Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.
Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:
- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;
Введение
3
1
Теоретические аспекты местного самоуправления
5
1.1
Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития
5
1.2
Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления
14
1.3
Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
26
2
Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления
34
2.1
Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане
34
2.2
Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК
44
2.3
Развитие финансового механизма в области местного самоуправления
48
3
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
59
Заключение
65
Список использованной литературы
68
Приложение А (справочное)
70
При существующей некоторой произвольности в представлении основных величин бюджета существуют определенные минимальные требования, которые должны быть выполнены. План доходов, формально являющийся прогнозом доходов, представляет собой систему глав бюджетной классификации, упорядоченную в соответствии с источниками происхождения доходов.
План расходов, означающий их верхние лимиты в очередных частях бюджетной классификации, представляет собой систему глав, разделов, а в их рамках выделяются имущественные (инвестиционные) расходы, а также расходы на оплату труда.
Решение о бюджете содержит чаще всего полномочия для бургомистра/исполнительного комитета, дающие возможность четкого исполнения бюджета. Основное из них - это полномочие на внесение изменений в план расходов. В соответствии с законодательством, без соответствующего полномочия бургомистр/исполнительный комитет может вносить изменения в план доходов и расходов в случае:
- получения целевой дотации из государственного бюджета или от других муниципальных образований;
- предусмотрения в бюджете общего или/и целевого резерва - его распределения на определенные цели;
- получения субвенции, являющейся частью резерва.
Совет может уполномочить бургомистра/исполнительный комитет на внесение других изменений в план доходов до уровня глав (изменять суммы, установленные в главах, может только совет).
Важным и имеющим все большее практическое значение является прогноз долга. Прогноз долга представляет собой синтетический образ финансовой ситуации муниципального образования в будущем. Он содержит величины прогнозируемых доходов, расходов, дефицита, а, прежде всего - суммы необходимых кредитов и эмиссий облигаций для сбалансирования бюджета. Прогноз содержит также прогнозируемые суммы погашения кредитов, выкупа облигаций и процентов от кредитов, а также состояние задолженности на конец каждого года, охваченного прогнозом.
Прогноз долга служит определению финансового состояния местного самоуправления в будущем и помогает оградить от превышения граничных величин задолженности и обслуживания задолженности.
Весь проект бюджета и отдельно прогноз долга анализируются Региональной счетной палатой, дающей экспертную оценку по данному вопросу. Бюджет не может быть утвержден советом перед осуществлением такой оценки. Экспертная оценка часто содержит более или менее весомые замечания по проекту бюджета, однако даже негативная оценка не является для совета преградой при утверждении бюджета.
Бюджет должен быть утвержден до конца года, предшествующего бюджетному году. Если этого не случится, предельным сроком является день 31 марта. После этого срока, в случае его неутверждения, бюджет устанавливается Региональной счетной палатой. Если бюджет не будет утвержден до конца года, предшествующего бюджетному году, с 1 января до момента его утверждения юридическую силу имеет проект бюджета, представленный бургомистром/исполнительным комитетом.
Региональная счетная палата осуществляет экспертную оценку как о финансовом отчете, так и о предложении ревизионной комиссии.
Так происходит по той причине, что предложение об одобрении или неодобрении финансового отчета должно быть связано исключительно с исполнением бюджета. Если ревизионная комиссия внесет предложение о неодобрении финансового отчета по причине иной, чем несоответствующая реализация бюджета, такое предложение будет отклонено.
Совет проводит дебаты и голосование по вопросу утверждения финансового отчета.
Процедура утверждения финансового отчета подчеркивает значение бюджета для единицы местного самоуправления. Отчет о выполнении бюджета является единственным случаем обязательной оценки деятельности бургомистра/исполнительного комитета, осуществляемой каждый год.
Муниципальные образования обязаны реализовать порученные им полномочия независимо от получаемых доходов. В соответствии с общим правилом, некоторые доходы нельзя предназначать на определенные расходы.
Муниципальные образования имеют право на определенные доходы. Источники доходов, способ их накопления, а также принципы установления и перечисления органам местного самоуправления дотаций и субвенций содержатся в Законе «О доходах муниципальных образований» от 13 ноября 2003 года.
Обобщая, можно сказать, что доходами местного самоуправления являются:
- собственные доходы;
- общая субвенция;
- целевые дотации из государственного бюджета.
Муниципальные образования могут получать также другие доходы, такие как, например, средства из Европейского Союза, средства из других заграничных источников или другие доходы.
Каждый муниципальный уровень располагает отличными от других источниками доходов.
Степень финансовой автономии небольшая, поскольку их бюджеты базируются в основном на перераспределении доходов, осуществляемом из государственного бюджета.
Согласно данным за I квартал 2004 год, собственные доходы акиматов, составляют только 17,2 % всех доходов. Их бюджеты базируются в основном на целевых дотациях и субвенциях.
Хотя собственные доходы воеводств составляют значительную часть бюджета - 66,5 %, однако состоят они в основном из отчислений от подоходного налога с юридических лиц. Этот налог взимается налоговыми органами, следовательно, влияние на его размер незначительно.
Собственные доходы органов местной власти:
- разного рода сборы;
- доходы от имущества (продажа, аренда, наем), дарения в пользу органов местной власти, взыскания и штрафы;
- проценты от средств в банках;
- отчисления от подоходного налога с физических лиц - 10,25 % от налога, собранного с лиц проживающих на этой территории;
- отчисления от подоходного налога с юридических лиц - 1,4 % от налога, собранного с юридических лиц с местонахождением на территории.
В рамках собственных доходов значительные поступления приносят, прежде всего, два последних источника - отчисления от подоходных налогов.
Целевые дотации:
- на полномочия, делегированные правительственной администрацией;
- на собственные полномочия;
- иные, например, на основании соглашений с иными единицами местного самоуправления.
Источники доходов сходны с доходами. Принципиальная разница состоит в следующем:
- отчисления от подоходного налога с физических лиц составляют 1,6 %;
- отчисления от подоходного налога с юридических лиц составляют 15,9 %;
-органы местной власти получает региональную субвенцию;
- отсутствие балансирующей субвенции.
Акиматы является базовым уровнем местного самоуправления, располагающим наибольшей автономией. В случае самая большая часть доходов взимается непосредственно ее управлениями. Почти все источники доходов акиматов и сельских округов имеются в государственной казне, поэтому характеристика финансирования государственного бюджета дает наиболее полный образ финансирования местного самоуправления в Казахстане.
Собственные доходы местных органов власти:
1) налоги:
а) на недвижимость;
б) сельскохозяйственный;
в) лесной;
г) на транспортные средства;
д) с владельцев собак;
е) на наследства и дарения;
ж) на гражданско-правовые действия.
2) сборы:
а) гербовый;
б) рыночный;
в) местный;
г) административный;
д) эксплуатационный.
3) доходы от имущества (продажа имущества, аренда, наем)
4) отчисления от подоходного налога с физических лиц - 35,72 % от налога, собранного с налогоплательщиков, проживающих на территории гмины
5) отчисления от подоходного налога с юридических лиц - 6,71 % от налога, собранного с фирм с местонахождением на территории местных органов власти.
6) другие менее значительные доходы.
Принципы накапливания доходов можно поделить на три процедуры:
- накапливаемые самостоятельно;
- накапливаемые налоговыми органами и перечисляемые в местный бюджет;
- перечисляемые непосредственно из государственного бюджета.
Доходы, накапливаемые непосредственно гминой, - это, прежде всего доходы от местных налогов и сборов, а также от имущества.
В случае доходов от имущества - таких как продажа, аренда или наем, гмина является равноправным субъектом договора гражданского права. Ввиду того, что гмина распоряжается общественным имуществом, она обязана соблюдать определенные процедуры, особенно при продаже недвижимости. В таком случае для подписания договора о продаже требуется согласие совета гмины, а цена и покупатель определяются путем тендерных торгов, информация о проведении которых подлежит оглашению (объявление в газете, доска объявлений, интернет).
В сфере местных налогов и сборов гмина через бургомистра и его канцелярию действует как налоговый орган, являясь «местным налоговым органом». Взимая местные налоги, тминная канцелярия обязана соблюдать все требования налогового законодательства, в основном Закона о налогах. Права и обязанности налогоплательщика, а также обязанности налогового органа в польском законодательстве довольно широкие, в связи, с чем большое количество гмин, особенно небольшие, имеют проблемы с соблюдением всех налоговых процедур.
Основным источником доходов среди местных налогов является налог на недвижимость. Налогом на недвижимость охвачены земельные участки, здания и сооружения, кроме земельных участков, находящихся в числе сельскохозяйственных участков. Обязанность уплаты налога лежит на владельце недвижимости, а в некоторых случаях - на ее собственнике.
Базой начисления налога является площадь земельного участка или здания, выраженная в метрах кв., в то время как в случае сооружений такой базой является стоимость брутто сооружения (без учета амортизации). Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от способа использования недвижимости и в случае недвижимости, занятой под хозяйственную деятельность, они значительно выше. Ставки налога устанавливает совет гмины в размере, не превышающем максимальных ставок, установленных законом о местных налогах и сборах. Максимальные ставки ежегодно индексируются Министром финансов, исходя из уровня роста цен потребительских товаров и услуг (популярно называющийся инфляцией).
Начисление налога осуществляется согласно двум процедурам;
1) для физических лиц;
2) для юридических лиц.
Налог на недвижимость с физических лиц начисляется местным органов власти. Городской акимат ведет реестр налогоплательщиков, содержащий все данные, необходимые для начисления налога, и в начале каждого года выписывает каждому налогоплательщику налоговое решение (популярно называемое «платежным приказом»). Решение доставляется каждому налогоплательщику с почтовой клаузулой о подтверждении получения письма.
Каждый налогоплательщик обязан предъявлять всяческую информацию, имеющую влияние на размер налога, прежде всего информацию о продаже или купле недвижимости.
Отсутствие своевременной уплаты налога влечет за собой начисление процентов. Налогоплательщикам, опаздывающим с уплатой налога, высылаются напоминания, а если налог по-прежнему не уплачивается, выписывается «исполнительный лист» и высылается судебному исполнителю, взимающему недоимки из разных источников (заработная плата, имущество налогоплательщика).
Вторая процедура начисления налога применяется в случае юридических лиц (хозяйственные общества, другие предприятия, организации). Они обязаны ежегодно предоставлять декларацию, в которой сообщают о недвижимости, подлежащей налогообложению, и сами начисляют надлежащий налог. Декларация должна быть внесена до 15 января каждого года. Юридические лица вносят налог в равных 15 частях ежемесячно, до 15 дня каждого месяца.
Налог на недвижимость является чаще всего вторым по величине источником собственных доходов гмины, после отчислений от подоходного налога с физических лиц. Значительную часть этих поступлений составляют поступления от недвижимости, занятой под хозяйственную деятельность. Налог, особенно на здания, очень высок и для многих фирм является серьезным барьером для развития. Местные органы власти, желающие поощрить инвестирование, освобождают фирмы, инвестирующие на их территории и дающие работу их жителям, от налогообложения.
Благодаря тому, что устанавливает ставки налога на недвижимость и имеет возможность применения освобождения от налогообложения, она, таким образом, имеет реальное влияние на размер доходов по этому налогу, а также возможность стимулирования экономического развития.
Еще одним важным источником доходов от местных налогов является сельскохозяйственный налог. Сельскохозяйственным налогом облагаются земельные участки, которые в ведущимся понятом реестре земельных участков и зданий определяются как сельскохозяйственные земельные участки. Налогоплательщиками сельскохозяйственного налога являются владельцы или арендаторы таких земельных участков. Что интересно, чтобы стать плательщиком этого налога, не обязательно быть сельскохозяйственным работником. Базой начисления этого налога является площадь земельных участков, исчисляемая в гектарах.
Важной частью доходов является налог на транспортные средства. Касается он, в упрощении, транспортных средств большого размера: грузовых машин общей массой более 3,5 тонн, седельных тягачей, автобусов, тяжелых прицепов. Налог поступает в местный бюджет, в которой зарегистрировано транспортное средство. Владелец транспортного средства, с которого взимается налог, обязан представить в канцелярии декларацию, в которой содержатся все необходимые данные о транспортном средстве и начислен полагающийся налог. Декларация вносится ежегодно до 15 февраля. Налог платится в двух равных частях: до 15 февраля и 15 сентября. Налоговые ставки устанавливает совет гмины в границах, установленных законом. Закон определяет как максимальные, так и минимальные ставки, которые может применять гмина. Максимальные ставки могут изменяться исключительно путем изменения закона о местных налогах и сборах, в то время как минимальные ставки устанавливаются ежегодно Министром финансов исходя из изменения курса евро по отношению к злотому.