Потребительское кредитование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредитования, его природу, виды и специфику. Кроме того, здесь же освещены вопросы истории развития потребительского кредитования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....11
Теоретические аспекты потребительского кредитования………………..
Природа, сущность потребительского кредитования…………………….
Специфика потребительского кредитования……………………………..
Развитие потребительского кредитования………………………………..
Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России……………………….
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России……………
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России……
3.1 Задачи в области потребительского кредитования………………………
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России……..
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая потреб кредит.doc

— 750.00 Кб (Скачать файл)

В банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов.

         В них входят:

-  нотариально заверенные  копии учредительных документов  компании заемщика;

- Финансовый отчет,  включающий баланс предприятия  заемщика и счет прибылей и  убытков за последние три года. Баланс отражает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы, выплатах дивидендов и т.д.

- отчет о движении  кассовых поступлений. Отчет дает  полную картину использования  дефицита ресурсов, времени высвобождения  фондов и  образования дефицита  кассовых поступлений и т.д.

- внутренние финансовые  отчеты, которые более детально  характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно;

- Данные внутреннего  оперативного учета. Эти данные, которые содержатся в сводках,  подготовленных для руководства  компании – заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.

-  Прогноз финансирования, который содержит оценки будущих  продаж, расходов, издержек производства  продукции, дебиторской задолженности,  оборачиваемости запасов, потребности  в денежной наличности, капиталовложениях.

Это прогнозный вариант  балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и  кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности /по неделям, месяцам, кварталам/;

- Налоговые декларации , как важный источник дополнительной информации.

-  Бизнес – план;

         Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а так же результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности.

При оценке кредитных заявок сотрудником кредитных отделов, предстоит проанализировать не только все вопросы с конкретным заемщиком, но и экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе и отрасли, в которой он действует. Заявка заемщиков относительно кредитов, связанных с международными торгово – экономическими и финансовыми операциями, рассматриваются с учетом конъюнктуры мировых валютных рынков.

 В конечном итоге, кредитный инспектор принимает решение о продолжении работы с инспектором или отказе ему.

2. Оценка кредитоспособности предполагает прежде всего  использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

 При анализе кредитоспособности используются различные источники информации:

- материала, полученного непосредственно от клиента;

- материала о клиенте,  имеющемся в архиве банка;

- сведения, сообщенные  теми, кто имел деловые контакты  с клиентом (его поставщиками, кредиторами,  покупателями его продукции, банками  и т.д.);

- учетные и другие  материалы частных  и государственных учреждений и агентов (отчеты о кредитоспособности, справочники по инвестициям и т.д.). Не последнюю роль могут играть фирмы собирающие информацию о заемщиках и о том, как они раньше погашали свои долги, т.е. кредитные истории.

 Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку.

 Среди разнообразных  методик обращает на себя внимание  подход к этому вопросу Центрального  банка РФ.

 Определяя надежность коммерческих банков, ЦБ РФ применяет систему оценки их финансового состояния, базируясь на:

- расчете обязательных  нормативов;

- анализе общей финансовой  отчетности, критериев проблемности  коммерческих банков и системы  показателей их деятельности.

Эти системы оценки используются комплексно. Информационной базой для  анализа служат данные балансов банков, отчетов о прибылях и убытках (форма № 2), оборотные ведомости  по балансовым счетам, общая финансовая отчетность, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, другие формы отчетности и другая имеющаяся информация о деятельности банка.

  3.   Кредитный  договор – соглашение, по которому  банк или другая кредитная  организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере  и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

   По законодательству  РФ кредитный договор должен  быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:

- вводная часть;

- общие положения;

-  предмет договора;

- условия предоставления  кредита;

-  условия и порядок  расчетов;

- права и обязанности  сторон;

- прочие условия;

- юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

          Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.

Срок кредита наступает  на следующий день после календарной  даты с момента заключения договора.

В кредитном договоре должна быть указана не одна цель, а  несколько или общее направление  использования кредита.

3. Ставки по кредиту. При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы, такие как:

- стоимость для банка  привлеченных средств (депозитов  и кредитов);

- надежность заемщика  и степень риска, связанного  со ссудой;

- расходы по оформлению  и контролю за погашением кредита;

- характер отношений  между кредитором и заемщиком  и др.

Единицей платы  за услуги банка, является годовой процент, т.е. сумма, которую заемщик обязан заплатить банку за пользование  кредитом в течение года. Но кредит предоставляется на разное время. Поэтому на практике годовая процентная ставка делится на количество дней, месяцев, на которые предоставлен кредит. В договоре необходимо предусмотреть какое количество дней в году (360 или 365) или дней в месяце (30) будут приниматься во внимание при погашении процента за пользование кредитом.

И наконец, заключительной части договора необходимо указать  реквизиты банка – кредитора  и заемщика:

- полное наименование  сторон;

-  юридический адрес; 

-  почтовый адрес;

-  телефон (факс, телефакс);

- банковские реквизиты сторон;

- идентификационный номер  налогоплательщика;

- регистрационные реквизиты. [10]

 

    1.3  Развитие потребительского кредитования

 

    Более половины  всех кредитов приходится на  автокредитование и наиболее  популярный среди программ потребительского кредитования «магазинный» экспресс – кредит, в частности – целевой кредит на покупку компьютерной и бытовой техники, мебели, туристических путевок и т.д. поэтому целесообразно рассматривать историю развития именно данного вида кредитования.

    История потребительского  кредитования  в России  не  насчитывает еще и десятка  лет. Если в  период его  зарождения только единицы   знали о существовании данной  услуги, то сегодня вряд ли  можно представить  современный  магазин  бытовой техники без  ярких, привлекающих реклам, агитирующих потребителя совершить покупку в кредит.

    Динамика кредитования  свидетельствует об опережающих  темпах кредитования населения.  За 8 лет ( 01.01.2002 по 01.01.2010)   объемы  кредитов, выданных банками физическим  лицам, увеличились в 72 раза – с 45 млрд. руб. дл 3242 млрд. руб. однако под воздействием напряженной ситуации на международном рынке ликвидности в 2009 году был на лицо риск сокращения не только корпоративных, но и потребительских кредитов [13]

     В становлении  современного рынка потребительского кредитования можно выделить 3 этапа:

     - этап «первых игроков»;

     - этап «бума» потребительского кредитования;

     - этап «конкурентной борьбы».

    Первым игроком,  активно заявившем о себе на  рынке потребительского кредитования в России, является «Банк Русский стандарт». Однако в 2007 году программа ипотечного кредитования была им приостановлена.

    Реализация  данным банком первой программы  потребительского кредитования  была осуществлена еще в декабре  2000 года. «Русский стандарт» начал сотрудничество с сетями магазинов « М.Видео», «Мир» и «Эльдорадо» еще в 1999 году. Позже к ним присоединилась «Техносила». [12]

    Тогда, как  отмечала пресса, « люди получили  возможность буквально течении  часа прямо в торговой точке получит ссуду и приобрести понравившийся им товар». Новая услуга оказалась очень востребованной на, так как в тот период многие потеряли свои сбережения, но сохранили рабочие места. Данная сервисная инновация вывала даже некую эйфорию у покупателей. Причем первые кредиты оказались достаточно дорогими. Но инфляция была еще выше, да и население, обрадовавшись возможности совершить нежелаемую покупку, не замечало этого. Первопроходцами в данной области стали магазины бытовой техники и мебели.

     Когда практика подтвердила, что проект потребительского кредитования имеет хорошие финансовые перспективы, им начали активно заниматься  и другие российские банки. При этом, как на любом рынке, первопроходцы могли диктовать свои условия и начали получать солидные доходы: эффективная ставка по кредитам доходила до 49 % годовых. Далее в связи с растущим спросом  на данную услугу процент  постепенно увеличивался. Самая высокая процентная ставка была в июле – октябре 2002 года 70% годовых. А тот же БРС  мог заключать с магазинами договоры  на довольно жестких условиях: они должны были выплачивать банку до 8-10%  от стоимости покупки, так называемый дисконт с торговца.

    На втором  этапе, в 2002 году на российском  рынке появились  банки «  Первое О.В.К.» и «Home Credit», «ДельтаБанк», также выпустив кредитные карты, сделал первый шаг к выходу на рынок потребительского кредитования.

    Однако на  этапе «бума» потребительского  кредитования сохранить доминирующее  положение в полной неприкосновенности  «Русскому Стандарту» не удалось, хотя договоры с магазинами и заключались на длительный срок. Если поначалу торговцы радовались возможности относительно дешево наращивать продажи, то с  появлением других  предложений некоторые стали настаивать на  пересмотре договорных условий. В результате, например, «Техносила» с марта 2003 года перешла к «Home Credit».

    Надо отметить, что именно «Банк Русский стандарт»  стал лидером в использовании  технологии экспресс-выдачи кредитов. С помощью использования информационно  – аналитической системы, способной идентифицировать  торговые точки, в рамках нормы риска по выдаваемым кредитам превышает установленную, агент банка в магазине выдает кредит всего за 10-15 минут, причем не требовалось дополнительных поручителей для заемщиков и сбора большого количества документов. Несмотря, на большую стоимость таких кредитов, желающих было много, что помогало стремительно увеличивать объемы продаж торговым организациям, а банку получать солидные прибыли. Единственной отличительной особенностью таких кредитов являлся целевой характер предоставления кредитов, т.е. кредиты выдавались только под покупку определенного товара.

    Что касается  географического развития потребительского  кредитования в России, подчеркнем, что первые банковские программы  были запущены в Москве, далее в других регионах РФ. На сегодня именно Москва является наиболее конкурентным рынком, где действуют программы таких банков, как «Банк Русский стандарт», Хоум кредит энд Финанс Банк (ХКФ), Альфа-банк, Банк Москвы, Росбанк( бывшее « Первое О.В.К.»), ВТБ 24, «Ренессанс Капитал», «Уралсиб», Московский банк реконструкции и развития (МБРР), ОТП Банк и др. Каждый делал ставку на свои преимущества – быстрота оформления, минимум документов, выгодные процентные ставки и т.д.[14]

     К началу 2003 года практически во всех городах с численностью населения больше  миллиона ( Новосибирск, Красноярск, Краснодар, Казань, Самара, Омск, Екатеринбург, Челябинск и т.д.) функционировали крупные банки. На сегодня существует тенденция  их экспансии на более мелкие рынки, так как местные банки не обладают достаточно финансовыми ресурсами  для обеспечения потребности покупателей.

    Завершение  второго этапа связано с покупкой  Импэксбанка Райффайзенбанком, который  в 2005 году уже стал лидером  потребительского кредитования.

    Постепенно, потребительское  кредитование приобрело массовый  характер, что сказалось на положительных  результатах. Помимо банков, весьма  выгодным явлением потребительское  кредитование является для торговых  организаций. К началу 2006 года, по  оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: "М-Видео", "Эльдорадо", "МИР". На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.

Информация о работе Потребительское кредитование в России