Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ розничного товарооборота и как такового розничного товарооборота настоящего предприятия, а конкретно компании ЗАО «Детский мир».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы розничного товарооборота торгового предприятия.
2. Рассмотреть структуру товарооборота и дать ему характеристику.
Введение 6
1. Теоретические основы розничного товарооборота торгового
предприятия
1.1. Структура товарооборота и его характеристика 9
1.2. Система показателей розничного товарооборота 18
1.3. Основные направления анализа структуры товарооборота
торгового предприятия 22
2. Оценка организационно-экономической деятельности
ЗАО «Детский мир»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Детский мир» 32
2.2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 60
3. Расчет экономической эффективности мероприятий по
увеличению розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
3.1. Разработка мероприятий и рекомендаций по
совершенствованию розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 67
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Приложения 102
Содержание
Введение 6
1. Теоретические основы розничного товарооборота торгового
предприятия
1.1. Структура товарооборота и его характеристика 9
1.2. Система показателей розничного товарооборота 18
1.3. Основные направления анализа структуры товарооборота
торгового предприятия 22
2. Оценка организационно-
ЗАО «Детский мир»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Детский мир» 32
2.2. Анализ розничного товарооборот
3. Расчет экономической эффективн
увеличению розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
3.1. Разработка мероприятий и рекомендаций по
совершенствованию розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 67
3.2. Расчет эффективности
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Приложения 102
Введение
Тема данной выпускной квалификационной работы – «Розничный товарооборот. Пути увеличения продажи товаров».
Поставленная тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление.
Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.
Основными задачами розничного товарооборота являются:
Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Розничный товарооборот используется для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. Розничный товарооборот используется для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. Развитие розничного товарооборота тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Закрытое Акционерное Общество «Детский мир».
Предметом исследования является разработка путей и мероприятий по увеличению продаж товаров на примере предприятия ЗАО «Детский мир».
Целью данной работы является изучение теоретических основ розничного товарооборота и как такового розничного товарооборота настоящего предприятия, а конкретно компании ЗАО «Детский мир».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы розничного товарооборота торгового предприятия.
2. Рассмотреть структуру товарооборота и дать ему характеристику.
3. Изучить систему показателей розничного товарооборота.
4. Ознакомиться с основными направлениями анализа структуры товарооборота.
5. Изучить организационно-
6. Проанализировать розничный товарооборот ЗАО «Детский мир».
7. Разработать мероприятия и рекомендаций по совершенствованию розничного товарооборота ЗАО «Детский мир».
8. Рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении рассмотрена актуальность выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе дана теоретическая информация о розничном товарообороте, описана структура и система показателей розничного товарооборота. Вторая глава содержит полную информацию об организационно-экономической деятельности предприятия ЗАО «Детский мир», его видах деятельности, целях и перспективах и непосредственно анализа розничного товарооборота ЗАО «Детский мир». В третьей главе дано описание расчетов экономической эффективности мероприятий по увеличению розничного товарооборота ЗАО «детский мир».
В заключении подведены все итоги и сформулированы основные выводы по данной выпускной квалификационной работе о деятельности предприятия в целом.
Информационная база исследования составлена на основе:
1. Закон о торговле. (Федеральный закон от 17 июля 2012 г. № 156 – ФЗ в части 4 ст. 4 – розничные рынки должны начать работать под крытым помещением с 1 января 2013 года).
2. Опорная документация, полученная от предприятия ЗАО «Детский мир» (Устав предприятия, Бухгалтерский баланс предприятия, Положение по персоналу, Должностные инструкции).
3. Дополнительная экономическая литература, состоящая из 43 источников.
Выпускная квалификационная работа состоит из 100 страниц компьютерного текста, 19 рисунков, 19 таблиц, 7 приложений.
Список использованной литературы содержит 43 источника.
1. Теоретические основы розничного товарооборота
торгового предприятия
1.1. Структура товарооборота и его характеристика
Под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.
Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия (рисунок 1).
Объем и структура товарооборота |
||||||
На уровне государства |
На уровне предприятия |
|||||
Показатель социально - экономического развития страны (региона) |
Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли |
|||||
Показатель объема деятельности предприятия и материализации покупных фондов населения |
Фактор формирования ресурсного потенциала предприятия |
|||||
Индикатор уровня жизни населения |
||||||
Показатель состояния денежного оборота |
||||||
Рисунок 1 – Значение показателя товарооборота на уровне
государства и отдельного торгового предприятия
На государственном уровне значение показателя «объем и структура товарооборота» состоит в следующем:
Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.
Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности, что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия. Значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы. Сравнительная характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивной и рыночной экономики приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика показателя товарооборота в условиях
государственно-директивной и рыночной экономики
Признак |
Государственно-директивная экономика |
Рыночная экономика |
|
Директивный: устанавливается высшими руководящими организациями |
Автономный: формируется предприятием самостоятельно |
|
Фиксированный |
Расчетный, ориентированный |
|
Основной, (исходящий) показатель, который определяет другие |
Производный от необходимого объема прибыли |
|
Валового показателя товарооборота |
Прибыли на рентабельность |
|
Тотальное планирование |
Экономическое регулирование |
|
Как однозначно установленной величины |
Многовариантный, оптимизационный |
|
Показатель исполнения плана товарооборота |
Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах |
Как показывает таблица 1, в условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия, но существенно изменяется его роль и функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных торговых предприятий и объединений высшими управленческими органами отраслевого управления; использование объема товарооборота и степени выполнение плана в качестве основного показателя премирование трудовых коллективов отрасли. Объем товарооборота потерял свое значение главного базового показателя, который играет определяющую роль по сравнению с другими показателями деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции предприятия. Проделанный таким образом план товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем и структура товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Тотальное планирование объемов товарооборота изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на объем и структуру товарооборота.
Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах:
В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды:
В состав оптового товарооборота входят продажа товаров с оптовых баз: розничным торговым предприятиям, предприятиям общественного питания, мелкооптовым торговым организациям, производственным предприятиям. Далее приведена таблица 2, в которой дана классификация оптового товарооборота:
Таблица 2 – Классификация оптового товарооборота
Классификация оптового товарооборота | |
Виды оптового товарооборота: |
Сущность данного вида: |
1 |
2 |
1. В зависимости от назначения оптовый товарооборот разделяется на: | |
Оптовый товарооборот по реализации |
Оптовый товарооборот по реализации – это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу. |
Внутрисистемный оптовый товарооборот |
Внутрисистемный оптовый товарооборот – это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутри рыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и прочим крупным коммерческим структурам. |
Оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот. | |
2. В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на: | |
Складской оптовый товарооборот |
Складской оптовый товарооборот – эта продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий. Так реализуют товары сложного ассортимента, требующие комплектования, доработки, подсортировки (швейные изделия, обувь, товары хозяйственного, культурно-бытового и спортивного назначения и др.), а также товары простого ассортимента. Другими словами, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в выполнении этой функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров. |