Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.
Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников
3. Инвестиционная ситуация
4. Процессы банкротства и
Таким образом, структура экономики
и занятости, имевшая перекосы и
в прошлом, под действием
В настоящий момент инфраструктура
рынка труда представлена следующими
звеньями: инфраструктура рынка трудового
посредничества (в лице государственной
службы занятости и частных
1.2 Организация предложения и формирование спроса на труд
На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами предложения на рынке труда выступают домашние хозяйства (отдельные работники и их ассоциации — профсоюзы). Предложение труда — количество часов, которое население желает работать с целью получения доходов. Количество нанимаемых предпринимателями работников определяется реальной заработной платой. Предложение труда находится в прямой зависимости от величины реальной заработной платы. Кроме того, предложение труда определяется рядом неэкономических факторов. Такими факторами являются:
1. Общая численность населения. О динамике общей численности населения, о сегодняшних и будущих трудовых ресурсах страны судят по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста населения, продолжительности жизни.
2. Численность активного трудоспособного населения. Трудовые ресурсы — часть населения страны, обладающая физическими и умственными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. Большую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте.
К экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг. Это занятые и ищущие работу лица. Экономически активное население мира в среднем составляет 45 % всего населения.
3. Количество отработанного времени. Предложение труда зависит от среднего количества часов, отработанных рабочими за определенный период (неделю, месяц, год). Работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько отвести для альтернативных видов деятельности (учеба, досуг). В экономической литературе в последнее время появилось понятие «шведской безработицы». Суть этого явления состоит в том, что шведы вместо обычных одиннадцати месяцев в году в среднем трудятся только десять.
4. Качественные параметры труда. Качественными характеристиками труда являются уровень образования и квалификации работников, производительность труда, специализация и пр. По уровню образования мы можем сравниться со станами-лидерами.
5. Иммиграция. Миграция трудовых ресурсов — перемещение трудоспособного населения из одних территорий в другие с переменой места жительства и места приложения труда. Очевидно, что приток иммигрантов трудоспособного возраста в страну увеличивает предложение рабочей силы на рынке труда [12, с. 72].
Каждый человек стоит перед дилеммой: больше отдыхать или больше трудиться. Чем больше он трудится, тем больший доход имеет и тем большее количество потребительских благ может приобрести. Повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определенного предела. Рост ставки заработной платы увеличивает альтернативную стоимость труда. Каждый час свободного времени воспринимается работником как упущенная выгода. Следовательно, он стремится больше трудиться и замещает досуг потребительскими благами, которые может приобрести на возросшую заработную плату. Суть эффекта замещения заключается в увеличении предложения труда отдельного работника по мере роста заработной платы. Суть эффекта дохода состоит в том, что по мере роста заработной платы предложение труда отдельного работника сокращается. Следовательно, эффект замещения от повышения заработной платы приведет к росту предложения труда, а эффект дохода выразится в его сокращении.
1.3 Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Рынок труда относится к разряду наиболее регулируемых в современных условиях - со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Это объясняется спецификой фигурирующего на нем товара:
- купля-продажа рабочей силы производится в форме найма на более или менее продолжительный период времени. После заключения трудового договора работник уже не находится в прямой зависимости от конъюнктуры рынка труда;
- трудовые отношения включают в себя кроме экономических (связанных с эффективностью производства) еще и социально-политические, а также морально-этические аспекты. Данное обстоятельство во многом объясняет тот особый интерес, с которым представители различных научных школ обсуждают пути устранения вынужденной безработицы [15, с. 298].
Особое влияние на функционирование современного рынка труда оказывает государство. При этом следует учитывать, что забота государства в рыночной экономике (в отличие от экономики командной) вовсе не состоит в обеспечении рабочим местом каждого трудоспособного человека. В каждый данный момент существует некий естественный уровень безработицы. Государственная регламентация рынка труда направлена лишь на поддержание нормального по критериям рыночного хозяйства соотношения спроса на труд и его предложения. Государство понимает, что если завышен спрос на труд, то неизбежным становится чрезмерный рост уровня заработной платы, что подрывает конкурентоспособность отечественной экономики. Если же, наоборот, предложение труда в стране чрезмерно, то неминуемы подрывающий социальную стабильность общества рост безработицы, сокращение потребительского спроса, налоговых поступлений в бюджет, наращивание социальных расходов государства, а значит, нарастание бюджетного дефицита. Вторгаясь в сферу занятости в рыночной экономике, государство должно постоянно осознавать, что сокращение безработицы чревато увеличением инфляции. А потому желательно применение не любых способов регулирования занятости, а лишь тех, которые, увеличивая число рабочих мест, одновременно являются нейтральными в инфляционном отношении или хотя бы вызывают минимальные инфляционные последствия [15, с. 299].
Государственная политика занятости сводится к двум основным направлениям:
- регулированию уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости);
- социальной защите пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).
Активная политика занятости включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин, вызывающих к жизни вынужденную безработицу. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости). При этом существуют 2 варианта ликвидации данного разрыва:
- путем подтягивания фактической занятости к уровню полной (например, от 90 %-го к 93 %-му ее уровню);
- путем приближения полной занятости к фактической (через повышение естественного уровня безработицы, скажем, от 4 до 7%).
Важнейшей причиной безработицы выступает спад производства, сокращающий в каждой стране потребность в рабочей силы в некой пропорции (по аналогии с американским правилом Оукена). Если каждый "лишний", превышающий уровень полной занятости процент безработицы чреват, скажем, недопроизводством ВНП в размере 2 -2.5 %, то из этого вполне логично вытекает, что для сокращения вынужденной безработицы на 1% требуется экономический рост в 2- 2.5 %. Однако в экономике, развивающейся по интенсивному пути, где неуклонно повышается уровень производительности общественного труда, реально безработица может сократиться на 1% при 4-5 процентном экономическом росте [15, с. 232].
Под активной политикой занятости понимаются:
- меры по изменению структуры спроса на рабочую силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест;
- меры по регулированию предложения и повышению качества рабочей силы за счет ее подготовки;
- меры по поощрению мобильности рабочей силы за счет ее трудоустройства, профориентации и стимулирования.
Целью осуществления активной политики занятости является превращение реальной безработицы в естественную - и по уровню, и по продолжительности. Если эта цель достигнута, и текущая безработица не превышает ее естественного уровня, то правительство может бездействовать на рынке труда во избежание порождающей инфляционный эффект сверхзанятости: необходимо оставить рыночный механизм в покое.
Рецепты устранения высокой скрытой безработицы примерно те же, что и устранения подавленной инфляции. Единственный выход - превращение скрытой безработицы в открытую (технологическую, структурную и т.п.), а затем в сочетании с укреплением рыночных механизмов начинают применяться средства борьбы с вынужденной безработицей. Важно подчеркнуть, что процесс "вскрытия" безработицы должен - особенно в переходной экономике - занять значительный временной отрезок. Ведь даже фиктивные рабочие места приносят какие-то доходы их обладателям, а значит, ликвидация этих рабочих мест есть заметная обуза для государственного бюджета (сокращение налоговых поступлений и расширение социальных расходов).
Государство как субъект активной политики на рынке труда:
- предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики;
- регулирует спрос на рабочую силу в частном секторе (например, через налоговые льготы предпринимателям, принимающим на работу наименее защищенные социальные группы);
- ограничивает предложение рабочей силы (например, через регулирование численности армии и студенчества как некого резерва рабочей силы).
Меры государственного регулирования занятости:
- организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;
- подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров;
- постоянный контроль состояния рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация. Главным монополистом на рынке труда в современной рыночной экономике являются профсоюзы. Они регулируют рынок труда, воздействуя и на спрос, и на предложение рабочей силы. Объекты регулирования: уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.
- создание новых рабочих мест в государственном и частном секторах, в том числе путем организации общественных работ;
- стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнитель-ные рабочие места, а также развития трудоемких отраслей (прежде всего сферы услуг);
- всемерная поддержка малого бизнеса (особенно в сфере услуг), в котором создается большая часть рабочих мест. Так, в Японии и Южной Корее создаются значительные государственные фонды льготного кредитования малого и среднего частного бизнеса. Разрабатываются и программы, поощряющие занятия бизнесом лицами, потерявшими работу. Так, в Великобритании безработный, решивший стать предпринимателем, по закону 1985 г. получал субсидию в размере 40 ф. ст. в неделю в течение года. При этом отмечался очень высокий коэффициент выживания фирм, созданных безработными;
- разработка и реализация целевых программ - как регионального характера, так и облегчающих трудоустройство наиболее социально уязвимых групп населения. В последние годы стали создаваться так называемые предпринимательские зоны в депрессивных районах, где бизнес максимально освобожден от налоговых ограничений и бремени юридических регламентаций.
Тенденцией последних лет
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике