Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности работы малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении резервов и факторов роста эффективности деятельности ООО «Алюстем».
Методологической и теоретической основой работы послужили научная и учебная литература по вопросам формирования, развития и управления хозяйственной деятельностью малых предприятий, предоставленные статистические и оперативные данные рассматриваемого предприятия, нормативно-справочная литература.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..................................................................................................
1.1. Сущность малых предприятий и их роль в экономике ………..……….
1.2. Источники финансирования малых предприятий……………………....
1.3.Методологические подходы к оценке эффективности деятельности малых предприятий……………………………………………………………
Выводы по разделу 1…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕ- РИСТИКА ООО «КОМПАНИЯ «АЛЮСТЕМ»……………….……………..
2.1. Общая характеристика предприятия……..…………………………...
2.2.Организационная структура управления предприятием и обеспеченность трудовыми ресурсами…………………………………….
2.3. Оценка внешней среды и финансового положения…………………..
Выводы по разделу 2 …………………………………………………………
РАЗДЕЛ 3. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМПАНИЯ «АЛЮСТЕМ»…………………..
3.1. Анализ эффективности использования капитала предприятия ……..
3.2. Оценка эффективности использования материальных и трудовых ресурсов в ООО «Алюстем»…………………………………………………
3.3 Анализ эффективности использования основных и оборотных активов предприятия………………………………......................................
Выводы по разделу 3…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 4.РАЗРАБОТАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ООО «КОМПАНИЯ «АЛЮСТЕМ»…….....
4.1.Мероприятия по повышению объёмов производства и реализации продукции………………………………………………………………….......
4.2. Мероприятия по снижению трудоёмкости продукции………………
4.3. Мероприятия по снижению дебиторской задолжности………………
Выводы по разделу 4………………………………………………………….
РАЗДЕЛ 5. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ……………….…………………………………………
5.1. Сущность экономико-математического моделирования…………….
5.2. Теоретические аспекты решения задачи о принятии решения в
условиях неопределенности…………………………………………………
5.3.Практическое решение задачи о ….
Выводы по разделу 5…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 6. ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ……………...
6.1. Общие сведения о предприятии……………………………………….
6.2 Качественная и количественная характеристика выбросов вредных
веществ в атмосферу………………………………………………………..
6.3 Отходы производства …………………………………………………….
6.4 Охрана труда на предприятии………………………………………….
Выводы по разделу 6……………………………………………………….
РАЗДЕЛ 7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА …………………..
7.1. Краткая характеристика продукции……………………………………
7.2. ………………………..
Выводы по разделу 7……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

DiplomYulyaVecher.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Вторая  характеристика (так  называемая  обозримость   предприятия) - ограниченность его масштабов - вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья –  относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем  и  клиентами,  поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка,  но и вследствие своей непосредственной  включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во  всю деятельность предприятия.

Седьмая особенность связана с характером финансирования. Если крупные фирмы черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные  средства  и  «неформальный»  рынок капиталов  (деньги  друзей, родственников и т.д.).

     Как одну из особенностей можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом.  Если  у  крупных  предприятий  это соотношение 80х20, то у малых оно составляет 20х80.

     В  ряду  функций  малого  предприятия,  прежде  всего,  важно  отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых,  работодателя, во-вторых – производителя  продукции  и  услуг,  в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

     Не  менее значимы функции социальные.  Во-первых,  через  малые  формы предпринимательской деятельности многие люди  раскрывают  и  реализуют свой творческий  потенциал.  Во-вторых,  в  основном  здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые, к примеру, не смогли найти себе применение на крупных предприятиях.  В-третьих,  малые  предприятия  являются  главным местом производственного обучения, своеобразной площадкой для оценки профессиональных возможностей молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении, которого во многом лишены, например, в супермаркетах.

Социальная значимость малых предприятий определяется и массовостью групп мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик стран с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Исследуя малые предприятия  важно учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  1. развитие малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  2. занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  3. объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  4. сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места (по данным Росстата соотношение частных и государственных предприятий в современной России определяется соотношением 80% к 20%, причём доля частных предприятий ежегодно увеличивается [ Российский статистический ежегодник. 2012. URL: http://www/gks.ru]), создавая потенциальные условия для снижения уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
  5. массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.

Существенная роль малых предприятий в экономической жизни стран с рыночной экономикой определяется тем, что в этом секторе действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится значимая часть валового внутреннего продукта. Современный сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается зачастую в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств.

Еще одной характерной  чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий могут дать возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволить накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран[ Кондраков Н.П. Малый бизнес в России. – М., 2010. – 640 с. С.7].

В аспекте воздействия  малого предпринимательства на важнейших  агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна  и роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Актуальна и экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства, поскольку создание подобных организаций редко связано с экологически опасными видами деятельности.

Таким образом, исследование воздействия малого предпринимательства  на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической значимости его функций.

В современных условиях роль малых предприятий в экономике является всё более возрастающей, в силу того, что они призваны:

- значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг  с использованием местных источников сырья;

- приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;

- вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

- создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

- ускорить развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;

- обеспечить доходные поступления в бюджет.

В условиях современной России (когда ощутима технологическая отсталость страны и нестабильность в развитии рынка труда) создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать одной из основ социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны на общемировой уровень.

1.2.    Источники финансирования малых предприятий

Малые формы организации производства отличаются высокой мобильностью, обеспечивая перемещение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в сферы повышенного спроса. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Однако для успешного функционирования малых предприятий необходимы достаточные объёмы их финансирования.

Основными источниками  финансовых поступлений при организации  деятельности малых предприятий  являются: самофинансирование, заёмные и (или) привлечённые средства, государственная поддержка малых предприятий, а также микрофинансирование.

Так, например, самофинансирование осуществляется при использовании накоплений прибыли, накопленного амортизационного фонда и создаваемого резервного фонда.

Основными видами заемных средств являются банковский кредит, коммерческий кредит, форвардные контракты.

Банковский кредит - это выданные банком предприятиям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, па возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций. Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность представления соответствующих документов и т. п.

В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочный и долгосрочный кредиты.

Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятий (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития предприятия (для строительства и приобретения объектов основных средств, расширения и совершенствования производства и др.) и выдается на срок свыше одного года.

Для получения кредита предприятие направляет банку заявление с приложением копий учредительных документов, расчетов, бухгалтерских и статистических отчетов и других данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.

Банки и другие кредитные учреждения определяют процентные ставки за кредит для предприятия дифференцированно - в зависимости от срока пользования ссудой, а также с учетом складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы. Конкретные процентные ставки за пользование кредитами, порядок уплаты процентов и другие условия кредитования предусматриваются в кредитном договоре. На договорной основе между банком и предприятиями по остаткам на расчетных, текущих и других счетах предприятиям могут выплачиваться проценты за хранение денежных средств в банке.

Банковский кредит во многих странах является одним из основных источников финансирования малого бизнеса. Однако в России банковское кредитование малого бизнеса не получило должного развития. Спрос на кредитные ресурсы со стороны 2 млн. потенциальных заемщиков малого предпринимательства составляет по разным оценкам 20-30 млрд руб., удовлетворяется же он всего на 20-30% [Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. – М., 2009. С. 13, 125 с.]. Кредитные ставки являются чрезмерно высокими, как правило, выше 15%.

Вместе с тем следует отметить положительную тенденцию увеличения кредитования малых и средних предприятий некоторыми крупными банками. В настоящее время лидерами этого бизнеса являются ВТБ24, КМБ, Россельхозбанк и Импэксбанк [Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М, 2008. С.157 всего 225 с].

Наиболее распространенным является коммерческий кредит, предоставляемый поставщиками материальных ресурсов малым и средним предприятиям при покупке ими сырья, материалов, полуфабрикатов и другого имущества в рассрочку или с отсроченным платежом. При этом ставка исчисления процентных денег, взимаемых за отсрочку платежа, как правило, существенно ниже ставки по кредитованию либо вообще отсутствует.

Одним из видов коммерческого кредита являются форвардные контракты на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии авансовых платежей. Данный вид кредитования особенно широко используется применительно к сельскохозяйственным предприятиям.

К привлеченным средствам относят средства акционеров-учредителей (участников) и средства от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций, займов, лизинга. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в соответственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Договор займа предполагается беспроцентным, когда по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (если в договоре не предусмотрено иное).

По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество и предоставить его арендатору за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться как арендодателем, так и арендатором (в соответствии с договорными условиями).

В России из перечисленных привлеченных средств к наиболее перспективным относят лизинг. Остальные источники финансирования используются незначительно. В последние годы лизинговые компании проявляют все больший интерес к работе с малым бизнесом. Доля удовлетворенных заявок малых предприятий составляет 67% [Кондраков Н.П. Малый бизнес в России. – М., 2010. – 640 с. С.27].  При заключении договоров лизинга лизинговые компании широко практикуют поручительство юридических лиц, гарантии физических лиц, залог, авансовые платежи (от 20 до 30% от суммы сделки), анализ финансового положения малого предприятия.

Информация о работе Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности работы малого предприятия