
2.3 Оценка сильных и слабых сторон развития Хлебозавода №6. SWOT-анализ………………………………………………………………………………22
Планирование производственной программы хлеба «Ситний новый» Хлебозавода №6…………………………………………………………………….27
Планирование объема производства хлеба «Ситний новый» в натуральном и денежном выражении…………….………………………………27
Планирование потребности в сырье и материалах, электроэнергии на производство хлеба «Ситний новый»…………………………………………......28
Планирование фонда оплаты труда………………………………………30
Планирование себестоимости хлеба «Ситний новый»……………….......31
План реализации хлеба «Ситний новый» и финансовые результаты.…...37
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из приведенных данных видно, что увеличивается выпуск товарной продукции в сопоставимых ценах. Однако, прибыль и рентабельность за последний год снизились примерно на 50 %, это обусловлено ростом цен на сырьё и снижением объёмов выпуска продукции.
В разрезе отдельных видов выпускаемой продукции наиболее рентабельными являются хлеб (рентабельность 7,6%) и печенье (рентабельность 8,8%). Наиболее рентабельные изделия – это хлеб «Ситний новый» (рентабельность 21%) и батон «Столичный» (рентабельность 15%).
За 5 месяцев текущего 2011 года объем реализации продукции на хлебозаводе составил 20747 млн рублей при себестоимости 13783,5 млн р., полученная прибыль – 945,2 млн р., рентабельность – 6,9%. Фактические показатели оказались существенно ниже прогнозных, в первую очередь за счет роста себестоимости продукции.
На Хлебозаводе №6 сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.
Продукция реализуется преимущественно в торговой сети Минска и области. Небольшой объем продукции реализуется также в других регионах страны. Кроме того некоторые виды кондитерских изделий реализуются в России, США и Германии.
Для более успешной деятельности предприятия, необходимо решить некоторые проблемы, что в свою очередь даст положительный результат в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, позволит добиться планируемых показателей по производству и сбыту хлебобулочных и кондитерских изделий, позволит развивать наиболее рентабельную продукцию предприятия, позволит достичь наибольшей рентабельности и финансовой ликвидности, а также обеспечить выполнение утвержденных показателей прогноза социально-экономической деятельности.
2.3 Оценка сильных и слабых сторон развития Хлебозавода №6. SWOT-анализ
Хлебопекарная промышленность Республики Беларусь обладает потенциалом, который позволяет обеспечить население республики широким ассортиментом хлеба и хлебобулочными изделиями, но и не достаточно развита и имеет свои проблемы.
Хлебозавод №6 является одним из ведущих минских предприятий, специализирующихся на производстве хлеба и хлебобулочных, в том числе кондитерских, имеет небольшое количество конкурентов среди производителей хлеба и хлебобулочных изделий на рынке столицы. Продукция Хлебозавода №6 реализуется на рынке г. Минска, Минской области, а также других регионов Республики Беларусь. Незначительные объемы продукции поставляются на экспорт. Продукция предприятия, представленная хлебобулочными изделиями, ориентирована преимущественно на удовлетворение спроса местного потребителя (около 70% продукции реализуется в г. Минске).
Хлебозаводу №6 необходимо проводить постоянный анализ конъюнктуры рынка, спрос на хлеб, определять сильные и слабые стороны предприятия, потенциальных возможности и угрозы, на основании проводимого анализа разрабатывать эффективную стратегию функционирования. Это позволит предприятию удержать занимаемые позиции в Минске и завоевать новые рынки сбыта. Для выявления слабых и сильных сторон деятельности предприятия, возможностей и угроз целесообразно провести SWOT – анализ. Данный метод анализа позволяет установить связи между сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия, возможностями и угрозами.
Методология данного вида анализа предполагает в первую очередь выявить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, затем определить связи между ними, которые в дальнейшем лягут в основу разработки стратегии деятельности предприятия.
Сильные
места в производственно-
1.на хлебозаводе
установлено современное
2. на хлебозаводе работают лица, имеющие в основном высшее и среднее специальное образование;
3. Цены
на хлебобулочные изделия
4.Широкий
ассортимент выпускаемой
5.Месторасположение в самой населенном пункте республики.
Слабые
места в производственно-
1. Плохо
налажена сеть реализации
2.Производственные
мощности по хлебу на
3. Ухудшение
качества хлебобулочных
4.Неудовлетворительная
организация маркетинговых
5.Государственное
регулирование цен –
Имеющиеся возможности:
1.Рост доходов населения;
2.Расширение рынков сбыта либо освоение новых сегментов рынка;
3.Участие в различных государственных программах;
4.Снижение налоговой нагрузки;
5.Появление новых технологий.
Существующие угрозы:
1.Повышение цен на сырье;
2.Изменение
потребностей и вкусов
3.Изменение требований в области качества выпускаемой продукции;
4.Усиление
конкуренции на рынке, что
5.Установление квот.
SWOT –
анализ внешней среды
Проанализировав таблицу 2.1 , можно сделать выводы:
- I3 < I4 – неблагоприятная ситуация на рынке хлебопродуктов;
- I2 < I4
– способность предприятия
противостоять угрозам со
- I1 < I3
– предприятие не полностью
использует в своей
Предприятие имеет больше слабых сторон, чем сильных, а рынок хлебопродуктов открывает перед ним ряд новых угроз при минимальных возможностях. В такой ситуации предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке, наращивая долю участия, диверсифицировать хлебобулочные изделия, повышать качество продукции, предлагать всевозможные новинки и налаживать эффективные сети реализации продукции.
Вышеизложенная стратегия может быть реализована по средствам сокращение издержек производства готовой продукции, максимизация прибыли, ростом производительности труда и повешения качества выпускаемой продукции, выпуск новых видов продукции и обновление ассортимента продукции, внедрение инновационных систем управления предприятием, создание более совершенной системы подготовки и контроля за осуществлением мероприятий, улучшения условий труда работником, создания благоприятного климата в коллективе и провидение маркетинговые исследования с целью изучения предпочтений потребителей для более стабильного продвижения хлебобулочных изделий.
Таблица 2.1 - SWOT – анализ внешней среды деятельности Хлебозавода №6
Сильные стороны |
Вес (1-5) |
Оценка (1-10) |
Слабые стороны |
Вес (1-5) |
Оценка (1-10) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Современные технологии |
5 |
7 |
Качество изделий |
2 |
5 |
Квалифицированные кадры |
4 |
7 |
Государственное регулирование цен |
5 |
6 |
Цена |
3 |
6 |
Недозагрузка мощностей |
4 |
8 |
Широкий ассортимент |
2 |
8 |
Слабый сбыт |
3 |
8 |
Месторасположение |
1 |
7 |
Слабые маркетинговые |
1 |
9 |
I1 |
104 |
I2 |
105 | ||
Возможности |
Вес (1-5) |
Оценка (1-10) |
Угрозы |
Вес (1-5) |
Оценка (1-10) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост доходов населения |
3 |
9 |
Повышение цен на сырье |
5 |
10 |
Рынки сбыта |
5 |
8 |
Усиление конкуренции |
4 |
10 |
Государственные программы |
1 |
8 |
Изменение потребностей и вкусов |
3 |
7 |
Научно-технический прогресс |
4 |
8 |
Усиление требований к качеству |
2 |
6 |
Налоговые льготы |
2 |
6 |
Квоты |
1 |
4 |
I3 |
119 |
I4 |
127 |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Таким образом, проведенный SWOT-анализ Хлебозавода №6 позволил разработать перспективную стратегию развития предприятия, оценить имеющиеся возможности и существующие угрозы, сильные и слабые стороны организации.
Анализ преимуществ и недостатков Хлебозавода №6, а также имеющихся возможностей определяет в качестве основных приоритетов активизацию и усиление роли маркетинга, развитие инновационной составляющей деятельности предприятия, существенное повышение внимания к лечебно-профилактическим качествам продукции, что обеспечит рост конкурентоспособности.
