Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;
• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;
• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;
• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.

Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8
1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………11
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Приватизация и разгосударствление.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5

1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8

1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8

1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10

1.3. Специфика осуществления приватизации  в странах с рыночной и переходной  экономикой……………………………………………………………11

2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18

2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18

2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19

2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24

3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь

3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28

3.2. Приватизация и  разгосударствление в Республике  Беларусь: состояние и перспективы  развития……………………………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 Курсовая работа посвящена исследованию процессов и результатов приватизации в странах Восточной Европы и латинской Америке.

 В работе рассмотрены  вопросы, касающиеся приватизации и разгосударствления: это понятие, цель приватизации, выгоды, которые приносит приватизация национальной экономике, процесс разработки и проведения различных приватизационных программ. Проанализирован опыт и результаты приватизации в Германии, Чехии и Мексике, изложены возможные варианты продолжения приватизации в Беларуси.

Курсовая работа состоит из 55    страниц, в ходе подготовки было использовано 57 источников.

  Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.

   Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.

  Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;

• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;

• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;

• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.

Объект исследования– разгосударствление экономики.

Предмет исследования– механизмы приватизации в межстрановом разрезе.

       В работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, логический метод, индукция и дедукция. Основным методом, использованным в данном исследовании, является системный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ОАО

- открытое акционерное общество

ЗАО

- закрытое акционерное  общество

ПИФ

- приватизационный инвестиционный  фонд

ГДР

- Германская Демократическая Республика

ФРГ

- Федеративная Республика Германии

ВВП   

- валовой внутренний продукт

УП

- унитарное предприятие

ИК

- имущественный комплекс

ИПЧ

-именные приватизационные чеки


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной задачей при  переходе к рыночной экономике является преобразование одного из базовых отношений  экономики - отношений собственности. Приватизация является одной из основополагающих реформ для экономического роста в будущем. От форм и темпов этого процесса во многом зависят интенсивность и глубина внедрения в хозяйственную практику всего спектра рыночных отношений. Мировой рынок, в общем, и рынок отдельной страны в частности, невозможен без многообразия форм собственности, каждая из которых показывает в условиях конкуренции свою жизнеспособность и избирает те сферы деятельности, где она обеспечивает наивысшую эффективность.

Центральным звеном экономической реформы является преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации.

XX столетие, как никакое  другое в экономической истории,  было отмечено масштабными и  неоднозначными процессами в развитии системы отношений собственности. В том или ином объеме правительствами подавляющего большинства стран мира независимо от их идеологических и политических убеждений проводилась приватизация. Более 80-ти стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Довольно успешно были реализованы приватизационные программы лейбористскими правительствами в Австралии и Новой Зеландии, популистскими и социал-демократическими правительствами в Аргентине и Мексике. Приватизация стала важным фактором развития новых индустриальных стран Азии - таких, как Малайзия, Сингапур, Таиланд. Для бывших социалистических стран Восточной, Центральной Европы, СССР, приватизация была и остается одним из ключевых элементов системной экономической трансформации. Элементы приватизационного процесса можно наблюдать даже на Кубе, где была денационализирована часть национальной телефонной сети, и в Китае, который широко открыл двери иностранному капиталу, создавая концессии для привлечения инвестиций в инфраструктуру.

В таких странах, как Германия и Чехия благодаря приватизации произошло быстрое оздоровление экономической ситуации в стране, рост продуктивности экономики и была создана благоприятная база для последующих инвестиций и, как следствие, стремительно возрос уровень жизни людей, в других наоборот, так в Беларуси первые шаги сулили благоприятный исход, но в связи с появлением потухающей приватизации, ее первоначальным задумкам и преимуществам так и не суждено было сбыться, хотя на примере Мексики можно отметить, что не всегда быстрая приватизация является залогом успеха. Выверенные и грамотные  экономические шаги, продуманная программа, растянутая на длительный период, тоже является залогом к успеху. Опыт приватизации в Чехии будет полезен для Беларуси, так как она одна из тех стран, где бесплатная приватизация имела положительные результаты. А на опыте приватизации в Германии и Мексике, Беларусь может определить какой временной интервал позволит улучшить социально-экономическое состояние в стране.

Пик приватизационной волны  пришелся на первую половину 90-х годов. Общая стоимость предприятий, приватизированных во всем мире к середине 90-х годов, оценивалась в 468 млрд. долл.[1, с.13]

Актуальность выбранной  темы обусловлена необходимостью проведения более эффективного процесса приватизации в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы – проанализировать результаты приватизации в странах Восточной Европы и  Латинской Америки и на основе этого опыта  определить оптимально возможные пути завершения приватизации в Республике Беларусь.

Для достижения цели решены следующие задачи:

  1. раскрыта экономическая сущность разгосударствления и приватизации;
  2. показана специфика приватизации в странах с переходной экономикой;
  3. проведен анализ приватизационных программ в странах Восточной Европы и Латинской Америки;
  4. исследованы возможные пути продолжения приватизации в Республике Беларусь.

В первой главе, рассматривается  экономическое содержание разгосударствления и приватизации. Разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики. Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Вторая глава  более подробно раскрывает особенности приватизации в Восточной Германии, Чехии и Мексике. Каждая страна выбрала разные подходы к приватизации, так в Чехии уделялось большое значение безвозмездной приватизации, Германия отказавшись от бесплатной приватизации, основной задачей поставило временные рамки. Мексика, в свою очередь, опиралась не на быструю или же бесплатную приватизации, а сделала упор на долгий и планомерный процесс приватизации, который в стране занял почти 20 лет. Но, не смотря на столь разные модели приватизации, каждая из выше перечисленных стран добилась больших успехов в этом процессе, совершила экономический рывок и сейчас являются одними из флагманов среди стран своего региона.

Третья глава посвящена  приватизации в Республике Беларусь. Отдельное внимание уделяется нормативно-правовой базе, регламентирующей процесс приватизации и разгосударствления. Также, я более детально остановился на состоянии процесса приватизации, который начался еще в 1991 году и далек от своего завершения.

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение  изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

1. РЕФОРМИРОВАНИЕ  СОБСТВЕННОСТИ: РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ

1.1. Сущность разгосударствления

 

Под разгосударствлением  следует понимать процесс устранения государственного монополизма в  экономике, формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализации  управления ею, освобождения государства  от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - смену форм и содержания отношений собственности.[11, с 84].

        Разгосударствление не означает, что государство перестает играть

важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство  остается структурным элементом  смешанной экономики.

В современной экономической  литературе встречаются различные определения разгосударствления, но, в общем, они схожи. Разгосударствление – форма превращения государственной собственности в другие, менее обобществленные, где непосредственно соединяются средства производства и рабочая сила (в коллективную, частную, личную). Формами разгосударствления могут быть аренда, выкуп, создание ассоциаций, акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий и др. С помощью разгосударствления создается экономическая систем с множественностью форм собственности и хозяйствования [11, с51].

Разгосударствление –  процесс высвобождения предприятий  от непосредственного управления государством. Такие экономисты как Иохин В. Я.  выделяют 3 вида разгосударствления:

  1. сохранение функции государственных органов по непосредственному управлению предприятием;
  2. преобразование государственной собственности в предприятия других форм собственности (в акционерные общества, паевые товарищества, кооперативы);
  3. преобразование государственной собственности в частную [11,с 53].

        Процесс разгосударствления, как правило, сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами  разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания  и расширение сферы деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для  их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

1) снятии различного  рода запретов и устранении  барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

2) о диверсификации  производства и продаж, в результате  чего растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать  на самые разные рынки.

Государство поощряет также  малый бизнес (через налоговые  льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Информация о работе Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация