Потребительское кредитование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредитования, его природу, виды и специфику. Кроме того, здесь же освещены вопросы истории развития потребительского кредитования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....11
Теоретические аспекты потребительского кредитования………………..
Природа, сущность потребительского кредитования…………………….
Специфика потребительского кредитования……………………………..
Развитие потребительского кредитования………………………………..
Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России……………………….
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России……………
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России……
3.1 Задачи в области потребительского кредитования………………………
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России……..
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая потреб кредит.doc

— 750.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 Финансово-экономический факультет

 

Кафедра банковского  дела и страхования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Организация деятельности коммерческого банка»

 

Потребительское кредитование в России

 

 

                                                                              Руководитель работы

      _____________              «_____»_______________2012г.

       Исполнитель

       Студент гр. 11 Эк(м) БМ

             ________________

      «_____»_______________2012г.

                                                                               Нормоконтроль

                                                                                ___________________

                                                                                 «_____»_______________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....11

    1. Теоретические аспекты потребительского кредитования………………..
    2. Природа, сущность потребительского кредитования…………………….
    3. Специфика потребительского кредитования……………………………..
    4. Развитие потребительского кредитования………………………………..
    5. Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....

2 Развитие потребительского  кредитования в России……………………….

2.1 Динамика  рынка  потребительского кредитования  в России……………

2.2 Практика потребительского  кредитования на рынке Оренбургской  области

2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….

3 Роль дальнейшего  развития потребительского кредитования  в России……

3.1 Задачи в области  потребительского кредитования………………………

3.2 Посткризисная модель  потребительского кредитования  в России……..

Заключение……………………………………………………………………....

Список использованных источников…………………………………………..

Приложение А Классификация потребительских кредитов………………….

Приложение Б Участие ключевых субъектов инфраструктуры потребительского кредитования в обеспечении основных стадий процессов потребительского кредитования…………………………………………………………………….

Приложение В Инфляция на потребительском рынке………………………..

Приложение Г Сравнительная динамика выпуска и импорта по группам товаров……………………………………………………………………………

Приложение Д Рейтинг регионов по закредитованности населения…...…....

Приложение Е Ренкинг  регионов по сумме просрочки на одного человека…

Приложение Ж Рейтинг регионов по доле просроченной задолженности населения в общем объеме выданных населению кредитов………………….

Приложение И Динамика производительности труда и заработной платы………

Приложение К Изменение производительности труда по сравнению с докризисным уровнем ……………………………………………………………

Приложение Л Кредитные продукты, предлагаемые Сбербанком России………

Приложение М Кредитные продукты, предоставляемые АКБ   «Форштадт»….

Приложение Н Кредитные продукты, предоставляемые ОАО КБ «Оренбург»…

Приложение П Кредитные продукты, предоставляемые ОИКБ «Русь»……

Приложение Р Участие в потребительском кредитовании доходных и социально-демографических групп домашних хозяйств в 2007 г.

Приложение С Будущее потребительского кредитования в России

 

 

Введение

 

В течение  последних 15 лет развитие банковского сектора России было крайне неравномерным. Крупные кризисы  в экономике страны приводили  к крушению крупнейших кредитных институтов (например, кризис 1998 год). Особенностью деятельности российских банков являлось то, что сфера этой деятельности была традиционно  в обслуживании крупных корпоративных клиентов, прежде всего в нефтяной и металлургической сфере, а также осуществление операций на финансовых рынках. В 90-е годы важную роль играло и участие в обслуживании бюджетных платежей. В этой связи важнейшие функции кредитных институтов страны, связанные с обслуживанием физических лиц и малых и средних предприятий были развиты лишь на начальном  уровне.

Проводимая в стране экономическая  реформа открыла новый этап и  задачи в развитие банковского дела. И современное состояние экономики  страны стимулирует увеличение количества кредитов, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует  подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.

Уже сейчас рынок кредитования населения развивается ускоренными  темпами. То есть потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. И, как следствие, уже сейчас существует необходимость в эффективных методах оценки частных заемщиков, т.е. скоринге.

Помимо этого, в российской практике потребительского кредитования существует еще много проблем, которые освещаются в данной курсовой работе. Поэтому тема  данной курсовой работы весьма актуальна.

Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования  такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские  банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.

Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:

  1. Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредитования, его природу,  виды и специфику. Кроме того, здесь же освещены вопросы истории развития потребительского кредитования.
  2. В главе 2 изучение материала по потребительскому кредитованию в России, его видах и динамике развития, охвате новых направлений, по методам предоставления кредитов и способам погашения, а также различных проблемах развития  потребительского кредитования в нашей стране. Рассмотренные   условия получения кредита физическими лицами в ряде российских  банках  дает общее представление о данной услуге для населения России.
  3. Далее  в главе 3 проведение мероприятий по совершенствованию  потребительского кредитования.

Объектом исследования в данной работе послужил современный  рынок потребительского кредитования, а так же тенденции его развития в пространстве и во времени.

 В процессе работы над курсовой работой использовались нормативные документы, учебники, а также периодические издания и интернет-ресурсы, что позволило рассмотреть тему, как с точки зрения теории, так и ознакомиться с мнением специалистов-практиков, непосредственно работающих в сфере потребительского кредитования.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты потребительского кредитования

 

    1.  Природа, сущность потребительского кредитования

 

Динамичное развитие национального хозяйства России невозможно без дальнейшего поддержания  высоких темпов роста потребления  населением страны производимых товаров, работ и услуг. Определяющая роль в этом процессе в условиях российской экономики принадлежит государственному контролю, регулированию и финансовому обеспечению сферы кредитования физических лиц.

Сложность исследования любого вопроса в области финансово-кредитных отношений связана с существованием ряда дискуссионных моментов и отсутствием в отечественной науке единого мнения. В соответствие с этим определение сущности ведущих категорий является наиболее важным направлением финансовой науки. 

По итогам изучения различных  взглядов на категорию «кредит» автор  дополняет и конкретизирует определение  данной категории. По мнению автора, кредит – это экономические отношения  в форме движения ссудного капитала, которые возникают между кредитором и заемщиком на основе заключения кредитного договора, определяющего предоставление в собственность денежных средств или имущества на условиях платности, срочности и возвратности, и реализуются в интересах удовлетворения общественных потребностей.

В отечественной финансово-кредитной науке определение потребительского кредита также не получило однозначной трактовки. Ведущие ученые-экономисты при терминологическом обозначении данного вида кредита используют различные субъектно-объектные параметры.

По итогам проведенного теоретического исследования категории «кредит» представим авторские определения потребительского кредита и потребительского кредитования.

 Кредит - предоставление  денег или товаров в долг, как  правило, с уплатой процентов;  стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения. [1]

Кредит является одной из самых сложных экономических категорий. Он выступает как передача во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной формах. Как форма движения ссудного капитала, кредит выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком. [2]

Авторы современного финансово-кредитного словаря кредит характеризуют таким образом. «Кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, платности  и других на основе заключения между  кредитором и заемщиком кредитного договора». [6]

По мнению профессора Лаврушина О.И. между терминами  «кредит» и «ссуда» существует различие. Кредит является более широким понятием, которое предполагает наличие разных форм организации самих кредитных  отношений, как формирующих источники средств банка, так и представляющих одну из форм их вложения. Ссуда же является только одной из форм организации кредитных отношений, возникновение которых сопровождается открытием ссудного счета. [7]

В современных условиях главным критерием формирования заемных средств является производительное использование кредита в интересах экономики страны, хозяйствующих субъектов, индивидуальных заемщиков. Потребительский кредит можно считать основой кредитной политики коммерческого банка во взаимоотношениях с населением.

Потребительский кредит охватывает как кредит, связанный  с удовлетворением потребностей текущего характера, в том числе  с развитием производства в личном хозяйстве, так и кредит на приобретение, строительство и поддержание недвижимого имущества. Кредит на текущие нужды содействует реализации товарных запасов, более полному и своевременному удовлетворению постоянно растущих потребностей населения. Кредит на текущие нужды способствует также развитию личного хозяйства, что делает в известном смысле условным понятие «потребительский кредит», более точным является понятие «кредитование населения». [4]

Профессор Жуков Е.Ф. так  характеризует потребительский  кредит: «Кредит, предоставляемый банком населению с целью приобретения дорогостоящих предметов потребления, улучшения жилищных условий и т.д.». [8]

Так, Лаврушин О.И. считает, что «в России к потребительским  ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том  числе ссуды на приобретение товаров  длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочее». [7]

В зарубежной банковской практике можно встретить следующее  определение потребительского кредита: «Потребительский кредит - персональный кредит частному лицу для оплаты личных покупок либо услуг (дом, машина, мебель, путешествие и т.д.». [2]

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита  могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как  и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления  длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - население.

Информация о работе Потребительское кредитование в России