Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ розничного товарооборота и как такового розничного товарооборота настоящего предприятия, а конкретно компании ЗАО «Детский мир».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы розничного товарооборота торгового предприятия.
2. Рассмотреть структуру товарооборота и дать ему характеристику.
Введение 6
1. Теоретические основы розничного товарооборота торгового
предприятия
1.1. Структура товарооборота и его характеристика 9
1.2. Система показателей розничного товарооборота 18
1.3. Основные направления анализа структуры товарооборота
торгового предприятия 22
2. Оценка организационно-экономической деятельности
ЗАО «Детский мир»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Детский мир» 32
2.2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 60
3. Расчет экономической эффективности мероприятий по
увеличению розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
3.1. Разработка мероприятий и рекомендаций по
совершенствованию розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 67
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Приложения 102
Окончание таблицы 2
Транзитный оптовый товарооборот |
Транзитный оптовый товарооборот – это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. |
В свою очередь транзитный оптовый товарооборот подразделяется на: | |
1. Транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый) |
Торговое предприятие участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара. |
2. Транзитный товарооборот с участием в расчетах | |
Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляет оптовый товарооборот с участием в расчетах. |
Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:
1. Оптовый региональный
2. Межрегиональный товарооборот – реализация товара оптовым покупателям других регионов.
3. Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран.
3. Торгово - посреднический товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли – продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на торговом предприятии розничными или оптовыми покупателями.
В составе торгово-посреднического оборота выделяют:
Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:
1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:
1. Товарооборот торговой сети, в составе которой выделяется:
В оборот общественного питания включается стоимость проданной собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения. В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.
Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах – фактических продажных ценах включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.
Отличительная особенность хозяйственной деятельности общественного питания – это объединение в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления продукции. Сумма розничного и оптового товарооборота образует валовой товарооборот, т.е. полный объем производственной и торговой деятельности.
2. Продажи вне торговой сети
населения товаров
2. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:
3. В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:
4. В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:
Независимо от времени оплаты денег розничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям. Об этом свидетельствует рисунок 2.
Рисунок 2 – Структура розничного товарооборота
5. В зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:
При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.
1.2. Система показателей розничного товарооборота
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят:
- объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах,
- ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах),
- однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы),
- время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).
Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период.
По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.
Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.
Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах:
1. Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:
, (1)
2. Динамику роста товарооборота в сопоставимых ценах (ДТО) рассчитывают по формуле:
, (2)
3. Индекс цен рассчитывается по формуле:
Iцен = Цотч / Цбаз, (3)
где Цотч – цена в отчетном периоде,
Цбаз – цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.
4. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
, (4)
Дальнейший анализ общего объема товарооборота проводят по кварталам, что позволяет определить равномерность продаж на протяжении года и выявить степень удовлетворения покупательского спроса по сезонам.
При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:
, (5)
При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице.
Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и связанных с ним других показателей торговой деятельности предприятия. После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока и молочных продуктов, овощей, фруктов.
В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема товарооборота изучают ассортимент и структуру товарооборота. Успех деятельности торговой организации в значительной степени зависит от обоснованного формирования ассортимента товаров, соответствующего требованиям покупателей.
Ассортимент товаров – это перечень наименований товаров. Различают полный ассортимент (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент, а также основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, формирующие основную часть объема продаж торговой организации. Товары дополнительного ассортимента реализуются в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.
При анализе определяют коэффициент обновления ассортимента как отношение новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей.
Также при анализе определяют степень выполнения плана по ассортименту. Для расчета среднего процента по ассортименту необходимо разделить товарооборот, засчитанный в счет плана, на величину планового товарооборота. Выполнение плана по ассортименту не всегда означает выполнение плана по структуре.
Анализ товарооборота торгового предприятия по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, а также определение динамики структурных сдвигов. Результаты анализа используются для изучения влияния структуры товарооборота на основные показатели деятельности: валовой доход, издержки, прибыль и выявления соответствия структуры товарного предложения покупательскому спросу – и оказывают решающее воздействие на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
Анализ товарооборота по товарным группам и отдельным товарам ведется на основе данных квартальных и годовых отчетов о реализации товаров. Выявленные результаты позволяют определить положительные стороны работы, закрепить и развивать их в планируемом периоде, а также вскрыть недостатки и наметить мероприятия по их устранению на перспективу.
Установив изменения в структуре товарооборота, необходимо определить причины, вызвавшие изменения товарооборота. Это является важнейшим моментом анализа товарооборота. Здесь можно использовать формулу балансовой увязки показателей товарооборота:
31 + П = ТО + В + Е + У + 32, (6)
где 31 – товарные запасы на начало планируемого периода;
П – поступление товаров;
ТО – реализация (продажа) по общему объему и по отдельным товарным группам;
В – выбытие товара (возврат на склад или передача в другой отдел);
Е – естественная убыль;
У – уценка товаров;
32 – товарные запасы на конец периода.
Влияние на объем товарооборота показателей товарного баланса можно рассчитать балансовым методом путем исчисления разницы между фактическими и плановыми (базисными) величинами [33].
Анализ товарооборота завершается выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и изменений структуры реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль, и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.