Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности России.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

Управляемость экономики и обеспечение экономической  безопасности объективно явлкэётся  основной функцией правительства. В  рамках государственной экономической политики государством создаются эффективные экономические механизмы функционирования экономики, целевые меры по структурным преобразованиям и поддержке производства приоритетных товаров и товаропроизводителей и институциональная система их реализации. Для укрепления национальной безопасности принципиальное значение имеет создание механизмов обслуживания реального сектора экономики, отражающих экономические условия его функционирования, в том числе взаимоотношения с государством, государственными естественными монополиями, финансово-кредитной системой. Государство призвано создавать условия для функционирования предпринимательского сектора, и, одновременно, установить рациональный уровень либерализации экономики. Вмешательство государства в экономику, в первую очередь, должно осуществляться в направлениях, укрепляющих экономическую безопасность, повышающих эффективность ее развитие. Государство должно иметь для этого необходимые ресурсы. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через распределение ВВП. В ведущих странах мира доля ВВП, распределяемая государством составляет 45-50%. В России она составила в 2000 г. 26,5%\ Это говорит о значительном ограничении управляющих возможностей государства и большим уровнем либерализации даже по сравнению со странами с традиционно рыночной экономикой.

1 Россия  в цифрах: Крат. стат. сб.: Офиц. изд. / Госкомстат России: Редкол.: Соколий  В.Л. (пред.) и др. - М., 2001. - С. 29.

Управляемость экономики России значительно снижается из-за своеобразной структуры собственности. Основная масса собственности в наиболее эффективных отраслях передана в частные руки. Наличие клана олигархов, экономическая мощь которых превосходит силу государства, создает постоянную внутреннюю угрозу национальной экономической

безопасности. Финансовые кризисы октября 1994 г. и  августа 1998 г. преследовали интересы крупных  финансовых групп. В настоящее время  создание в Союзе предпринимателей совета 28 олигархов создает возможности  не просто лоббирования интересов крупного капитала, но в случае проведения независимой, например антимонопольной политики, создать прямую экономическую угрозу государству.

Социальные  аспекты экономической безопасности отражают:

Во-первых, со1тально-политическая ситуацию в  стране, степень и уровень решения социальных проблем в обществе. При возрастании социальной напряженности, исходом которой могут быть мощные социальные взрывы, вплоть до гражданской войны, экономика пострадает настолько, что разговоры об экономической безопасности станут излишними. Так экономические потери в результате либерализации значительно превосходят ущерб, нанесенный стране во время второй мировой войны. В случае продолжения неэффективной экономической политики страна может быть далеко отброшена назад в своем развитии, а потребность в иностранной помощи-стать постоянной. И здесь социологический мониторинг и прогнозирование степени социальной напряженности становятся весьма актуальными задачами.

Во-вторых, социокультурный уровень развития общества, недооценка которого ведет к таким негативным последствиям для экономики и экономической безопасности, как деградация общества, пьянство, преступность, наркомания.

В-третьих, состояние интеллектуального потенциала страны. Последствия "утечки мозгов" могут быть для страны, как отмечалось выше, катастрофическими. К сожалению, эту опасность недооценивают те, от кого в значительной мере зависит национальная, в том числе экономическая, безопасность России. Снижение интеллектуального потенциала, вызванное разорением научного комплекса страны и культурной сферы за последние 10 лет, потребует для восстановления 40-50 лет при проведе

нии научно ориентированной социально-экономической  политики. К ее формированию еще  не приступали. Принимаемые меры в  сфере науки нельзя назвать ни радикальными, ни эффективными.

В-четвертых, национальные проблемы и связанные  с ними вопросы деления национального  богатства, языковых барьеров, беженцев и т.д., которые уже сейчас создают  серьезную угрозу экономической  безопасности. В дальнейшем они могут  нарастать, обретая тотальный характер.

Экономическая безопасность получает сейчас определенное правовое обеспечение. Принят закон  Российской Федерации "О безопасности", который определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок  функционирования органов обеспечения безопасности. В стране создана система защиты национальной безопасности. Высший орган-Совет Безопасности1 - конституционный орган, осуществляющий разработку проблем защиты национальной безопасности России, разработку Государственной политики в области обеспечения безопасности России, подготовку решений Президента по защите государства и общества от внутренних и внешних угроз. Совет безопасности - государственный орган, ответственный за институциональное оформление системы мер по укреплению экономической безопасности. По сути дела он должен оценивать разрабатываемую экономическую политику с позиций соответствия критериям экономической безопасности и снижения реальных и потенциальных угроз. В связи с этим, его влияние на экономику России будет воВ|рш8твтого, проблемы экономической безопасности рассматриваются в директивных документах, определяющих основные направления развития сфер: финансовой, внешнеэкономической, бюджетной, инве-

См.: Совет  Безопасности Российской Федерации: функции, структура. Нормативные документы. (Сб. справ, материалов) / Аппарат Совета Безопасности РФ. - М., 1997.

стиционной1. Совет безопасности рецензирует  проекты законодательных актов  и правительственных документов. Вместе с тем, основополагающие документы  по экономической безопасности и их место в формировании и проведении экономической политики, функции и органы, ответственные за ее проведение и используемые механизмы еще предстоит разработать. Одновременно большую роль призваны играть законодательные, контрольные органы и общественные организации, ограничивающие административный произвол, контролирующие исполнение законодательства и способствующие развитию рыночных механизмов.

В период трансформации экономики, формирования цивилизованных рыночных отношений, противодействия криминалу экономическая роль государства по обеспечению экономической безопасности может заключается в следующем:

1 См., например: О безопасности: Закон Российской  Федерации от 5 марта 1992 г. №  2446-1 // Ведомости Съезда народных  депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. -№ 15. - Ст. 769; О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами: Федеральный закон от 14 апр. 1998 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 16. - Ст. 1798; О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апр. 1996 г. № 608 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 18. - Ст. 2117; Концепция национальной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 1. - Ст. 170.

- создании  нормативно-законодательной базы  экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов между собой и государством;

- осуществлении  постоянного контроля за их  соблюдением;

- защите  внутренних рынков, национальных  товаропроизводителей и экспортеров  и помощь им в выходе на  мировые рынки с конкурентоспособными товарами;

- создании  экономических и правовых условий  и механизмов развития предпринимательства.

-

1.2.Конкурентоспособность  экономики как отражение экономической  безопасности 

Категория конкурентоспособности в настоящее  время существенно трансформировалась в связи с расширением объектов и направлений развития конкуренции и развитием рынков. Вместе с тем, ее основное содержание, связанное с несовпадением экономических интересов субъектов рынка, их противодействием в определенных сферах деятельности, не изменилось. Государство как субъект мирового рынка также становится участником конкурентных отношений.

По определению  конкуренция - это элемент рыночного  механизма взаимодействия хозяйствующих  субъектов, представляющий собой борьбу за наиболее выгодное (прибыльное) приложение факторов производства, позволяющее производить пользующиеся спросом товары и услуги, обладающие значительной добавленной стоимостью. В этом отношении конкурентоспособность национальной экономики является важнейшим фактором экономической безопасности России.

Конкурентоспособность может рассматриваться по отношению  к экономике в целом, отдельным  отраслям экономики, конкретным фирмам и предприятиям. Все больше исследователей приходит к выводу, что показатель, или рейтинг конкурентоспособности является одним из самых важных интегральных критериев эффективности экономической деятельности.

Категория и механизмы регулирования межстрановой кош

страны  как макроэкономический фактор, зависящий  от обменного курса национальной валюты, процентных ставок и бюджетного дефицита. Однако Япония, Италия и Южная Корея в определенные периоды времени быстро повышали уровень жизни, несмотря на большой бюджетный дефицит, а Россия имеет сегодня низкий уровень конкурентоспособности, несмотря на огромный бюджетный профицит. Определение конкурентоспособности страны как достижение положительного торгового баланса также не может считаться адекватным. Расширение экспорта вследствие низкой заработной платы национальных рабочих и дешевой национальной валюты одновременно с импортом сложных товаров, которые национальные компании не могут выпускать на достаточно высоком уровне, энергоемкий и ресурсоемкий экспорт, могут привести к положительному торговому балансу, но уровень жизни будет низким и иметь тенденцию к дальнейшему понижению. Экономическая безопасность в этом случае не может быть достигнута.

Другие  исследователи полагают, что национальная конкурентоспособность возникает  в результате наличия дешевой  и находящейся в избытке рабочей  силы. Однако Германия, Швейцария и Швеция достигли экономического процветания даже при высоких зарплатах и нехватке рабочей силы, тогда как Индия, Мексика и Россия, в которых стоимость рабочей силы является низкой, не добились пока серьезных экономических успехов.

Иногда  конкурентоспособность связывают с наличием богатых природных ресурсов. Однако многие развитые страны, такие как Япония, Швейцария, добившиеся огромных успехов в создании конкурентоспособной экономики, практически не имеют природных ресурсов.

В последнее  время наиболее распространена точка зрения, согласно которой конкурентоспособность зависит от политики правительства. Например, защита от импорта и экспортные субсидии способствовали щи

рокому  распространению в мире японских и южнокорейских автомобилей, развитию кораблестроения и индустрии полупроводников.

Однако  при более внимательном рассмотрении не все так однозначно. В Италии вмешательство правительства в  экономику оказалось неэффективным, однако Италия пережила настоящий бум  возрастания своей доли в мировом  экспорте, уступая только Японии. Весьма редко осуществляется непосредственное вмешательство правительства в развитие экспорта в Германии.

Еще одно объяснение различной конкурентоспособности  стран состоит в использовании  ими методов корпоративного управления. Между тем, различные отрасли экономики требуют различных подходов к управлению. Ведущая к успеху практика управления малыми, частными и слабо организованными итальянскими семейными предприятиями по производству обуви, текстиля и бижутерии оказалась бы неудачной при применении ее к немецким химическим и автомобильным корпорациям, швейцарским компаниям по производству медикаментов или американским аэрокосмическим компаниям. Таким образом, национальная конкурентоспособность - комплексная категория, требующая моногофакторого анализа.

Исходя  из сложившихся в мировой экономике  взаимоотношений государств, тенденций  их развития, межстрановую конкуренцию  можно определить как экономические  противодействия государств для  получения наибольших преимуществ  национальным товаропроизводителям на мировых рынках. При этом возможны проявления совершенной, несовершенной (монополистической) конкуренции, олигополии и монополизма. Методы конкурентной борьбы зависят от технологического и экономического потенциалов конкурирующих стран и возможностей экономической экспансии. Среди обобщающих положений межстрановой конкуренции представляет интерес точка зрения М. Портера: "Единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном

уровне - это 1ГОоизводительность>> , достигаемая  в использовании трудовых ресурсов, капитала и технологий. Это соответствует содержанию "производственной функции", отражающей основные факторы производства. Производительность измеряется объемом выпуска, производимого единицей затраченного труда, капитала или совокупных затрат ресурсов. Она зависит от технологического уровня производства, обеспечивающего его эффективность, качества и свойств продукции. Это основной источник национального дохода и уровня жизни населения. Производительность, обеспечиваемая людскими ресурсами, обусловливает заработную плату, а производительность использования капитала определяет доходы, получаемые его владельцами.

Уровень жизни конкретной нации зависит  от способности национальных компаний достигать высокого уровня производительности и повышать ее с течением времени. Постоянный рост производительности требует непрерывного совершенствования технологий. Национальные компании должны постоянно повышать качество продукции, придавать ей новые потребительские свойства, совершенствовать применяемые технологии. Технологическая стагнация неизбежно приводит к экономическим спадам и кризисам, наглядным примером чему может служить экономика России.

1 См.: Портер  М. Конкуренция: Учеб. пособие:  Пер. с англ./Под ред. ЯЗ. Заболоцкого. - М.: Вильяме, 2000. - С. 168.

Различный уровень производительности определяет различную величину совокупного  дохода, а тем самым и характер национальной экономической безопасности. /Для бедных стран экономическая  безопасность заключается прежде всего  в обеспечении нормального функционирования основных систем жизнеобеспечения страны, т.е. в обеспечении граждан в минимально допустимых размерах продовольствием, жильем, услугами в сфере образования, транспорта и общественной безопасности. И только тогда, когда минимальные потребности удовлетворены, страна

СОДЕРЖАНИЕ

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