Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ розничного товарооборота и как такового розничного товарооборота настоящего предприятия, а конкретно компании ЗАО «Детский мир».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы розничного товарооборота торгового предприятия.
2. Рассмотреть структуру товарооборота и дать ему характеристику.
Введение 6
1. Теоретические основы розничного товарооборота торгового
предприятия
1.1. Структура товарооборота и его характеристика 9
1.2. Система показателей розничного товарооборота 18
1.3. Основные направления анализа структуры товарооборота
торгового предприятия 22
2. Оценка организационно-экономической деятельности
ЗАО «Детский мир»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Детский мир» 32
2.2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 60
3. Расчет экономической эффективности мероприятий по
увеличению розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
3.1. Разработка мероприятий и рекомендаций по
совершенствованию розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 67
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Приложения 102
На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п.
Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности.
Информация для анализа рынка закупок может, получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.).
Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п. [8].
Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах.
В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.
Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.
2. Оценка организационно-
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Детский мир»
Универмаг «Детский мир» существует в г. Саратове уже более двадцати лет, он был открыт 14 февраля 1986 года. Юридический адрес ЗАО «Детский мир»: Российская Федерация, г. Саратов, проспект Кирова, д. 43.
Одной из ряда задач данного предприятия является не только удовлетворение современных потребностей потребителей, но и открытие новых сетей универмагов «Детский мир».
Основными видами деятельности ЗАО «Детский мир» являются:
1. Розничная и мелкооптовая торговля:
Розничная торговля товарами детского ассортимента – одеждой, обувью, игрушками, товарами для новорожденных, школьными и канцелярскими товарами является одним из основных видов деятельности ЗАО «Детский мир» (Приложение А). В том числе производится торговля товарами народного потребления промышленной группы, т.е. парфюмерией, косметикой, подарками, сувенирами.
В настоящее время в универмаге «Детский мир» насчитывается более 100 тысяч наименований товаров для детей. Ассортимент товаров (Приложение Д) на предприятии постоянно обновляется, так как это происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов.
2. Открытие новых комплексов-филиалов – это одно из перспективных направлений деятельности ЗАО «Детский мир». Следует отметить то, что уже открыты филиалы в городе Пугачеве (площадью 175 кв. м.) и Ртищево (площадью 249 кв. м.).
3. Сдача в аренду уже существующих помещений и т.п.
4. Спонсорская и благотворительная деятельность.
Собственная торговля в комплексах и секциях универмага «Детский мир» осуществляется двумя способами:
Розничная торговля является самым важным этапом торгово-технологического процесса. Посредством именно розничной торговли достигается главная цель деятельности торгового предприятия: реализация товаров народного потребления населению и получение прибыли.
Степень механизации и автоматизации торгового и управленческого процессов в ЗАО «Детский мир» высока и определяется следующими факторами:
Торговые залы (общая торговая площадь составляет более 10 тыс. м²., в том числе для торговли товарами для детей отведено около 3 тыс. м².) оснащены фирменным торговым оборудованием производства ООО «Коммитекс»: стеллажами, горками, островками, прилавками и т.д. Все оборудование гармонично вписывается в интерьер универмага.
Специализированное оборудование позволяет грамотно произвести размещение и выкладку товара с учетом общепринятых принципов стимулирования покупательского спроса. Стилизованное цветовое решение (сочетание оранжевого и серебристого цветов) ненавязчиво напоминает покупателям о принадлежности к группе компаний «АСТЭК-С», дарит хорошее настроение и позитивный настрой.
Рабочее место кассира оборудовано компьютером, сканером штрих-кода, фискальным регистратором, картридером, позволяющим считывать информацию с магнитных носителей (пластиковых банковских карт, дисконтных карт, подарочных сертификатов).
Организационная структура управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Организационная структура управления компании ЗАО «Детский мир» является линейно-функциональной. Организационная структура ЗАО «Детский мир» представлена на рисунке 4. Это связано с тем, что аппарат управления почти полностью перемещен в ОАО ПКФ «АСТЭК-С». В связи с этим в ЗАО «Детский мир» представлены только руководители низового и среднего звена (Приложение Г). Текущее управление финансово-хозяйственной деятельностью ЗАО «Детский мир» осуществляет управляющий. Торговую дирекцию возглавляет директор по торговле.
Помимо торговой дирекции, в состав подразделений ЗАО «Детский мир» входят инженерно-техническая группа, центральная касса, товароведы-бракеры. Таким образом, высший руководящий орган компании оставляет за собой право жесткого контроля над общекорпоративными вопросами стратегии развития, финансами, инвестициями.
Следовательно, для данной структуры управления характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления с централизованной деятельностью отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли. Все компоненты организационной структуры ЗАО «Детский мир» находятся в тесной взаимосвязи. На рисунке 5 показано, какие важнейшие управленческие решения принимаются Советом директоров, Малым и Исполнительным советами:
Рисунок 5 – Управленческие решения, принимаемые
на предприятии «Детский мир»
В настоящее время в ОАО ПКФ «АСТЭК-С» действуют более 120 внутренних нормативных документов, из них 47 регламентируют деятельность ЗАО «Детский мир». Все нормативные документы в ЗАО «Детский мир» можно условно разделить на три группы:
- общие;
- регламентирующие деятельность структурных подразделений;
- по кадровым вопросам (
- по административно-
Состояние товарных запасов на предприятии «Детский мир» имеет следующий вид, который представлен в виде рисунка 6, расположенный ниже [16, c 12 – 17].
Рисунок 6 – Доля товарных запасов универмага «Детский мир», тыс. руб.
Товарные запасы компании ЗАО «Детский мир» на протяжении 3-х лет постоянно увеличиваются, к концу 2009 года их величина составила 41 549,0 руб. По сравнению с 2008 годом товарные запасы выросли на 1,2 %.
Необходимо определить оборачиваемость товарных запасов предприятия по следующей формуле:
, (15)
Таким образом, оборачиваемость товарных запасов за 3 года вычисляется следующим образом:
1. В 2007 году оборачиваемость товарных запасов равна:
34 751,0 / (145 796,0 / 360) = 85 дней;
2. В 2008 году оборачиваемость товарных запасов равна:
29 516,0 / (156 562,0 / 360) = 67 дней;
3. В 2009 году оборачиваемость товарных запасов равна:
59 935,0 / (248 592,0 / 360) = 86 дней.
Оборачиваемость товарных запасов в днях уменьшилась в связи с увеличением товарооборота.
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход от деятельности предприятия, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.
Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные вне бюджетные фонды, т.е. налогового бремени.
В связи с увеличением товарооборота в 2009 году получена прибыль в размере 60 602,4 тыс. руб., в том числе:
Следом представлена таблица, в которой отражена динамика прибыли универмага «Детский мир».
Таблица 3 – Прибыль ЗАО «Детский мир»
за период 2007 – 2009 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Относительное отклонение (гр.4 – гр.2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Чистая прибыль
(плановая) |
9 122,1 |
11 100,6 |
58 990,7 |
+ 49 868,6 |
Чистая прибыль
(фактическая) |
11 456,0 |
13 387,0 |
60 602,4 |
+ 49 146,4 |
Чистая прибыль на 1 квартал 2010 года
(плановая) |
20 663,5 |
- | ||
Чистая прибыль на 1 квартал 2010 года
(фактическая) |
26 328,8 |
- |
Согласно таблице 3 чистая прибыль за 1 квартал 2010 года фактически составляет 26 328,8 тыс. руб., в то время как 2009 году за 1 квартал она составляла 19 663,5. Таким образом, сравнивая и сопоставляя данные 1 кварталов 2009 и 2010 гг. получаем следующий результат, что прибыль возросла на 6 695,3 тыс. руб., т.е. на 1,3 %.