Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.
Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:
- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;

Содержание

Введение
3
1
Теоретические аспекты местного самоуправления
5
1.1
Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития
5
1.2
Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления

14
1.3
Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

26
2
Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления

34
2.1
Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане
34
2.2
Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

44
2.3
Развитие финансового механизма в области местного самоуправления

48
3
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
59

Заключение
65

Список использованной литературы
68

Приложение А (справочное)
70

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Ставки налога на транспортные средства учитывают много параметров, таких как масса транспортного средства, количество его осей, тип подвески, влияние на окружающую среду. Не подвергая сомнению, необходимость стимулирования пользования транспортными средствами, не представляющими опасности для окружающей среды и дорог, через налогообложение, следует подчеркнуть, что такое усложнение налога при умеренных доходах, получаемых от него, не представляется рациональным.

За большинство административных услуг взимается гербовый сбор.

Налоги, являющиеся доходами акиматов, взимаемые налоговыми органами. Согласно законодательству, эти налоги надлежат акимату, но взимаются соответствующими налоговыми органами, а далее перечисляются акиматам.

Налог на гражданско-правовые действия, взимаемый с некоторых действий, например:

- договора продажи (особенно продажи недвижимости), договора дарения;

- договора займа;

- договора хозяйственного общества.

Поступления от этого налога связаны в основном с продажей недвижимости. Налог составляет 2 % от стоимости продаваемой недвижимости. Налог надлежит акимату, на территории которой расположена недвижимость.

Налоговая карта (налог с мелких предпринимателей) является формой подоходного налога, уплачиваемого узкой группой мелких предпринимателей. Для разных групп установлена фиксированная сумма налога, заменяющего подоходный налог.

Налог нa наследства и дарения. Получение наследства или дарения связано с обязанностью уплаты налога. Базой начисления налога является стоимость дарения или наследства. Ставки налога дифференцированы в зависимости от родства. Самые близкие родственники (дети, родители) платят налог по самым низким ставкам и дополнительно освобождены от налога до определенной стоимости наследства или дарения. Налог уплачивается гмине, на территории которой находится недвижимость, являющаяся предметом наследства или дарения, а в случае движимого имущества - на территории которой проживает одаряемый и наследник.

Вышеперечисленные налоги взимаются налоговыми органами и перечисляются местный бюджет. Налоговый орган обязан перечислить гмине средства с полученных налогов в 14-дневный срок с момента их уплаты.

Местный акимат может в очень ограниченной степени влиять на доходы от этих налогов, поскольку налоговые ставки устанавливаются законом и гмина не имеет права их изменять. С другой стороны, в некоторых случаях городской акимат может их списывать; гмина уполномочена также принимать решение о рассрочке или отсрочке уплаты налога. Это может происходить исключительно по индивидуальной заявке налогоплательщика, нет возможности введения решением совета общего освобождения от уплаты этого типа налогов.

Отчисления от подоходного налога с юридических лиц. Фирмы, организации платят подоходный налог с юридических лиц налоговому органу, на территории компетенции которого имеют свое местонахождение. Фирма уплачивает ежемесячно подоходный налог налоговому органу, представляя при этом информацию о количестве работающих в разных ее отделениях или филиалах. Налоговый орган исчисляет надлежащие гминам отчисления от подоходного налога, составляющие 6,71 % от собранной суммы. Эти средства перечисляются гминам, в которых находятся отделения или филиалы фирмы, пропорционально количеству работающих. Отчисления передаются гминам в 14-дневный срок с момента их поступления в налоговый орган. Аналогичная процедура применяется по отношению.

Отчисления от подоходного налога с физических лиц. Этот налог составляет самую крупную часть налоговых доходов. Местному бюджету достается 35,72 % полученного от жителей гмины налога. Процедура передачи этого налога достаточно сложна. Поскольку на территории одной гмины проживает много тысяч налогоплательщиков, ежемесячные расчеты по этому налогу не представляются возможными. Поэтому в течение всего года действует показатель, на основании которого налог делится на гмины. Этот показатель рассчитывается таким образом, что подоходный налог, причитающийся с жителей данной гмины, делится на налог, установленный во всем государстве. В 2004 году действует показатель за 2002 год. Подоходный налог, уплаченный налоговым органам, перечисляется на центральный счет бюджета, разделяется на все гмины и перечисляется им до 10 дня каждого месяца. Подобная процедура применяется.

Несмотря на то, что отчисления от подоходного налога, как с физических, так и с юридических лиц является важным источником доходов местного бюджета (а также сельских округов), они не имеет никакого влияния на размер его ставок и на другие существенные положения, влияющие на объем доходов такого типа. По этой причине часто считается, что отчисления от подоходного налога не следует считать собственными доходами.

Общая субвенция - это средства, перечисляемые из государственного бюджета в местный(а также сельский). Субвенция начисляется в соответствии с четко определенными, объективизированными правилами. В отличие от целевых дотаций, гмина не имеет обязанности предоставления отчета о способе расходования доходов по субвенции.

Образовательная субвенция часто является основным источником доходов местного бюджета. Предполагалось, что она будет покрывать все текущие затраты на функционирование школ, находящихся в ведении городского акимата.

Сумма, предназначаемая на субвенции, устанавливается в государственном бюджете и разделяется на гмины с учетом определенных критериев. Главным критерием объема субвенции является количество учеников. На ее объем влияет также количество школ, квалификация учителей и характер гмины (сельские акиматы по причине большего рассредоточения застройки получают большую субвенцию на 1 ученика по сравнению с городскими акиматами). Министр финансов информирует областной акимат об объеме предоставленной субвенции.

Субвенция перечисляется до 25 дня месяца на следующий месяц в тринадцати частях, а в марте перечисляются две части в связи с выплатой годовой премии для учителей, т.н. «тринадцатой зарплаты».

Образовательная субвенция в большинстве гмин не покрывает, так как планировалось, текущих расходов на содержание школ. Областной бюджет вынуждены покрывать часть образовательных расходов из собственных доходов.

Выравнивающая субвенция выплачивается гминам, налоговые доходы которых на 1 жителя ниже 92 % среднего налогового дохода всех гмин. Субвенция должна покрыть часть разницы между налоговыми доходами данной гмины и средними доходами на 1 жителя в государстве. В рамках этой субвенции дополнительные средства получают гмины, в которых средняя плотность населения ниже, чем средняя плотность населения во всем государстве. Начисляется эта субвенция  Министром  финансов  на основании  отчетов  о  доходах,  составляемых  органами местной власти. Субвенция перечисляется областным бюджетом в 12 равных частях, до 15 дня каждого месяца. Балансирующая субвенция полагается гминам в связи с утратой части доходов после изменения в 2004 году положений, касающихся муниципальных доходов. Начисляется Министром финансов и передается гминам в 12 равных частях, до 25 дня каждого месяца.

Налоговые доходы на жителя которых выше 150 % среднего показателя по стране, вносят в государственный бюджет часть этого излишка. Например, если налоговые доходы гмины составляют от 150 % до 200 % среднего показателя по стране, 20 % этого излишка следует перечислить в государственный бюджет.

Местные органы власти могут получать целевые дотации на реализацию определенных функций. Целевые дотации могут перечисляться на выполнение полномочий, делегированных на основании законодательства, на основании соглашений, а также на выполнение собственных задач.

Каждый местный орган власти реализует определенные задачи, формально являющиеся задачами государственной администрации, такие как, например, стол учета, но переданные местным органом власти  для реализации. Все расходы на выполнение этих полномочий должны быть покрыты из государственного бюджета. В действительности, получаемая дотация не покрывает всех затрат, и гмина должна покрыть часть расходов из собственных доходов.

Использование целевых дотаций подлежит отчету. Дотирующий требует предоставления отчета по переданной дотации. Полностью неизрасходованная дотация или дотация, расходованная не по предназначению, подлежит возврату.

Подробно описанные принципы накопления доходов городского бюджета выглядят аналогичным образом в областном бюджете.

Общей тенденцией на протяжении последних лет является усиливающаяся финансовая автономия местного самоуправления, проявляющаяся в увеличении роли собственных доходов. Это наблюдается в городах, являющихся примером хорошо функционирующего местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

 

Для суверенного Казахстана становится все более актуальной способность государственного аппарата адекватно реагировать на потребности общества с учетом изменяющихся функций государства. Повышение эффективности государственной службы должно служить интересам народа и государства в целом, а также обеспечивать открытость и регламентацию деятельности государственных органов и государственных служащих, создавать положительный имидж государственной службы в обществе. В целях создания единой системы обучения государственной службы на базе Национальной высшей школы государственного управления при Президенте РК и Института повышения квалификации государственных служащих при Правительстве РК в 1998 году была создана Академия государственной службы при Президенте РК.

На сегодняшний день в Казахстане государственные служащие относятся к властвующей элите, которая складывается из политической, бюрократической, экономической, идеологической и военной элиты. Следовательно, государственные служащие Республики Казахстан – это группа общества, которая не только концентрирует в своих руках государственную власть, но и отвечает за выработку стратегии развития всей системы. Имея в руках такую власть, каждый чиновник должен стремиться к овладению такими качествами, как профессионализм, компетентность и культура общения. Государственные служащие должны осознавать, что служба в государственных органах – это выражение особого к ним доверия со стороны общества, что нашло отражение в тексте Присяги административного государственного служащего Республики Казахстан.

Долг государственного служащего как представителя государства, его профессиональная честь и личное достоинство особо значимы. «Вы все – представители высшей власти, вы - часть государства, и именно вы должны быть образцом конкретных дел и действий», - сказал Н.А. Назарбаев 31 марта 1999 года на совместном заседании палат Парламента, обращаясь к членам Правительства и депутатам.

Казахстану также необходимы компетентные кадры, обладающие знаниями, умениями и навыками, которые будут использованы в профессиональной деятельности. Не случайно в своем послании народу Казахстана «Казахстан-2030» Президент страны Нурсултан Назарбаев пишет о том, что «чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный»[39]. Ядром кадров государственной службы являются административные государственные служащие (96% от общего количества) – это государственные служащие, не входящие в состав политических государственных служащих, осуществляющие должностные полномочия на профессиональной основе в государственном органе.

Методы, реализованные в системе государственной службы, успешно адаптируются в системе «особых видов государственной службы». Примечателен опыт внедрения новых реестров должностей и методик исчисления оплаты труда, основанных на коэффициентах. В Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы считают, что такая тенденция должна существовать и далее, способствуя, в конечном итоге, созданию единых основ и принципов всех видов государственной службы и повышению качества предоставляемых услуг населению. В связи с этим, агентство продолжает работу по совершенствованию реестра должностей государственных служащих. Например, предполагается, что часть гражданских служащих МВД, Министерства обороны и других государственных органов будет включена в Реестр должностей государственных служащих.

В целях обеспечения единства системы государственной службы и совершенствования кадровой работы в силовых и правоохранительных органах, Агентство считает целесообразным осуществлять прием сотрудников на вакантные должности в данных органах также на конкурсной основе, в соответствии с квалификационными требованиями к должностям. Кроме того, в связи с принятием в будущем закона о гражданской службе, который будет регулировать отношения работников бюджетной сферы – учителей, врачей и т.д., предполагается внедрить принципы меритократии в государственном секторе в целом. Это обеспечило бы реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и предоставило бы возможность отобрать в равных условиях самых лучших специалистов.

В Казахстане государственная служба является особым видом трудовой деятельности, осуществляемой за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления функций государства. Сегодня в Казахстане продолжается реформа государственной службы. Переход казахстанского общества к демократии и новым социальным ценностям выдвинул ряд перспективных приоритетных задач, решение которых возможно только при наличии корпуса профессиональных государственных служащих.

Информация о работе Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК