Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;
• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;
• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;
• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8
1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………11
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одним из способов разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
И еще один способ разгосударствления
– это денационализация государственной
собственности, которая в подавляющей
своей части носит
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении
собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
1.2. Сущность приватизации
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц[13, с 85]
В настоящие время в странах с развитой рыночной экономикой приватизация определяется как практика передачи в частный сектор (компаниям и частным лицам) государственных предприятий или смешанных компаний с преобладанием государственным участием в капитале, что равносильно их денационализации.
В отечественной экономической литературе встречаются различные определения процесса приватизации. Ряд белорусских авторов, Бормов Е.Ф., Волков Ф.М., в большей или меньшей степени склоняются в формулировке, которая дана в статье 1 закона О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ от 19 января 1993г., где этот процесс определяется как “приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству”.[5, с 6]
Принципиально иной позиции придерживаются такие российские ученые, как Р. Жуков и Г. Лебедев, которые под приватизацией понимают процесс передачи собственности граждан, находящейся в руках государства, в правовое владение самим граждан.[11 c.6]
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
1) сокращение задолженности государственного сектора;
2) развитие рынка;
3) стимулирование
4) формирование слоя
мелких и средних
5) расширение индивидуальных свобод;
6) развитие народного капитализма;
7) ослабление профсоюзов.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Приватизация в узком смысле – преобразование государственной собственности в частную, в широком смысле – это процесс сокращения вмешательства государства в экономику, повышение эффективности работы частного сектора, проведение политики его развития. Некоторые экономисты приватизацию определяют как реформирование отношений собственности, направленное на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные.
Субъектами приватизации выступают граждане, их объединения, трудовые коллективы; негосударственные юридические лица, а также государство в лице органов управления его имуществом.
Объектами приватизации могут быть:
- предприятия; организации
производственной и
- имущество непроизводственного значения;
- приватизируемая доля стоимости государственного имущества.
Приватизация осуществляется в следующих формах:
- продажа (выкуп): продаются
небольшие предприятия и
- безвозмездная передача или продажа за символическую плату, это, в частности, касается некоторых физически или морально устаревших производств;
- образование акционерных
обществ с продажей акций
- сдача в аренду с последующим выкупом.
Из сказанного выше следует, что приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Надо исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные конкурировать между собою и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным [2, с.342].
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В последние годы этот процесс охватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило кризисное состояние экономики, признание факта, что рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.
1.3. Специфика осуществления
В странах с переходной экономикой приватизация выступает как развитие нового частного сектора (green-field privatization) и как преобразование государственной собственности (отчуждение в пользу граждан и юридических лиц). Формируя в экономике частную форму собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.
Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетов в каждой конкретной стране. Весь спектр методов можно свести к двум моделям: денежная приватизация и неэквивалентная приватизация.
Денежная приватизация оправдана в случае, когда предприятия могут быть быстро проданы. Разновидности данной формы приведены на рисунке 1.1.
С 1990 года доходы от приватизации в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития составили 600 млрд. долларов, или 2,7 % суммарного ВВП этих стран за тот же период. Например, в Венгрии эта величина достигла 27 %. Более двух третей этого объема было получено в странах ЕС. На долю таких стран, как Италия, Австралия, Франция, Япония и Испания, приходится около 60 % доходов, полученных от приватизации.
Рисунок 1.1 – Денежная приватизация и ее разновидности
Примечание – Источник: [3, с. 47]
Приоритет денежной приватизации был отдан в Румынии. На первоначальном этапе она затронула 70 % подлежащей приватизации собственности. В восточных землях Германии осуществлена также преимущественно платная приватизация. В Болгарии 5 из 18 % приватизированных материальных долгосрочных активов приходится на процедуры денежной приватизации. Постоянно возрастает доля денежной приватизации в Польше. В России денежный этап приватизации начат с 1995 года.
Главным направлением перехода к многообразию форм собственности в случае денежной приватизации во многих странах является непосредственная продажа государственного имущества, а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные варианты стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
Разновидностью прямой продажи является размещение акций государственных предприятий на фондовой бирже, непосредственно на предприятии или в инвестиционном фонде. Однако возможности использования этого способа приватизации тесно связаны со степенью развитости фондовых бирж.
К сожалению, в Беларуси, как и во многих странах с переходной экономикой, они находятся в начальной стадии становления. Следует также отметить, что такая приватизация и при наличии развитых фондовых структур приемлема только в отношении стабильно работающих предприятий, имеющих свой имидж.
Положение в Республике Беларусь осложняется и тем, что большинство промышленных предприятий требует структурной перестройки. В случае необходимости ее проведения размещение акций на бирже, как правило, приводит к дисперсии собственности, что не создает заинтересованности у новых собственников в осуществлении необходимых преобразований.
Существуют различные способы приватизации, основанные на неэквивалентной форме. Различия их состоят в том, что некоторые предусматривают передачу имущества государственных предприятий на льготных условиях оценки стоимости или за небольшую плату, прежде всего, из прибыли предприятия, в собственность трудовым коллективам (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Неэквивалентная приватизация и ее разновидности
Реализация государственной
собственности трудовым коллективам
обеспечивает достаточно высокую степень
адаптации к требованиям держат
Существует также способ, который предполагает бесплатную передачу государственного имущества, раздачу его гражданам республики при помощи приватизационных чеков, ваучеров, купонов, бонов в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу. Необходимость его использования предопределяется несопоставимостью стоимости приватизируемой собственности и объемов частных накоплений.
Ваучерная приватизация призвана избежать или, по крайней мере, смягчить проблемы, возникающие в ходе прямой продажи государственной собственности. Это наиболее быстрая приватизация, которая может стимулировать формирование новых собственников, заинтересованных в развитии рыночных отношений, и оказать положительное влияние на развитие рыночных институтов. Можно выделить различные варианты ваучерной приватизации. Так, по степени централизации управления этим процессом способы приватизации варьируются от жесткого контроля со стороны правительства, определяющего конкретные предприятия, подлежащие приватизации, и порядок ее проведения (Румыния, Польша), до свободного создания частных фондов и их конкуренции за получение от населения ваучеров в обмен на акции фондов (Чехия, Словакия).
По правилам оборота
акций и других сертификатов можно
выделить многочисленные варианты: от
полного запрета на их продажу
в течение определенного период
Следует отметить и различия в правах граждан при реализации ваучеров. В некоторых вариантах гражданам разрешалось обменивать их как непосредственно на акции предприятий, так и через инвестиционные фонды (Польша). В Румынии инвестирование ваучеров непосредственно в предприятия было запрещено.
Практике известен также способ приватизации, основанный на реституции и компенсации. Данный способ приватизации широко использовался в Болгарии, Чехии, применялся он также в Венгрии и Восточных землях Германии.
Каждый из рассмотренных подходов к приватизации имеет как достоинства, так и недостатки. Например, приватизация методом купли-продажи объектов:
- обеспечивает появление реальных собственников, обладающих знаниями и желанием управлять предприятиями эффективно и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
- уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
- предоставляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит, и получить значительные доходы;
- дает возможность
частично погасить внутренний
государственный долг, способствует
финансовому оздоровлению
Однако ориентация только на продажу объектов государственной собственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у внутренних инвесторов (населения и предприятий), и приватизация может затянуться на многие годы. Прямые продажи успешны также лишь в случае наличия развитых институтов рынка и крайне проблематичны в иных ситуациях.
Информация о работе Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация