Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск и анализ существующих на предприятии ОАО «Башинформсвязь» проблем в условиях антикризисного управления, а также разработка управленческого решения по их устранению. Предметом исследования является анализ схем принятия решений в организации. Объектом исследования являются этапы разработки реализации решений.
Введение…………………………………………………………………………4
Раздел 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………...6
1.1. Характеристика и анализ объекта исследования………………...6
1.1.1. Характеристика объекта исследования ………………..6
1.1.2.Управленческий анализ…………………………………..8
1.1.3 Анализ внешней среды предприятия……………………10
1.2. Выявление и оценка проблемной ситуации………………………11
1.2.1. Выявление, формулировка проблем и формирование каталога проблем………………………………………………12
1.2.2. Анализ проблемной ситуации………………………….13
1.3. Формирование целей, критериев и ограничений ………………14
1.3.1. Формирование целей…………………………………...14
1.3.2. Формирование критериев……………………………...15
1.3.3. Формирование ограничений…………………………..16
1.4. Построение дерева решений……………………………..16
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………17
2.1. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении …………………………………………………………………....17
2.2. Метод анализа иерархий………………………………………….20
2.2.1. Сущность и задачи метода анализа иерархий………………...20
2.2.2. Выбор критерия эффективности решения …………………….30
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………34
3.1. Описание вариантов решения…………………………………….34
3.2. Анализ и выбор решения…………………………………………35
3.3. Организационное и информационное обеспечение управленческого решения…………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………....46
1) суммировать элементы каждой строки и нормализовать делением каждой суммы на суммы всех элементов. Сумма полученных результатов равна 1. Первый элемент результирующего вектора будет приоритетом первого объекта (в данном случае первого фактора) и т. д.;
2) суммировать элементы каждого столбца и получить обратные элементы этих сумм. Нормализовать их так, чтобы сумма равнялась единице, разделив каждую обратную величину на сумму всех обратных величин;
3) разделить элементы каждого
столбца на сумму элементов
этого столбца, т. е. нормализовать
столбец. Затем сложить элементы
каждой полученной строки и
разделить эту сумму на число
элементов в строке –
4) умножить п элементов каждой строки и извлечь из произведения корень п-й степени. Нормализовать полученные числа.
В общем случае, когда матрица М[п] содержит элементы согласованности суждений, указанные способы дают различные результаты векторов приоритетов
(факторов взвешивания).
6. Синтез приоритетов заключается в разработке глобального критерия оценки альтернативных вариантов решения на базе системы локальных приоритетов. Система локальных приоритетов – это совокупность векторов приоритетов по каждой матрице попарных сравнений. Один вектор приоритетов показывает значимость критериев и определяется по матрице попарных сравнений критериев. Остальные векторы приоритетов показывают значимость (результаты сравнения) вариантов по соответствующему критерию. Вектор приоритетов представляет собой нормализованный собственный вектор матрицы попарных сравнений.
Таблица 6 - Синтез локальных приоритетов альтернатив
A1 |
A2 |
A3 |
Компоненты вектора приоритета |
Нормативный вектор | |
А1 |
1 |
α12 |
α13 |
|
y1=а/s |
А2 |
α21 |
1 |
α23 |
|
y2=b/s |
А3 |
α31 |
α32 |
1 |
|
y3=c/s |
s= а+в+с |
7. После определения вектора приоритетов находят оценки согласованности мнений экспертов. Для этого определяется отношение согласованности локальных критериев. Расчет показателей согласованности выполняется следующим образом.
Определяется приближенная оценка главного собственного значения матрицы суждений. Для этого определяется сумма по каждому столбцу суждений, а затем сумма первого столбца умножается на величину первой компоненты нормализованного вектора приоритетов, сумма второго столбца – на вторую компоненту и т. д. Полученные числа суммируются, таким образом, получаемая величина λmах называется оценкой максимума (главного значения матрицы М). Это приближение используется для оценки согласованности суждений эксперта. Чем ближе λmах к n, тем более согласованным является представление в матрице М[n] суждений. Отклонение от согласованности называют индексом согласованности (ИС):
Теперь сравним эту величину с той, которая получилась бы при случайном выборе количественных суждений из нашей шкалы, и образовании обратно симметричной матрицы. Ниже даны средние согласованности для случайных матриц разного порядка.
Таблица 7 – Определение случайной согласованности
Размер матрицы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Случайная согласованность |
0 |
0 |
0,56 |
0,9 |
1,12 |
1,24 |
1,32 |
1,41 |
1,45 |
1,49 |
Если разделить ИС на число, соответствующее случайной согласованности матрицы того же порядка, получим отношение согласованности (ОС). Величина ОС должна быть порядка 10% или менее, чтобы быть приемлемой. В некоторых случаях допускается ОС до 20%, но не более, иначе надо проверить свои суждения.
8. После проверки согласованности
локальных приоритетов определяется
глобальный критерий для
Таблица 8 – Матрица глобальных приоритетов
k1 |
k2 |
k3 |
Глобальный приоритет | |
x1 |
x2 |
x3 | ||
A1 |
y11 |
y12 |
y13 |
|
A2 |
y21 |
y22 |
y23 |
|
A3 |
y31 |
y32 |
y33 |
|
Обобщенные веса или приоритетность объекта при их выборе равны сумме произведений локальных приоритетов каждого объекта по каждому критерию на значимость этого критерия.
Сравнивая полученные значения глобальных приоритетов, определяют рейтинг для всех стратегий. Высокий рейтинг будет соответствовать наибольшему значению глобального вектора приоритета или наиболее предпочтительной альтернативной стратегии. Оценить полезность вариантов выбора конкурентных стратегий можно с помощью нечеткой статистической теории принятия решений.
Основные этапы формирования и выбора конкурентной стратегии организации с использованием аналитических и процедурных методов, в частности, метода анализа иерархий, положенные в основу разработанной методики, представлены на рис. 5.
Достоинством предлагаемой методики выбора конкурентной стратегии является то, что метод МАИ в отличие от других экспертных дает возможность оценивать сразу и качественные, и количественные характеристики посредством перехода к безразмерным показателям. С помощью этого метода можно осуществлять поиск оптимальной конкурентной стратегии в любой рыночной ситуации, так как он позволяет сравнивать все факторы одновременно, определяя значимость путем сравнения попарно каждого с каждым. В результате определяется относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. При этом другие методы позволяют одновременно сравнивать, как правило, только по два фактора.
Рисунок 5 - Этапы формирования и выбора стратегии организации методом анализа иерархий (МАИ)
2.2.2. Выбор критерия эффективности решения
При рассмотрении различных вариантов решений, ведущих к достижению определенных целей, задача обычно формируется как необходимость достижения поставленной цели при оптимальных затратах. Между тем многогранность управленческой деятельности определяет необходимость определения как технико-технологических, так и социально-экономических, политических и прочих целей.
Поскольку одни и те же цели могут быть достигнуты при различной величине затрат, то в качестве основного показателя эффективности Э принимаемых решений может служить отношение получаемого в результате реализации решений эффекта, выраженного показателем степени достижения цели Y, к величине относительных затрат на достижение поставленных целей Z:
ггде |
Y |
- величина полученного эффекта, которая выражается показателем степени достижения поставленных перед коллективом целей; |
Z |
- величина относительных затрат
на достижение поставленных |
Помимо экономического важен социальный аспект эффективности принятия решений. Важно учесть: перспективную значимость решений, их возможный результат и последствия, уровень соответствия принятых решений задачам общественного развития. Следует предвидеть возможные последствия воздействия решений не только на непосредственных исполнителей, но и на широкие слои населения, изменения в их психологии, в образе мышления и поведении, стиле деятельности и т.д.
Анализ «стоимость-эффективность» проводится на основе двух глобальных критериев – доходов и издержек - Аi выгод и Аi затрат.
Отношения доходов к издержкам для каждой альтернативы позволяет ранжировать альтернативы как в традиционном анализе, основанном на сравнении доходов на единицу ресурса, потраченного на каждую альтернативу.
По формуле (*) рассчитывается эффективность всех альтернатив. Выбирается та альтернатива, которая обеспечивает большую эффективность при меньшей стоимости.
Необходимо сравнивать альтернативы друг с другом в отношении приращения выгод с приращением затрат. Для этого используется маржинальный анализ.
Необходимо проранжировать альтернативы по индексам в порядке возрастания эффективности. Затем рассчитать в соответствии с новым порядком альтернатив:
; ;
В результате предпочтение отдается альтернативе, обеспечивающей максимальное приращение выгод по сравнению с приращением затрат (издержек).
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
В проектно-расчетной части курсовой работы необходимо рассмотреть набор альтернативных решений – проектов, т.е. вариантов решения (устранения) выявленной ранее проблемы, для решения которой была сформулирована цель и предложены задачи (в аналитической части). Привести количественные характеристики вариантов решения, в т.ч. социально-экономические показатели, описать различия в схемах или процедурах предложенных решений.
Исходя из цели, критериев, ограничений можно предложить следующие варианты решения проблемной ситуации:
- Внедрение новых технологий услуг связи. Предлагается использовать новые технологии связи, например wi-fi связь. Но, так как существуют ограничения, и данный проект должен быть реализован в течении 9месяцев, территория покрытия новой услугой на этот срок уменьшается до центральных районов города Уфа. Показателями выполнения этого процесса будут выступать: покрытие территории новым видом интернета, измеренной в квадратных километрах; увеличение прибыли, за счет поступлений денежных средств от использования нового продукта в тысячах рублей.
- Новая тарификация. Создание новых тарифных графиков, более привлекательных для потребителей. Показателем выполнения будет служить количество подключений.
- Новые рекламные проекты. Улучшение рекламы, создание новых рекламных проектов для привлечения клиентуры. Показателями выполнения данного проекты будет количество новых подключений и прибыль от использования рекламируемого продукта в тысячах рублей.
Для проведения данного анализа будет использован метод анализа иерархий, описанный в части второй данной работы. Для реализации данного метода будет использован программный продукт MS Excel.