Разработка мероприятий по улучшению использования кадров предприятия (на примере ООО «Вятский торговый дом»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить теоретические и практические аспекты совершенствования управления персоналом организации. В соответствии с целью поставлены задачи:
теоретические основы системы управления персонала предприятия и ее совершенствование;
изучение организационно-экономической характеристики ООО «Вятский торговый дом»;
рассмотреть систему управления персоналом предприятия и ее совершенствование на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы использования кадров предприятия 6
1.1 Понятие персонала торгового предприятия 6
1.2 Организация процесса управления персоналом торгового предприятия 8
1.3 Методы повышения эффективности использования торгового персонала 17
2 Общая характеристика деятельности ООО «Вятский торговый дом» 22
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Вятский торговый дом» 22
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 28
2.3 SWOT-анализ 33
3 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Вятский торговый дом» 36
3.1 Основные производственно-экономические показатели 36
3.2 Анализ финансового состояния 43
3.3 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли деятельности предприятия и рыночной среды 50
4 Разработка мероприятий по улучшению использования кадров ООО «Вятский торговый дом» 54
4.1 Характеристика система управления персоналом 54
4.2 Исследование удовлетворенности трудом персонала организации ООО «Вятский торговый дом» 56
4.3 Совершенствование системы материального стимулирования 61
Заключение 66

Вложенные файлы: 1 файл

1410 май 2012_Диплом ВГУ ЭКУ Улучшение использования кадров ООО Вятский торговый дом ВТД из д1226.doc

— 3.42 Мб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение

 

Основная деятельность человека –  это труд, который занимает, как  минимум, треть  взрослой самостоятельной жизни.  Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое  значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания. 

Руководители всегда сознавали, что  необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения.

Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико. Данные факторы и обусловили выбор темы дипломной работы, целью которой является совершенствование системы мотивации и стимулирования труда персонала предприятия.

То, что людей следует  побуждать к действиям для  достижения некоторого желательного результата, было отлично известно руководителям с глубокой древности. Не задумываясь о теоретической стороне вопроса, они весьма успешно направляли деятельность своих подчиненных или подданных на достижение поставленных или естественным путем возникших целей, тех целей, которые руководители, как бы они ни назывались, считали своими. Для этого они использовали разнообразные приемы и методы формирования у членов организации мотивов соответствующего поведения. Но такие – стихийные подходы к мотивации ограничены и не могут использоваться в современных условиях.

Цель дипломной работы – изучить теоретические и  практические аспекты совершенствования управления персоналом организации.

В соответствии с целью поставлены задачи:

  • теоретические основы системы управления персонала предприятия и ее совершенствование;
  • изучение организационно-экономической характеристики ООО «Вятский торговый дом»;
  • рассмотреть систему управления персоналом предприятия и ее совершенствование на исследуемом предприятии.

Предмет исследования – система  управления персоналом организации.

Объект исследования – ООО «Вятский торговый дом»

Период исследования – 2009-2011 гг.

При написании работы использованы следующие методы: монографический, табличный, экономико-статистический, сравнения .

В качестве теоретической, методической и информационной основы исследования выступают работы российских и зарубежных ученых, связанных с изучением теории и практики анализируемых в работе проблем и возможных направлений их решения, законодательные и нормативные акты, данные бухгалтерской и статистической отчетности, анализа и планирования на предприятии.

    1. Теоретические основы использования кадров предприятия

    1. Понятие персонала торгового предприятия

Понятие персонала торгового  предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Система признаков классификации персонала торгового предприятия [4].

 

1. По категориям. В составе персонала  предприятий розничной торговли  выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) торгово-оперативный персонал;

в) вспомогательный персонал.

Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.

2. По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала — должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п.. В составе вспомогательного персонала — профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.

3. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе продавцов выделяют специальности — продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров и т.п.

4. По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры — на 3; специалисты — на 4; грузчики — на 6 и т.п.).

5. По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60 лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.

6. По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета  предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.

7. По отношению к собственности.  В зависимости от этого признака  на предприятиях торговли выделяют работников — собственников его имущества и наемных работников.

8. По характеру трудовых отношений.  По этому признаку работники  торговых предприятий подразделяются на постоянных и временных.

С учетом изложенных принципов классификации  строится процесс управления персоналом торгового предприятия.

    1. Организация процесса управления персоналом торгового предприятия

Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде [8].

Процесс управления персоналом торгового  предприятия базируется на следующих основных принципах:

1. Система формирования и использования  персонала торгового предприятия должна быть подчинена общей стратегии его развития. Управление персоналом должно быть интегрировано со стратегией управления товарооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия.

2. В процессе управления персоналом  должна преследоваться цель стабилизации состава работников. С экономических позиций высокая текучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорого даже по отношению к рабочим специальностям, а опытных, высококвалифицированных специалистов и менеджеров заменить очень сложно (лишь первоначальная их подготовка в системе высшего образования обходится торговому предприятию в сумму, эквивалентную 10-25 тыс. долларов США).

