Роль розничной торговли в современном экономическом развитии Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

В экономической литературе всегда уделялось большое внимание исследованию различных отраслей материального производства. В последнее время в связи с финансово-экономическим кризисом возрос интерес к проблемам финансов. Гораздо меньшее место в экономических работах занимают вопросы развития сферы обращения, в том числе розничной торговли. Между тем в этом секторе экономики, играющем огромную роль в реализации товаров и экономическом развитии в целом, происходят крупные изменения, заслуживающие специального анализа.

Вложенные файлы: 1 файл

Бирюкова_ВКР!!!.docx

— 849.54 Кб (Скачать файл)

В таблице 1 и рисунке 1, построенном на основе данных из таблицы, приведен ВВП Великобритании за 1970-2011 годы. (см. Приложение 1 и 2). Исходя из таблицы ВВП страны увеличивается и за 30 лет данный показатель вырос с 124 млрд. долл. до 2429. Максимальное значение данного показателя было достигнуто в 2007 году (2813), а самое значительное падение ВВП наблюдается в 2008-2009 г.г., что связано с мировым финансовым кризисом 2008 года. До сих пор Великобритании не удалось достичь максимального значения ВВП, продемонстрированного в 2007 году, что означает, что страны мира не до конца справились с последствиями кризиса.  При этом доля в мировом ВВП в течение всего периода колеблется, достигнув своего пика в 2004 году, и после наблюдается спад.

На рисунке 2 представлена динамика ВВП на душу населения в Великобритании по сравнению с остальным миром 1970-2011 год. (см. Приложение 3).  Данный показатель в Великобритании показывает устойчивый рост, достигая своего максимума в 2007 году, и, также как и объем ВВП, после идет на спад. При этом доля ВВП на душу населения в мире также демонстрирует увеличение, но его рост гораздо ниже, чем в Великобритании. При этом ВВП на душу населения в Великобритании также растет быстрее, чем в целом по миру.

На рисунке 3 (см. Приложение 4) приведены данные о темпе роста ВВП Великобритании и в мире за тот же период. Данный показатель в Великобритании, как и во всем мире, колебался на протяжении всего периода. В 2009 году наблюдается значительный спад. Темп роста в Великобритании в среднем выше, чем во всем остальном мире.

В таблице 2 и на рисунке 4 приведена динамика добавленной стоимости внутренней торговли в Великобритании 1970-2011гг. (см. Приложение 5 и 6). На протяжении этого периода данный показатель в Великобритании также имеет положительную тенденцию, но в 2009 и 2010 году значительно сокращается. При этом в 2011 году увеличивается вновь и достигает своего максимума.

Для точного измерения объема продаж используют потребительские расходы. В таблице 3, а так же на рисунке 5 приведены потребительские расходы Великобритании в период с 1970 по 2011 годы. (см. Приложение 7 и 8). Потребительские расходы Великобритании  имеют положительную тенденцию, аналогичную росту показателей ВВП и добавленной стоимости Великобритании, увеличившись за 30 лет  с 98 до 2104 млрд. долл. Максимальное значение было достигнуто в 2007 году, далее в период кризиса потребительские расходы снижаются, но далее следует увеличение данного показателя на протяжении последних нескольких лет. На рисунке 6 (см. Приложение 9) демонстрируется рост потребительских расходов на душу населения с максимальным значением в 2007 году и последующим резким спадом и затем небольшим увеличением.

Доля потребительских расходов в ВВП  и темпы их роста изображены на рисунках 7 и 8 (см. Приложение 10 и 11). Эти показатели колеблются на протяжении 30 лет в обратными тенденциями, доля потребительских расходов в ВВП с положительной, а темпы роста потребительских расходов с отрицательной, соответственно.

Согласно статистическим данным («Офис фо Нэйшнл Статистикс» (Office for National Statistics) - Управление национальной статистики), а так же данных указанных выше, увеличение объема продаж британских компаний розничной торговли в период с 1993 по 1997 годы составил 9%15. Для британской экономики существующий потребительский сектор имеет важное значение, потому замедление здесь скажется достаточно негативно на ВВП. На рисунке 9 приведены данные о розничных продажах в Великобритании в период с 1996 года по 2010.16 (см. Приложение 12)

При расчете ВВП учитываются потребительские расходы, таким образом, ВВП напрямую зависит от потребления и, соответственно, от объемов розничной торговли. Следовательно, стимулирование розничных продаж является одной из мер стимулирования роста ВВП. (см. Приложение 13)

Розничный сектор торговли в экономике Великобритании является крупнейшим частным работодателем, работающие у которого составляют около 10% от общей занятости (чуть более 3 млн. человек). За последние несколько лет, данный рынок остается более или менее стабильным. Тем не менее, около 48 000 рабочих мест подверглись сокращения с сентября 2008 года по март 2009 года, что равнялось 1,6% от общего объема рабочей силы, задействованной в розничном сегменте торговли Великобритании.17 Ожидается, что в Великобритании к 2017 году будет создано 214 000 новых рабочих мест в отрасли розничной торговли, а еще 1,2 млн. рабочих мест должны быть заполнены теми людьми, которые покинули данный сектор экономики в период кризиса; это означает, что общее количество рабочих мест колеблется в районе около 1,4 млн, на крупные предприятия приходится около 65% всех рабочих мест в розничной торговле, доля средних предприятий составляет около 6%.18

Рост Интернет торговли будет оказывать соответствующее влияние, как на всю розничную торговлю, так и на сферу занятости в ней. Проблема Интернет-торговли и ее влияние на сектор розничной торговли в Великобритании будет рассмотрена в следующих главах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Появление Интернета и его внедрение в розничную торговлю Великобритании

 

    1. Направление развития розничной торговли

 

«Розничная торговля, которая уже насчитывала сотни лет к моменту наступления эры бурного развития Интернета,  достигла своего пика. Это была отлаженная машина, доказавшая свою эффективность. Были созданы различные форматы торговли: дискаунтеры, гипермаркеты, каталожная торговля. Поведение покупателей было хорошо изучено и торговые компании очень эффективно управляли этим бизнесом, потому что они понимали ход мысли покупателя,  поведение покупателей в магазине, знали, каким образом построить полку, как подать высокомаржинальные товары, каким образом предложить аксессуары. Торговля была развитой отраслью индустрии.»19

В настоящее время в розничной торговле происходят глобальные перемены, связанные с активным развитием Интернета. По сути это можно назвать Третей Революцией в Ритейле за последние 50 лет.

Первым важным этапом может считаться появление в середине прошлого столетия магазинов самообслуживания, когда все товары стали выкладываться в свободный доступ в торговом зале. Этому способствовало развитие технологий по производству и упаковке продуктов питания, которые покупатели теперь самостоятельно выбирали в торговом зале и затем оплачивали на кассе супермаркета (convenient shopping).

Вторым событием стало появление таких форматов, как гипермаркеты и шоппинг моллы, где покупатели смогли делать покупки всех товарных групп в одном месте (destination shopping). В таких случаях часто за покупками отправляются всей семьёй, делая запасы на целую неделю. Массовое распространение автомобилей и  возможность длительного хранения продуктов питания явилось причиной успешного развития данных форматов розничной торговли.

Изменения, которые происходят сегодня в розничной торговле, считаются ещё более глобальными. По сути, происходит переход центра принятия решения по выбору, покупке, способу доставки и даже иногда дизайна, функциональности товара от торговых компаний к покупателям.

Ключевая причина - полный и постоянный доступ потребителей к информации, благодаря бурному росту Интернета, при этом имеющего широкую пропускную способность.

За несколько последних десятилетий произошел резкий скачек в развитии технологий.

Основные тренды технологического развития:

    • Глобальная интеграция
    • Развитие сетевых технологий
    • Распространение широкополосных каналов связи

В результате развития этих технологий произошли изменения, приведшие к глубокой интеграции электронных и физических операций. Со временем эти изменения стали все глубже и глубже проникать в экономику. Сначала, в конце 1990-х годов появились электронные продукты и элементы электронной инфраструктуры (телекоммуникационные средства, соответствующее программное обеспечение). Потом, в 2000-х годах люди обратили внимание на возможности использования Интернета для продвижения продуктов и осуществления транзакций, что вызвало возникновение электронной коммерции. Наконец, в 2010-х, происходит преобразование бизнес моделей в соответствии с последними трендами развития технологий.

Необходимо отметить, что по объему продаж через Интернет Великобритания находится на первом месте в сравнении с другими странами Европы.20

На рисунке 13 (см. Приложение 16), показано, что Великобритания –лидер по объему Интернет-продаж в Европе. Такой результат достигнут не случайно, так как покупательское поведение жителей стран Европы имеют разное формирование. 

«Великобритания, будучи промышленно-торговым гегемоном, еще в 18 веке достигла очень зрелого эволюционного развития ритейла к настоящему моменту. Ритейлеры, находясь в высоком конкурентном поле, изобретали все новые и новые изощренные способы привлечения клиентов в свои торговые точки и стимулировали клиентов на совершение покупки именно у них. Многообразие предложений избаловало покупателя и выработало привычку к поиску наиболее выгодных условий и предложений, идеально подходящих для себя. Например, покупая одну вещь, вторую можно было получить в подарок, или,  широко распространялись так называемые, bundles – связанные покупки, когда покупая одну вещь, можно было получить скидку на аксессуары или дополнения к ней, таким образом, покупать весь комплект в одном месте становилось выгоднее. Таким образом, розничная торговля Великобритания стала постепенно тяготеть к формату дискаунтеров. Основной слоган ритейлеров в Соединенном Королевстве – каждый день низкая цена! (everyday low price!). Соответственно, когда произошло проникновение Интернета  в торговлю, британцы перенесли свою привычку искать подходящее им предложение в Интернет – это значительно экономило время и силы, потраченные на предполагаемый поиск.  Такие факторы как доступ к информации и возможность поиска подходящего именно тебе и одновременно выгодного с точки зрения цены варианта сильно повлияли на увеличение процента проникновения продаж через Интернет в Великобритании.   

Интересно сравнить Великобританию  в этом аспекте с другими странами. Например, странами южного типа, такими как Испания, Италия. Жители этих стран  имеют другие покупательские привычки и особенности. Покупатели этих стран имеют более спонтанный характер покупок. Также, если сравнивать эти страны с Англией,  в которой исторически развивались и набирали обороты мощные консолидированные игроки рынка ритейла, то в странах южного типа сохранилась значительно большая фрагментация рынка, насыщенность небольшими игроками, локальными сетями. Соответственно, товары покупались в удобном месте, в любом районе и, в конце концов, у знакомого ритейлера, продавца, с которым можно пообщаться о жизни в процессе покупки. Так формировалась привычка покупать у “своих“,  шоппинг – как элемент образа жизни и  возможность общения. Поэтому процент проникновения Интернет покупок в таких странах пока меньше.  

Если сравнивать Великобританию с Францией, то Франция больше похожа на нее, так как является родиной гипермаркетов. «Касино»  (Casino), «Ашан» (Auchan), «Карфур» (Carrefour) – большие сети, именно они приучили французов ездить за покупками за город, преодолевать большие расстояния для получения выгодной цены.   Когда у покупателей открылась возможность получения аналогичной цены в Интернете, они начали этим активно пользоваться и процент проникновения Интернета активно увеличился.  

Германия по праву считается родиной дискаунтеров, многие, такого рода форматы, были созданы в этой стране. При этом надо учесть, что    с одной стороны, немцы достаточно экономны, но, с другой стороны они ценят качество и дополнительные возможности, такие, как сервис. Поэтому там процент покупок онлайн против офлайн более сбалансирован. 

Таким образом, на данный момент в Европе именно  в  Соединенном Королевстве  совершается наибольшее количество покупок через Интернет.  Наш анализ подчеркивает, что сложившиеся привычки покупательского поведения очень тесно взаимосвязаны с объёмом продаж в Интернете.  Именно этот фактор вывел Великобританию на первое место в Европе.

Развитие Интернет эры привело к появлению новых форм торговли. Прототипом зарождения Интернет магазинов стала каталожная торговля.  Каталоги приобрели электронную форму. Теперь   товары можно заказывать в Интернете, используя электронный каталог. Как следствие,  появляется класс онлайн магазинов, когда товары известных марок можно приобрести через онлайн витрину.»21

Все большее количество новых предприятий розничной торговли используют современную бизнес модель – онлайн ритейл. «Онлайн ритейл – это розничная продажа товаров через сеть Интернет с помощью создания Интернет-магазинов.»22 Онлайн ритейл показывает устойчивый рост на протяжении последних нескольких лет, за 2010 год сектор вырос на 15.8%  и составил 38.3 млн. долл.23 (Приложение 17)

Онлайн-торговля в Великобритании занимает 10% в общем обороте розничной торговли, для сравнения в Германии около 8%, в США – 6,5%24. Однако, в отличие от Великобритании, в Европе есть страны, в которых не так сильно развита Интернет-торговля, и ее доля в общем обороте сопоставима, колеблется в районе 1,2 % - в Италии, 1,3 % - в Испании25.

«Интернет дает возможность получения огромного количества информации. Потребители оказались в новой для себя ситуации, когда они начали получать, информацию о товарах не только от ритейлеров. Ранее для того, чтобы узнать о том, что ему конкретно нужно для удовлетворения определенных потребностей покупатель шел в магазин, получал консультацию продавца, рассматривал товар на полке и только после этого  принимал решение о покупке товара. Ритейл управлял и держал под контролем этот процесс. После вхождения Интернета в обыденную жизнь,  постепенно началось заполняться его информационное пространство. Появились первые ревью, отзывы о товарах, форумы, где можно было пообщаться с незнакомыми людьми и спросить мнения и совета покупателей, уже имеющих опыт использования того или иного продукта.  Тем самым покупатель научился формировать собственное мнение, не основанное на влиянии розничных продавцов, маркетологов. Это существенно изменило ситуацию в индустрии розничной торговли.»26

Информация о работе Роль розничной торговли в современном экономическом развитии Великобритании