Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:20, дипломная работа
Цель настоящей выпускной квалификационной работы предусматривает проведение анализа и изыскание путей повышения эффективности использования ресурсов предприятия.
Основными задачами настоящей работы являются:
cистематизировать теоретические и практические знания в рамках изучения, оценки, анализа, проектирования и планирования повышения экономической эффективности использования ресурсов предприятия;
овладеть методикой научного исследования эффективности использования материально-сырьевых ресурсов;
показать динамику технико-экономических показателей деятельности анализируемого предприятия;
проанализировать динамику показателей, характеризующих процесс использования ресурсов предприятия;
выявить резервы и пути совершенствования использования ресурсов предприятия;
обозначить мероприятия, позволяющие эффективно решать проблемы по улучшению использования ресурсов предприятия;
рассчитать систему показателей основных резервов годового плана с учетом внедрения проектных мероприятий.
Источники формирования финансовых ресурсов предприятия, их образования и развития достаточно многообразны. Процесс их формирования в общем случае отображен на рисунке 1.2.
В этой совокупности источников выделяют собственные и привлеченные средства. Собственные средства характеризуются уже самим термином. Под привлеченными понимают средства, не принадлежащие предприятию, полученные им на время извне и до срока возврата используемые в хозяйственном обороте предприятия.
Финансовые ресурсы формируются в процессе учреждения предприятия в виде уставного и складочного капитала. Название капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия.
Основными источниками развития финансовых ресурсов предприятия, проявляющимися наряду с уставным капиталом в процессе его предпринимательской деятельности, выступают доходы от производственной и коммерческой деятельности, внереализационные доходы, привлеченные средства. К этому перечню следует добавить и поступления в порядке перераспределения.
Рис. 1.2. Структура и источники финансовых ресурсов предприятия
От правильной организации финансов во многом зависит эффективность работы предприятия.
Приведенный перечень ресурсов предприятия позволяет перейти к вопросу об эффективности их использования.
1.2. Показатели эффективности
использования ресурсов
Отношение к ресурсам приобретает все большую значимость, поскольку они рассматриваются не только как расходуемые, потребляемые, ложащиеся в основу создаваемой продукции, но, что гораздо важнее, как существенно и многократно влияющие на успех процесса создания продукции.
Оптимальное использование ресурсов определяют как эффективность производства. В практике экономических расчетов различают общую и сравнительную экономическую эффективность.
Общая (абсолютная) эффективность
затрат и ресурсов может определяться
на всех уровнях хозяйствования и
характеризует общую величину экономического
эффекта в сопоставлении с
отдельными видами затрат ресурсов. Определение
общей эффективности производст
Назначение сравнительной
экономической эффективности
При определении сравнительной экономической эффективности в качестве величины экономического эффекта принимается экономия, полученная от снижения себестоимости продукции, в качестве затрат – дополнительные капитальные вложения, обусловившие эту экономию. Сравнительная экономическая эффективность определяется при выборе одного из двух и более вариантов решения определенной хозяйственной задачи. Она характеризует преимущества одного варианта по сравнению с другим.
На уровне предприятия система показателей общей экономической эффективности включает показатели по видам используемых ресурсов и оценочные показатели.
Главным оценочным показателем деятельности предприятия является прибыль.
К системе обобщающих показателей общей экономической эффективности предприятия традиционно относят показатели рентабельности продукции, рентабельности производственных фондов, производство продукции на 1 рубль затрат, относительную экономию основных и оборотных фондов, а также материальных, трудовых затрат и фонда оплаты труда.
Показателями общей
экономической эффективности
Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служит: а) производительность труда и трудоемкость, б) материалоотдача и материалоемкость, в) фондоотдача и фондоемкость. Они характеризуют эффективность использования конкретных элементов производства, а именно: трудовых ресурсов, предметов труда и средств труда.
Производительность труда
определяется как отношение общего
объема произведенной продукции
к количеству труда, затраченного в
сфере материального
Трудоемкость – это обратный показатель производительности труда. Он определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства к общему объему произведенной продукции.
Для оценки использования материальных ресурсов применяют обобщающие показатели (характеризуют использование сырья и материалов в целом по предприятию) и частные (характеризуют использование отдельных видов ресурсов).
К обобщающим показателям относятся прибыль на один рубль затрат сырья и материалов, материалоотдача, материалоёмкость, коэффициент соотношений темпов роста объёма производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимость продукции, коэффициент использования материалов.
Материалоотдача определяется делением стоимости произведённой продукции на сумму материальных затрат, в том числе и сырьевых. Этот показатель показывает сколько произведено продукции с каждого рубля потреблённых материальных и сырьевых ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).
Материалоёмкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведённой продукции - показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.
Коэффициент соотношения темпов роста объёма производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой или товарной продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы её роста.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоёмкости продукции.
Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объём выпущенной продукции. Он показывает насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.
Частные показатели материалоёмкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеёмкость, металлоёмкость, топливоёмкость, энергоёмкость др.), а также для характеристики уровня материалоёмкости отдельных изделий.
Удельная материалоёмкость может быть исчислена как в стоимостном выражении (отношение стоимости всех потреблённых материалов на единицу продукции к её оптовой цене), так и в натуральном или условно-натуральном выражении (отношение количества или массы израсходованных материальных ресурсов на производство i-ro вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).
В процессе анализа использования материальных ресурсов, рассмотренные показатели сравнивают с базисными, плановыми или нормативными, изучают их динамику и причины изменения, а также влияние на объём производства продукции [9, с. 103].(см. Приложение 1)
Материалоёмкость, как и материалоотдача, в первую очередь зависит от объёма выпуска продукции и суммы материальных затрат на её производство. Объём же валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении может изменится за счёт количества произведённой продукции, её структуры и уровня отпускных цен. Сумма материальных затрат также зависит от объёма произведённой продукции, её структуры, расхода материалов на единицу продукции, стоимости материалов и суммы постоянных материальных затрат, которая в свою очередь зависит от количества расходованных материалов и их стоимости. В итоге общая материалоёмкость зависит от объёма произведённой продукции, её структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.
Обобщающим показателем
эффективности использования
Фондоемкость продукции – величина обратная фондоотдаче. Характеризует величину основных производственных фондов, приходящуюся на единицу (на один рубль) выпускаемой продукции. Если фондоотдача имеет тенденцию к повышению, то фондоемкость – к понижению.
1.3. Методика учёта
анализа и планирования
Сущность планирования обеспечения предприятий сырьем и материалами проявлялась в определении плановой потребности в необходимых для выполнения производственной программы и других работ ресурсах, а также получении от вышестоящих органов фондов (лимитов) на сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, полуфабрикаты.
В рыночной экономике планирование материально-технического обеспечения производства носит иной характер.
В развитых странах широко
применяется внутрифирменное пл
В условиях перехода экономики России к рынку на отечественных предприятиях практически отсутствовали возможности долгосрочного материального планирования, падали объемы производства, снижался платежеспособный спрос, имелись трудности в сбыте отечественной продукции, движение материалопотоков не сопровождалось встречным движением денежных средств в безналичном обороте. Для многих предприятий важнейшей стала задача выживания.
В таких условиях более целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое должно включать в себя: исследование рынка сырья и материалов; определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых ресурсов; составление плана закупок материальных и сырьевых ресурсов; стоимостной анализ заготовительной сферы.
1) Изучение рынка сырья и материалов - один из элементов планирования материально-технического снабжения промышленного предприятия.
Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами — все это делает рынок развитых стран менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения промышленного предприятия является наличие полной информации о рынке.
Изучение рынка сырья и материалов предполагает: систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении конкретных видов материальных и сырьевых ресурсов на рынке потенциальных поставщиков, материальных ресурсов, новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты; хранение информации; выработку четкой стратегии снабжения.
Систематический сбор, обработка, анализ и оценка информации имеют большое значение для потребителей. Все указанные выше оценки можно объединить в систему показателей для анализа предложения сырья и материалов на рынке.
При исследовании рынка сырья и материалов предприятие должно, прежде всего, дать количественную оценку предложения необходимых ему ресурсов.
Предложение материальных ресурсов на рынке является результатом производственного процесса и выражается всей массой ресурсов, предназначенных для продажи. Оно отражает желание производителей продать свой товар. Объем предложения - это количество товаров, которое продавец (производитель) желает продать потребителям при данных условиях в единицу времени (неделю, месяц квартал, год). Для предприятий-потребителей эти товары производителей являются материальными ресурсами для изготовления своей продукции.
При анализе предложения на рынке материальных ресурсов большое значение имеет анализ их ассортимента: в том числе новые виды сырья и материалов, их характеристика.
Особо важное значение, при анализе предложения, имеют цены на ресурсы, поскольку цены имеют в ряде случаев решающую роль при выборе поставщиков.
При изучении рынка сырья и материалов можно применять прямые и косвенные методы. Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка. Его базой служат следующие четыре источника: контакты с поставщиками; контакты с посредниками; посещение ярмарок и выставок, что дает богатую информацию о технических разработках, ценах, качестве товаров и возможность использовать при этом каталоги ярмарок и выставок; поездки на предприятия-поставщики, их осмотр, что позволяет сделать заключение способности предприятия выполнять заказы, о его технических возможностях в части предоставления услуг.
Информация о работе Повышение эффективности использования ресурсов предприятия