3. Планирование производственной программы хлеба «Ситний новый» Хлебозавода №6
3.
1. Планирование объема
Разработка производственной программы начинаем с определения наименований и количества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, услуги проблемы именного характера и т. п.), которые нужны народному хозяйству и индивидуальным потребителям.
В данном разделе приводятся подробные расчеты по определению плана производства одного из видов хлеба Хлебозавода №6 в 2010 г.
Ниже приведен расчет на примере хлеба «Ситний новый», массой 0,9 кг.
Хлеб «Ситний новый» - заварной хлеб из муки ржаной сеяной, пшеничной первого или второго сорта, солода ржаного сухого с добавлением сахара-песка и другого сырья. Выработается массой 0,9 кг.
Для изделия хлеб «Ситний новый» суточная выработка:
• по производственной
мощности на планируемый ассортимент-
2,95
т/сутки;
• выработка, намечаемая по плану - 2,79т/сутки,
Режим работы хлебозавода планируется при условии трехсменной работы при непрерывной неделе для производства данных видов хлеба. Количество рабочих дней производства хлеба в год 365.
Выпуск продукции в тоннах (Вn) рассчитывается по формуле:
Вn = Nn*F ,
где N n -
технико-экономическая норма
F - количество дней работы печи в год.
Данные по плановому объему производства хлеба представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1 – Объём производства хлеба «Ситний новый»
Наименование изделия |
Выработка в сутки, т |
Количес- тво дней работы |
Выпуск продукции, т |
Годовая производ- ственная мощность, т |
Общий коэффициент использова- ния мощности | ||
по производствен- ной мощности |
по плану | ||||||
Хлеб «Ситний новый» |
2,95 |
2,79 |
365 |
1018,7 |
1076,8 |
0,946 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Для хлеба «Ситний новый» выпуск продукции составит: 1018,7 т, а годовая производственная мощность составит 1076,8 т, что составит использование мощности на 94,6%. Причины недовыполнения плана могут быть как внешние, так и внутренние. Рассмотрим их подробнее. Внешние причины – это конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние логистики, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от организации причинам.Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так и моральным), низкой культурой производства, недостатками в системе управления персоналом.
Таким образом, мы видим, что наблюдается тенденция к снижению объёмов выпускаемой продукции. На данном предприятии это связано в первую очередь с ростом себестоимости из-за увеличения цен на сырьё и материалы. А также со снижением спроса на продукцию в связи с ростом цен на неё.
3.2 Планирование потребности в сырье и материалах
В хлебопекарной промышленности основой расчета потребности муки является производственная программа и плановый выход готовой продукции, а для расчета прочих основных материалов - плановая потребности в основном сырье и утвержденная рецептура.
Норма выхода утверждена на стандартную влажность муки 14,5 % по изделию хлеб «Ситний новый» массой 0,9 кг в размере 138,1%.
Мука поступает на хлебозаводы с пониженной влажностью – 13,3 %,
Норма выхода хлеба составляет:
ВС = (138,1 * 90)/(90 – (14,5 – 13,3)) = 139,9%
Рецептура на 1 т муки:
мука ржаная хлебопекарная сеяная – 570 кг (54,9%);
мука пшеничная хлебопекарная – 400 кг (38,5%);
дрожжи хлебопекарные прессованные –6 кг (0,58%);
соль поваренная пищевая йодированная – 13 кг(1,25%) ;
солод ржаной сухой – 30 кг (2,89%);
сахар-песок – 20 кг (1,9%).
Итого 1039 кг (100%).
Расход составит:
Расход = ВП*% данного вида сырья /ВС,
где ВП - выпуск продукции;
% данного вида сырья - % данного вида сырья в общем объёме сырья;
ВС - норма выхода хлеба.
Мука ржаная 1018,7*54,9/ 139,9= 399,76 т;
мука пшеничная 1018,7 *38,5/100 = 392,2 т;
солод ржаной сухой 1018,7*2,89/100= 3,5 т.
Информация о работе Планирование производственной программы продукции хлебозавода №6