3. В процессе управления персоналом  небольших магазинов (до 15 человек) следует отказываться от жесткой классификации работ. Наибольшая эффективность использования персонала таких магазинов достигается при совмещении профессий работников для обеспечения выполнения необходимого объема разных видов работ.

4. Отбор работников, на которых  намечено распространить гарантию  занятости в фиксированном периоде, должен осуществляться на конкурсной основе. В первую очередь этот принцип относится к наемным работникам — главным менеджерам и специалистам торговых предприятий, но может быть распространен и на квалифицированных продавцов по реализации товаров наиболее сложного ассортимента. В процессе конкурсного отбора предпочтение должно отдаваться работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к высокодинамичной конъюнктуре потребительского рынка.

5. В процессе формирования и  использования персонала необходимо  учитывать трудовую мотивацию основных работников и стремиться к ее реализации в рамках возможностей торгового предприятия. Формирование трудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников в условиях перехода к рыночной экономике, желание наемных работников к сотрудничеству и партнерству с владельцами предприятия на долгосрочной основе,

6.  В процессе управления персоналом  торгового предприятия должны    обязательно учитываться правовые нормы государственного регулирования занятости и оплаты труда. Это относится к порядку приема работников на работу, обеспечению соответствующих режимов и условий их труда, соблюдению минимальной границы заработной платы, обеспечению соответствующих социальных выплат и другим установленным правовым нормам в этой сфере.

Управление численностью и составом работников является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия.

Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация  затрат живого труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации. Реализация этой функции управления персоналом в наибольшей степени должна быть увязана с общей стратегией торгового менеджмента, т.к. сформированный на предприятии трудовой потенциал и будет обеспечивать осуществление всех стратегических целей и направлений его деятельности [15].

Управление численностью и составом персонала охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ (рис. 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Основное содержание и этапы реализации функции управления численностью и составом персонала торгового предприятия.

 

1. Проектирование трудовых процессов  на предприятиях предусматривает  определение общего объема работ и его распределение в разрезе отдельных групп исполнителей. На предприятиях торговли общий объем выполняемых работ определяется, прежде всего, планируемым объемом и составом розничного товарооборота, а также номенклатурой и объемом оказываемых ими дополнительных услуг покупателям. Определенное влияние на формируемый объем работ оказывают также размеры торговой площади и используемые торговые технологии (в первую очередь применяемый метод продажи товаров) [14].

Общий объем выполняемых работ должен быть распределен между отдельными группами исполнителей. Такое распределение основано на разделении труда, т.е. на относительном обособлении различных видов деятельности торгового предприятия. Основными видами разделения труда на предприятиях торговли являются функциональное, технологическое и квалификационное.

Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала — управления, торгово-оперативного и вспомогательного. На крупных торговых предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углубленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием.

Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям торгово-оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного торгово-технологических процессов.

Квалификационное разделение труда определяется различием работ, выполняемых на торговом предприятии, по уровню их сложности.

Глубина разделения труда на предприятиях торговли диктуется в первую очередь  их размерами и общим объемом  их деятельности. На небольших торговых предприятиях возможности разделения труда существенно ограничены, что определяет необходимость его совмещения при проектировании трудовых процессов.

2. Нормирование затрат труда  на выполнение отдельных работ  предусматривает разработку и использование на предприятиях торговли определенной системы норм труда. Эта система может включать: нормы численности, нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания.

Нормы численности определяют количество работников, необходимых для выполнения определенного объема работы. Такие нормы рекомендуется разрабатывать на крупных торговых предприятиях, имеющих широко диверсифицированную по регионам сеть магазинов одинаковой товарной специализации. Основным критерием дифференциации норм численности в этом случае может выступать объем товарооборота или размер торговой площади.

Нормы времени определяют необходимые затраты времени одного или группы работников на выполнение отдельных видов работ (в расчете на единицу работы). На предприятиях торговли такие нормы устанавливаются обычно на операциях вспомогательного торгово-технологического процесса (фасовка отдельных групп товаров, разгрузка отдельных видов транспорта и т.п.) Такие нормы выражаются в человеко-часах или человеко-минутах [21].

Нормы выработки определяют объемы работ в стоимостных или натуральных единицах измерения, которые должны быть выполнены одним или группой работников в течении определенного периода времени. Нормы выработки на предприятиях торговли устанавливаются обычно для основных профессий работников торгово-оперативного персонала (продавцов, контролеров-кассиров и т.п.).

Нормы обслуживания определяют необходимое количество единиц оборудования, площади, рабочих мест, которое должно быть обслужено одним или группой работников в течение смены или другого периода времени. На предприятиях торговли их устанавливают обычно для отдельных профессий вспомогательных работников (для механиков торгового оборудования, уборщиков и т.п.).

Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению использования кадров предприятия (на примере ООО «Вятский торговый дом»)