Рынок транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

риоритетной отраслью экономики становится транспорт, а транспортный ресурс - один из ведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современной экономики характерна все большая транспортная зависимость. В связи с переориентацией экономики развитых стран, - с производственного спроса на потребительский, за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Как показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости располагается в такой последовательности: продовольственные товары - жилье - транспорт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3-4

Глава 1. Роль транспортного комплекса в экономике Республики Казахстан
Место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения…….5-8
Транспорт – отрасль инфраструктуры мирового рынка и транспортное обеспечение внешнеторговых операций…………………………………….8-10
Роль транспортного комплекса в экономике Казахстана……………...10-11

Глава 2. Транспортный комплекс Казахстана: общая характеристика, развитие и современное состояние.
2.1 Общая характеристика транспортной системы Казахстана.…………..12-20
Современное состояние железнодорожного транспорта в Республике Казахстан………………………………………………………………….20-22
Автомобильный транспорт: развитие и тенденции…………………....22-24

Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса республики (на примере железнодорожного транспорта – как наиболее приоритетного для Республики Казахстан).
3.1. Стратегические цели транспортной политики и ее задачи……………...25-28
3.2. Развитие мультимодальных перевозок. Транзитные перевозки и межрегиональное сотрудничество…………………………………………….28-29


Заключение…………………………………………………………………30-31

Список использованной литературы……………………………32-33

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок транспортных услуг.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)


Содержание 

 

 

Введение…………………………………………………………………….…..3-4

 

Глава 1. Роль транспортного комплекса в экономике  Республики Казахстан

    1. Место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения…….5-8
    2.    Транспорт – отрасль инфраструктуры мирового рынка и транспортное    обеспечение внешнеторговых операций…………………………………….8-10
    3.      Роль транспортного комплекса в экономике Казахстана……………...10-11

 

Глава 2. Транспортный комплекс Казахстана: общая характеристика, развитие и современное состояние.

2.1     Общая  характеристика транспортной системы Казахстана.…………..12-20

    1. Современное состояние железнодорожного транспорта в Республике Казахстан………………………………………………………………….20-22
    2. Автомобильный транспорт: развитие и тенденции…………………....22-24

 

Глава 3. Перспективы  развития транспортного комплекса республики (на примере железнодорожного транспорта – как наиболее приоритетного для Республики Казахстан).

3.1. Стратегические цели транспортной  политики и ее задачи……………...25-28

3.2. Развитие мультимодальных  перевозок. Транзитные перевозки и межрегиональное сотрудничество…………………………………………….28-29

 

 

Заключение…………………………………………………………………30-31

 

Список  использованной литературы……………………………32-33

 

 

 

 


 

 

Введение

 

Приоритетной отраслью экономики  становится транспорт, а транспортный ресурс - один из ведущих ресурсов его производственного  потенциала, поэтому для современной экономики характерна все большая транспортная зависимость. В связи с переориентацией экономики развитых стран, - с производственного спроса на потребительский, за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Как показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости   располагается   в   такой   последовательности: продовольственные товары - жилье - транспорт.

Все более возрастают международные  транспортные связи. Международные грузовые перевозки составляют 65-90% общего грузооборота индустриальных стран. Транспорт является необходимым условием производства материальных благ. Он играет важную роль в развитии экономики в целом и каждого предприятия в отдельности. Как отрасль народного хозяйства транспорт тесно взаимодействует со всеми другими его звеньями.

Потребность в транспорте возникает  как при изготовлении продукции, так и при перемещении ее из пунктов производства в пункты потребления. В первом случае - в качестве органически неотделимого элемента самого производства, обеспечивая его технологические нужды. Такой транспорт называют внутрипроизводственным. Во втором   случае   транспорт перемешает различные виды сырья, топлива, материалов и готовой продукции между производителями и потребителями. Такой транспорт называют транспортом общего пользования, или транспортом сферы обращения.

Транспорт не создает новых материальных ценностей, а лишь перемещает готовую  продукцию к местам ее потребления. В процессе перемещения, как правило, не изменяются вещественные характеристики и качество перевозимых грузов. Однако, транспорт, осуществляя перевозки, производит важную материальную перемену - перемену местонахождения продукции по отношению к потребителю.

Осуществляя перемещение грузов и пассажиров, транспорт выполняет определенную работу, которая зависит не только от количества тонн перевезенных грузов и числа перевезенных пассажиров, но и от расстояния их перевозки. Транспорт имеет огромное значение для развития нормального функционирования    экономики    каждого государства.

Активную роль транспорт играет в обеспечении оптимального размещения производительных сил и рационализации экономических связей. Это объясняется  тем, что транспортное затраты имеют значительный удельный вес и оказывают существенное влияние на выбор вариантов размещения пунктов производства и потребления.                         

С помощью транспорта можно создать  условия для развития производительных сил, экономически целесообразно размещения    промышленного и сельскохозяйственного производства, скорейшего освоения новых районов и природных богатств. Процессы, формирующие транспортный рынок обусловливают широкое понимание транспортной системы, которая включает и все виды транспорта, необходимые для жизнедеятельности общества. Именно поэтому в центре внимания экономической науки находится развитие международной транспортной системы, особенно, проблемы ее государственного регулирования в условиях перехода экономики Казахстана на рыночные отношения.

 

Глава 1. Роль транспортного комплекса в экономике  Республики Казахстан.

1.1. Место транспорта в жизнеобеспечении  производства и населения.

 

Формирование экономики государства  в первую очередь осуществляется на основе отраслей материальной сферы, одна из которых является транспорт, - особая отрасль материального производства, без которого процесс производства не может считаться законченным.

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг. Транспорт призван связывать производство и потребление. Он может доставить сырье к местам, где его легче переработать, или готовые продукты в пункты, где потребители могут их лучше использовать.                                    

Многие регионы мира даже в настоящее  время недостаточно заселены и слабо  используются - недоступные районы, где люди все еще ведут простой  образ жизни, игнорируют богатства, лежащие в окружающих их горах, лесах или тундре. Транспорт может освободить эти ресурсы от их географической ограниченности. Он делает их непосредственно доступными, перемещая их из мест, где они приносят мало пользы, в места, где их польза может быть реализована полностью. Поэтому транспорт можно определить как средство увеличения степени удовлетворения потребностей   человечества   посредством перемещения грузов и пассажиров.

Особенностью транспорта – “как отрасли материального производства является то, что он увеличивает количество общественного  продукта. Операции по товародвижению выражают функции, характеризующие экономическую сущность товарного обращения,    поскольку транспорт служит продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Структура и объем товарного  обращения во многом предопределяются  условиями  транспортировки  продукции. Развитие транспорта не только вызвало  бурный подъем промышленного и сельскохозяйственного  производства, но и способствовало вовлечению в хозяйственный оборот огромных товарных масс.

Хотя труд, затраченный в транспортном производстве, не создает новых потребительных стоимостей, но, тем не менее, способствует возрастанию стоимости перевозимых  предметов. Это перемещение и есть «продукция» транспорта. Такая особенность предопределяет отличие транспорта от промышленности и сельского хозяйства в том отношении, что транспорт в процессе своего производства не потребляет сырья и материалов, которые вещественно входят в конечный продукт.

В составе затрат на производство промышленной продукции расходы  на сырье и основные материалы  достигают в среднем 64%. В затратах транспортной продукции, такие расходы  отсутствуют, но резко повышаются издержки на возмещение основных фондов и рабочую силу. Если в промышленности эти расходы составляют 18%, то на транспорте - около 40. Амортизация основных фондов в промышленности равна 5%, а на отдельных видах транспорта - до 28%.

Производство единицы чистой продукции  требует на транспорте значительно больших капитальных вложений, чем в любой   отрасли   материального   производства.   Транспорт принадлежит к числу наиболее фондоемких отраслей народного хозяйства, его фондоемкость в 4 раза больше, чем в промышленности.1            

Транспорт является общим условием производства продукции, всеобщим средством труда. Во всяком процессе производства большую роль играет перемещение предмета труда и необходимые для этого средства труда и рабочая сила.

  Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и его темпы. При этом транспорт, перемещающий средства труда и рабочих внутри предприятий, рассматривается как внутрипроизводственный, а между предприятиями, районами и странами - как транспорт сферы обращения.

Внутрипроизводственный транспорт  функционирует на стадии производства, внутри производственной сферы: его  работа - часть технологического процесса предприятия.      

Транспорт сферы обращения перевозит  продукцию от производителя к потребителю, между предприятиями и регионами, странами, т.е. свои функции он выполняет на второй и третьей стадиях кругооборота - стадиях обращения.

Транспорт сферы обращения осуществляет хозяйственные связи, порождаемые  территориальным разделением труда.

Перевозки в сфере обращения  выполняет в основном транспорт  общего пользования - железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный - трубопроводный и железнодорожные   подъездные пути предприятий. Эти виды транспорта и являются материальной основой процесса обращения.

Труд работников транспорта является трудом производительным, он создает  национальный доход, увеличивает стоимость  общественного богатства. Основанием для такого вывода является то, что  на транспорте, как и в других сферах материального производства, имеют место все три элемента материального производства: орудия труда - средства транспорта, предмет труда - перевозимые грузы и труд как целесообразно направленная деятельность.

В процессе труда работников транспорта происходит один из видов материальных перемен с предметом труда - перемена местоположения продукций. Перевозка превращает товар в реальную потребительную   стоимость   для   потребителя. Транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства.

Чем быстрее груз доставляется потребителям, тем меньше время обращения и  тем больше оборотов оборотные средства совершают за год, значит, тем больший  объем продукции промышленность выпустит в течение года при тех  же производственных ресурсах.

Осуществляя перевозку пассажиров, транспорт удовлетворяет важную потребность людей в перемещении. Эта потребность  по  своей  природе  материальна.  Перевозка  пассажиров - это товар широкого народного потребления особого  рода: товар - услуга. Ускорение перевозок грузов и пассажиров - важные факторы ускорения социально-экономического развития страны.

Как общее условие производства транспорт играет огромную роль при  освоении новых районов, включая  их в экономический оборот. Большое  значение транспорта в народном хозяйстве проявляется и в том, что он крупный потребитель материальных и трудовых ресурсов, продукции машиностроения, черной и цветной металлургии, лесной и  деревообрабатывающей промышленности и др.

Важная роль транспорта в производстве определяется его значительной долей в структуре затрат на продукцию. В связи с этим большое значение имеет оценка показателей издержек общественного труда, затрачиваемого на транспортный процесс.

В ряде случаев уровень транспортных издержек является определяющим фактором при организации производства тех или иных видов сырья и материалов. Так, в цене щебня и гравия транспортные расходы составляют более 50%, по песку эти издержки достигают 80-90%.

Величина транспортных расходов условно  может быть обозначена так:

Стр =  А + Д/К, где

Стр    - стоимость транспортировки;

А - постоянная часть расходов;

Д - тариф на перевозку продукции;

К - коэффициент использования транспортных средств.

Полученная зависимость между  величиной транспортных расходов и  расстоянием перевозки изделий позволяет учитывать в расчетах поясные стоимостные коэффициенты к тарифам, поправки на категорию дорог, делать расчет на 1 куб; м. конструкций, на 1 кв. м., 1 тонну или другой измеритель, - вводя соответствующие   переводные   коэффициенты.   Это   дает возможность решать ряд практических задач, а именно:

  • определять экономически целесообразные радиусы перевозок готовой продукции при сравнении с взаимозаменяемыми изделиями,   доставляемыми   от   завода-изготовителя   до потребителя; решать из каких пунктов экономически выгоднее доставлять данный вид продукции; определять, какой вид изделий при их взаимозаменяемости выгоднее возить на данный объект.

Это значит, что снижение транспортных затрат при перевозке сырья и  материалов может быть достигнуто за счет рациональной организации доставки их потребителям.

По мере роста международной  торговли происходит увеличение платежей и поступлений по перевозкам грузов различными видами транспорта, по погрузке и выгрузке товаров, возрастают платежи  и  поступления  как за обслуживание и ремонт транспортных средств, так и по различным сборам. При этом абсолютный рост затрат, связанных с транспортировкой груза в сфере мировой торговли, вызван как увеличением физического объема экспорта и импорта товаров, так и повышением тарифов и ставок фрахта на перевозку, ставок стивидорных работ, сборов и т.д. Большое влияние на уровень транспортных затрат в международной торговле оказывает состояние конъюнктуры рынков транспортных услуг, прежде всего мирового фрахтового рынка, удовлетворяющего потребности в морском тоннаже, на который приходится  75-80%  физического  объема  международных перевозок.

Информация о работе Рынок транспортных услуг