Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 11:50, курсовая работа
Целью индивидуальной работы является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетингового исследования рынка.
Задачи индивидуальной работы:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Введение………………………………………………………………………3
1 Выбор и характеристика объекта исследования………………………..5
2 Анализ масштаба и потенциала рынка…………………………………..9
2.1 Характеристика товарного рынка………………………………9
2.2 Анализ масштаба рынка…………………………………………10
2.3 Диагностика конкурентной среды………………………...........12
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка……………….....17
2.5 Анализ привлекательности рынка……………………………...20
3 Анализ сбалансированности рынка……………………………………...23
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка………………...23
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса………………………….23
3.3 Оценка экономического состояния предприятия………..........25
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка…………………………........26
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка……..................27
4.2 Определение тенденций развития рынка………………………29
5 Анализ ценовой ситуации…………………………………........................32
5.1 Анализ уровня цен………………………………….....................32
5.2 Анализ колеблемости цен……….................................................34
6 Прогнозирование рыночного спроса……………………………...............40
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса...40
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего….41
7 Анализ поведения покупателей на рын…………………………………...43
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений……………43
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей……….............45
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия………………….47
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………51
Для четырех крупнейших предприятий-лидеров рынка школьных рюкзаков построим профиль конкурентных преимуществ, взяв оцениваемую шкалу от -2 до +2.
Таблица 6 – Профиль конкурентных преимуществ оптово-розничной компании «Школьник»
Факторы |
Варианты оценки в сравнении с ведущими конкурентами |
Сильнейший конкурент | ||||
Хуже, чем у конкурентов |
Так же, как у конкурентов |
Лучше, чем у конкурентов | ||||
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 | ||
Доля рынка, контролируемая предприятием |
«Буратино» | |||||
Ценовая политика |
«Школьник» | |||||
Рекламная деятельность, в т. ч. стимулирование сбыта |
«Детский мир» | |||||
Номенклатура продукции |
«Буратино» | |||||
Качество работы с покупателями |
«Буратино», «Детский мир» | |||||
Качество продаваемой продукции |
«Буратино» | |||||
Удобство расположения магазинов для покупателей |
«Буратино» |
2.4 Анализ потребительского потенциалы рынка
Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях.
Рассчитаем емкость рынка школьных рюкзаков Кургана по формуле:
где Ер - емкость потребительского рынка;
П - потребление товара на душу населения (одну семью);
S - численность населения;
Тпр. р., Тпр. д. - темпы прироста соответственно цен и дохода;
Эр., Эд. - эластичность спроса от изменения соответственно цен и дохода;
Dстим. - искусственно стимулируемый спрос за счет маркетинговых усилий;
Н - насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);
Иф, Им - износ товаров соответственно физический и моральный;
А - альтернативные формы потребления;
С - импорт.
В Кургане в среднем на 1 семью приходится по одному ребенку в возрасте до 14 лет. В итоге, можно предположить, что на одну семью приходится 1 школьный рюкзак в год.
Население г. Кургана на начало 2014 года составило 327 898 человек, на начало 2013 – 333 640 человек.
В 2013 году средняя цена на школьный рюкзак составляла 1069 рублей, сейчас же средняя цена составляет примерно1240 рублей. Прирост цены на школьный рюкзак составит:
Тпр. р = 1240/1069= 1,16.
Среднедушевой доход за 2013 год составил в Кургане 171 240 (14270*12) руб. в год, а за 2012 год он составлял 162 972 (13581*12) руб. в год. Найдем прирост дохода за этот период:
Тпр. д. = 171240/162972 = 1,051
Количество купленных рюкзаков составило 6523 шт. в 2012 году и 6757 шт. в 2013 году. Зная изменение спроса и цен, можно произвести расчет эластичности спроса:
Эластичность спроса по цене равна:
Эластичность спроса по доходу равна:
Искусственно стимулируемый спрос на школьные рюкзаки, то есть за счет рекламы, стимулирования сбыта, равен 3%, что в натуральном выражении составляет 196 шт.
Наличие школьных рюкзаков на данный момент времени характеризует 9936 потребителей. Годовой моральный износ =1, что объясняется ежегодным обновлением коллекций. Физический износ составляет примерно 0,48.
Школьный рюкзак не имеет как таковых альтернатив. Импорт равен 0, т.к. курганцы покупают рюкзаки ,как правило, только на курганском рынке.
Ер = 1*327898*(1,16*0,24)(1,051*0,
В итоге мы получили емкость рынка, что означает, что рынок школьных рюкзаков города Кургана может вместить 62130 штук.
2.5 Анализ привлекательности рынка
Сегодня главная тенденция сегмента школьных рюкзаков, ранцев и сумок — его уверенный рост.
Общая динамика характеризуется ростом, напрямую связанным с увеличением рождаемости начала 2000-х годов. В 2013 году мы наблюдали снижение потребительской активности покупателей сегмента «средний минус» (розничная цена от 500 руб.) при том, что сегмент «средний плюс» (розница от 2000 руб.) был активнее, чем в 2012 году. Предложений на рынке с каждым годом становится все больше и ассортимент шире.
Ежегодно на рынок школьного текстиля выходят новые игроки со своими ассортиментными предложениями. Это дает право полагать, что рынок находится на стадии развития. Стабильность рынка обусловлена необходимостью данных товаров для потребителей».
Одним из самых заметных трендов последнего года в сегменте эксперты назвали увеличение количества новых моделей и всевозможные новаторские решения в дизайне. Усиление конкуренции, очевидно, подстегнуло дизайнерскую мысль производителей и участников рынка. Кроме этого, большое внимание стали уделять безопасности продукции.
Увеличение предложения в сегменте и улучшение качества продукции, по мнению некоторых экспертов, во многом подстегнул, как ни странно, экономический кризис. Потребитель всегда приобретал для детей качественные и часто дорогие вещи. Влияние кризиса выразилось в том, что взгляд потребителя несколько сместился из дорогого сегмента в сторону среднего, где предложение еще в прошлом году казалось не столь разнообразным, как в сезоне 2014. Поэтому одной из тенденций сегодня можно назвать очевидное расширение предложения в среднем ценовом сегменте. Сегмент премиум, несколько сдавший позиции в период кризиса, почти отыграл их. Недорогой сегмент остался практически без изменений, поскольку бюджетный товар всегда пользовался хорошим спросом.
В современном производстве предпочтение отдается прочной нейлоновой или полиэстеровой ткани, которая обладает высокими водоотталкивающими характеристиками. Специальное покрытие защищает сумку и ее содержимое от влаги, а также препятствует быстрому загрязнению. Качественный материал способен выдержать большие нагрузки и легко чистится с помощью влажной губки. Стоит отметить, что некоторые модели и вовсе не выдерживают большой стирки. Иногда при производстве ранцев используют основу из плотного картона, который отлично держит форму и облегчает конструкцию, но «боится» воды.
Высокие требования к качеству соседствуют со стремлением найти стильный и оригинальный дизайн. Сегодня производители предлагают разнообразные модели, способные удовлетворить вкус самого взыскательного потребителя. Ученикам младших классов очень нравятся яркие цвета, объемные мягкие картинки, украшения в виде игрушек, брелоков, блестящих аппликаций. Производители отмечают, что слишком «детское» оформление не пользуется большой популярностью. Желание казаться старше присуще младшим школьникам, которые при выборе портфеля отдают предпочтение моделям, рассчитанным на возрастную группу 10-11 лет.
Зависимость рынка от законодательства заключается в соответствии ГОСТу. Особенно выделяются требования к надежности самой продукции и надежности ее хранения в соответствии с ГОСТ 28631-2005:
- гарантийный срок эксплуатации
ученических и молодежных
- ученические сумки, ранцы
и молодежные рюкзаки должны
выдерживать максимальную нагру
- Кожгалантерейные изделия
должны храниться в
- Не допускается попадание прямых солнечных лучей на изделия, а также совместное хранение продукции с химически активными и пылящими веществами.
- Температура воздуха
в складских помещениях должна
быть не ниже +10°С и не выше
+25°С, относительная влажность
- Ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, верхняя граница портфеля должна быть на уровне плеч, нижняя – выше линии бедер. Выбрать «правильный» ранец помогает рост ребенка:
3 Анализ сбалансированности рынка
Пропорциональность развития рынка характеризуется соотношением спроса и предложения. Баланс или дисбаланс этих показателей определяет тип рынка (рынок продавца, рынок покупателя).
3.1 Оценка пропорциональности рынка
Проведем анализ сбалансированности (пропорциональности) рынка школьных рюкзаков города Кургана. На основе динамики и соотношения основных рыночных индикаторов: поставки, продажи товаров и изменения товарных запасов охарактеризуем рынок с точки зрения его развития. Результаты анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Карта оценки сбалансированности рынка
Индикаторы рынка |
Характеристика рынка | ||||||||
Поставка |
Продажа |
Товарные запасы | |||||||
Рост |
Ста- биль- ность |
Спад |
Рост |
Ста- биль- ность |
Спад |
Рост |
Ста- биль- ность |
Спад | |
+ |
Спад спроса: коллапсирующий рынок | ||||||||
Стабильный спрос: стабильный рынок | |||||||||
+ |
+ |
Рост спроса: развивающийся рынок |
На основе данной таблицы можно сделать вывод, что рынок школьных рюкзаков г. Кургана находится в стадии развития, наблюдается рост поставок и увеличение товарных запасов. Однако продажи снизились по сравнению с прошлым годом.
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
Оценка перспектив развития бизнеса осуществляется на основе опроса работников торговых фирм.
Одним из показателей перспектив рыночного бизнеса является коэффициент заполненности портфеля заказов фирмы. Он исчисляется на основе ответов предпринимателей об уровне и тенденции заполненности портфеля заказов. Обобщающая оценка представлена в таблице 8.
Таблица 8 - Оценка перспективности бизнеса
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % | |||
Уровень заполненности портфеля в текущем периоде |
Тенденция ожидаемого изменения заполненности портфеля | ||
Характеристика |
% ответов |
Характеристика |
% ответов |
1) выше нормы |
30 |
1) увеличение |
40 |
2) нормальный |
60 |
2) без изменений |
60 |
3) ниже нормы |
10 |
3) уменьшение |
0 |
Баланс ответов |
Баланс ответов |
Коэффициент заполненности портфеля заказов рассчитывается с учетом баланса положительных и негативных оценок (стр.1 + стр.2 - стр.3).
Коэффициент заполненности портфеля заказов равен 80%, в перспективе коэффициент равен 100%.
Далее дополнительно определим степень положительных перспектив (П):
П = 40/60 = 0,67.
Так как П = 0,67, то есть приближается к 1, перспективы заполняемости портфеля заказами можно считать отличными.
На основе этих данных можно сделать вывод, что продолжение бизнеса на данном рынке выгодно и перспективно.
3.3 Оценка экономического состояния предприятия
Оценка экономического состояния предприятия осуществляется на основе опроса сотрудников. Анализ включает в себя оценку текущей ситуации и прогнозную оценку. Обобщающая оценка состояния магазина «Буратино» сведена в таблицу 9.
Таблица 9 - Оценка экономического состояния магазина «Буратино»
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % | |||
Об экономическом положении фирмы в данное время |
О тенденциях изменения на перспективу | ||
Характеристика |
% ответов |
Характеристика |
% ответов |
1) благоприятное |
90 |
1) улучшение |
30 |
2) удовлетворительное |
10 |
2) без изменений |
70 |
3) неблагоприятное |
0 |
3) ухудшение |
0 |
Баланс ответов |
Баланс ответов |