Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – дать теоретические основы рынка труда и его специфики в условиях трансформационной экономики, а также выявить особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы и специфику рынка труда в трансформационной экономике;
-исследовать особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь;
-проанализировать совершенствование и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. .5

Теоретические основы рынка труда и его специфика в
трансформационной экономике………………………………………….7
Рынок труда, его элементы и функции…………………………...7
Основные черты, закономерности и признаки
трансформационной экономики……………………………….....11
Особенности формирования рынка труда в
переходной экономике…………………………………………....14

Особенности социально-экономического развития рынка
труда в Республике Беларусь…………………………………………....18
2.1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
переходный период……………………………………………….18
2.2. Особенности становления рынка труда в Республике
Беларусь в переходный период…………………………………..22

Совершенствование механизма регулирования рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………………...26
3.1. Анализ современного состояния рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………...26
3.2. Основные направления совершенствования
функционирования рынка труда в Республике Беларусь……...31

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 176.42 Кб (Скачать файл)

Формирование  рынка  труда  осуществляется  на  фоне  продолжающихся инфляционных  процессов.  Снижение  величины  реальной  заработной  платы заставляет  население искать дополнительные  источники доходов.  

Немаловажное  влияние  на рынок труда оказывает уровень  доходов  населения.  В результате  увеличения  доходов населения происходят опережающие  темпы  инфляции и сокращение их  доли,  расходуемой  на покупку  иностранной валюты.

  Социальные факторы формирования рынка труда предполагают создание действенного механизма защиты граждан. В составе этой группы  можно выделить: подвижность трудовых ресурсов, административно- законодательные акты, организационный и идеологический факторы.

Если рассматривать влияние  такого фактора на рынок труда как социальная подвижность трудовых ресурсов, то следует говорить о социальной дифференциации по уровню жизни, текущим доходам и их использованию.

Административно-законодательные  акты должны обеспечивать правовую базу новым явлениям и тенденциям, ведущим к рынку. Происходило формирование новых (по сравнению с командной          экономикой) работодателей и новых наемных работников. Значительно расширялся круг работодателей: наряду с государственными предприятиями в качестве работодателей выступали акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, совместные предприятия, индивидуальные наниматели.

Положение наемного работника  в переходный период также изменялось: в частности, формировался новый социальный статус работника.

         Главная проблема рынка труда  в переходном периоде — это проблема занятости, борьба с безработицей.

Формирование рынка труда сопровождалось следующими процессами в использовании рабочей силы:

  1. изменялось распределение рабочей силы по секторам экономики: значительным потребителем рабочей силы был частный сектор экономики.
  2. большая территориальная дифференциация безработицы — до 10 раз различался уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровне безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
  3. особенностью занятых в постсоциалистических странах являлось формирование так называемого придерживаемого типа занятости, когда рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
  4. размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. Наиболее распространенные её формы — самозанятость населения, различные приработки, которые не регистрируются, осуществляются без патента и декларирования доходов — уличная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частные услуги ( уборка, приготовление пищи, репетиторство).

  Если проанализировать занятость в отраслевом разрезе, то можно заметить, что в некоторых отраслях она заметно снижалась. Это происходило в угольной промышленности, строительстве, геологии и разведке недр, в науке и сельском хозяйстве.

 Некоторый рост занятости наблюдался в финансовом секторе ( операции с недвижимостью), жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения.

           Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда. 
Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени. 
Сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд. 
            Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что становление и функционирование рынка труда в переходной экономике отражает специфику предшествующего этапа развития в рамках социалистической модели общественного устройства. Она обусловила характер складывающегося рынка труда, неразвитость его важнейших структурных элементов, отсутствие адекватного механизма регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

        2.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в переходный период

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным—распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Весь  период трансформации экономики  Беларуси можно разделить на следующие  этапы:

1991-1995гг.— период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996-2000гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001-2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.[10, с. 452]

Проявления системного кризиса с 1991-1995гг. можно расценивать как специфические особенности переходной экономики нашей республики. Основные из них:

1.Длительный экономический спад. Во-первых, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу, существенно завышал показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики помимо стоимости произведенной и реализованной продукции также стоимости нереализованной продукции. В-вторых наукоемкость ВВП составляла около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны. И, наконец, увеличение объемов производства в республике происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора экономики.

2. Кризис технологий. В республике доминировали традиционные индустриальные и доиндустриальные технологии. Вложение инвестиций в поддержание этих технологий без их кардинального обновления и перехода к постиндустриальным технологиям фактически бесперспективно.

3. Углубление структурных диспропорций в экономике.В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимали технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими.

4. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. В нашей республике инвестиции составляли лишь 1 долл. на человека. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6-7 % вместо запланированных 46 %. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13-15 %, в сельском хозяйстве — на 60-65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству данный период характеризовался тем, что выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составлял порядка 75-80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.

5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находился в процессе трансформации. Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20-25 %.

6. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Доминирующими в структуре доходов населения республики оставались продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения Беларуси к структуре доходов населения слаборазвитых стран. Падала средняя продолжительность жизни: если в конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.

7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики являлась уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводилась к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществлялась главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы использовались государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других.

8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулировались государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находились в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы [11, с. 100-106].

Кризис поразил и  внешнеторговые отношения. Так, снизился экспорт продукции белорусских  предприятий на российский рынок  из-за разницы в ценах. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему  дефициту в торговле с этой страной. При отсутствии в стране достаточного количества валюты, расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных  поставок продукции ведущих машиностроительных предприятий Беларуси. В результате республика теряла часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены были повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на внешних рынках [12, c. 21-22].

В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных  предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колебалась от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляло менее 10% («Отчет об экономиках переходного периода» Европейского банка реконструкции и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивался функциями казенного фондодержателя и осуществлял возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имело своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.[13, с. 1]

Проанализировав таблицу  А 1 (приложение А) можно сделать вывод, что наибольшие изменения произошли в инвестициях в основной капитал, где в 1991 г. они составляли 104,0%, а к 1995г. снизились до 59,0%. Можно говорить о том, что в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Также уменьшились реальные денежные доходы населения: в 1991 г. они составляли 100,2%, а в 1995 г. — 73,5%. Это свидетельствует о падении уровня жизни населения

          Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.

С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции .

Из таблицы Б 1 (приложение Б) следует, что второй период трансформации экономики, за исключением производства потребительских товаров (в 1996г. составлял 109,0%,а к 2000 г. — 104,1%), характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Информация о работе Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики