Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.

Содержание

Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

*Источник: [9, с. 16].

 

Данные свидетельствуют  о том, что за годы реформ численность  занятых в экономике в расчете  на 1 пенсионера отличается определенной положительной динамикой, но ситуация гораздо хуже, чем в дореформенный  период.

В качестве факторов, которые  вызвали ухудшение демографической  ситуации в стране можно выделить следующие. Во-первых, осуществление  рыночных преобразований и экономический  спад в начале трансформационного периода  спровоцировали высокий уровень  безработицы и падение жизненного уровня населения. Во-вторых, снижение объемов производства привело к  падению цены труда, что заставило  людей отложить процессы рождаемости  на последующий срок. Все это повлияло на сокращение численности населения  Республики Беларусь.

Как показывает практика развитых стран, депопуляция может быть смягчена или устранена за счет положительного миграционного прироста. Действительно, при достаточной величине миграционного  прироста возможна полная компенсация  убыли населения. Однако здесь нельзя не учитывать возможные сложности  социализации мигрантов в новом  для них обществе и др. Кроме  того, компенсация сокращения численности  населения за счет положительного миграционного  прироста возможна полная компенсация  убыли населения. Однако здесь нельзя не учитывать возможные сложности  социализации мигрантов в новом  для них обществе и др. Кроме  того, компенсация сокращения численности  населения за счет миграции в Беларуси в соответствии с имеющимися расчетами  нереальна, поскольку прогнозируемая до 2020 г. ежегодная убыль населения  в 8 раз больше, чем определенный Национальной программой демографической  безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. показатель иммиграции. Повышение  значимости миграционного компонента в долгосрочной перспективе ряд  ли можно считать правомерным  в силу незначительных объемов иммиграции. Это свидетельствует о необходимости  разработки более действенных мер  по стимулированию миграционного притока [9, с. 17].

Демографические тенденции  и миграционные процессы влияют на общий уровень занятости. В целом, сегодня можно констатировать, что  численность занятых в экономике  характеризуется относительной  стабильностью и колеблется в  пределах 4430-4560 тыс. чел. Причем, следует  отметить, что на базе небольшого роста  трудовых ресурсов происходит некоторое  сокращение экономически неактивного  населения, обусловленное изменением его возрастной структуры и реформированием  системы средней школы. Однако за годы трансформации количество трудовых ресурсов (экономически активного населения) в Республике Беларусь сократилось  примерно на 0,5 млн. чел., что связано  с сокращением занятости в  общественном производстве в условиях осуществления рыночных преобразований; перераспределением части работников в неформальный сектор экономики; их оттоком (во многом нелегальным) в Москву, Санкт-Петербург и др. Вместе с  тем в условиях кризиса начался  обратный их переезд в Республику Беларусь (особенно это касается строителей). Правительством разработан комплекс мер  по стимулированию возврата высококвалифицированных  специалистов на родину.

В республике под воздействием необратимых социально-экономических  преобразований "отток" рабочей  силы из производственной в непроизводственную сферу происходит в виде следующих  тенденций. Во-первых, доля молодежи в  промышленности постепенно уменьшается, но и в непроизводственных отраслях она не увеличивается. Молодые люди до 30 лет (наиболее мобильная на рынке  труда рабочая сила) предпочитают банковскую, управленческую и информационно-вычислительную сферы. Во-вторых, в экономике наметилась положительная динамика по образовательному уровню среди всех категорий работников - увеличилась численность руководителей, специалистов и рабочих, имеющих  высшее образование, однако снижение в  последние годы масштабов профессионального  переобучения не способствует повышению  конкурентоспособности работников. В-третьих, организация заработной платы в экономике Республики Беларусь препятствует "приливу" рабочей силы с высшим образованием в промышленный и сельскохозяйственный секторы, где преобладают сдельные формы оплаты труда, а также в  непроизводственный (искусство, культура, образование, здравоохранение) сектор, где главное в системе оплаты труда - должностные оклады.

Таким образом, можно сделать  вывод, что межотраслевое перемещение  рабочей силы в республике происходит эволюционным путем, длительным и неэффективным. Путем освоения новой техники  и технологии можно ускорить процесс  перемещения рабочей силы в непроизводственный сектор экономики, уровень развития которого выступает показателем  научно-технического прогресса.

 

2.2 Государственное  регулирование рынка труда в Республике Беларусь

 

Программы подготовки повышают качество рабочей силы, но их слабое место заключается в том, что  обычно они не гарантируют последующего трудоустройства работника. От этого  недостатка свободны программы прямого  создания рабочих мест. Эффективность  организации общественных работ  в кризисный период определяется тем, что в условиях крайней ограниченности бюджетных средств последние  целесообразно тратить, создавая не только дополнительный платежеспособный спрос, но и дополнительное предложение  благ социального характера. Так, в  послевоенной Германии использование  инструмента общественных работ  для построения новых дорог и  автомагистралей позволило немецкому  правительству не только существенно  снизить уровень безработицы  в стране, но и избавить государственный  бюджет от весьма обременительных будущих  расходов на производство общественных благ, создав за счет дешевой рабочей  силы одну из лучших в мире дорожных систем [4, с. 36].

В определенных случаях - при  угрозе роста социальной напряженности - используются выплаты из бюджета  субсидий фирмам в качестве альтернативы увольнению с ним работников. При  этом достигается и еще одна цель - сохранение квалифицированной рабочей  силы в период временных трудностей.

Процедура массовых увольнений дорогостояща для фирм и государства: требуется выплата выходного  и ряда дополнительных пособий, пособия  по безработице, предварительное уведомление (после которого снижается трудовая активность), падает престиж фирм. Поэтому правительство всячески поощряет добровольный уход с предприятия, а также досрочный выход на пенсию. Это помогает ослабить остроту проблемы "старшинства" - несоответствия между высокой заработной платой пожилых рабочих и их снижающимися производственными возможностями. В США разрешается выход на пенсию за 3 года до пенсионного возраста, в ФРГ, Франции и других странах - за 5 лет. При этом производится частичная компенсация потерянного заработка (в том числе из средств государства). Эффективность программ раннего выхода на пенсию неодинакова в различных странах: в Великобритании на каждых 100 досрочно ушедших на пенсию приходилось 80 нанятых вместо них рабочих, во Франции - лишь 50 [4, с. 37].

Японская система раннего  ухода с предприятия в предпенсионный период дополняется так называемым повторным наймом вышедших на пенсию еще на 4-5 лет. Но договор при этом заключается уже на совершенно иных условиях (зарплата устанавливается  на уровне 30-35-летнего рабочего). В  этой стране используется и "предпенсионное" командирование в филиалы фирмы.

Правительство стимулирует  неполную занятость, в частности, такую  форму организации труда, как "деление рабочего места" (соответственно которому делятся и зарплата, социальные выплаты). Пионером здесь выступили Нидерланды. Деление может производиться в границах недели, месяца, даже года. Наибольшее распространение - в сфере услуг (розничная торговля, рестораны, гостиницы и т.п.). Но повышается интерес к этой форме и у промышленных компаний. Эта форма активно рекламируется в ФРГ, где, как утверждается, в принципе "делимы" 2/3 рабочих мест: Реклама такого деления: "занимайтесь детьми, досугом и т.п..

В США еще в 1976 г. конгресс санкционировал разделение рабочих  мест. Выгоды: возможность повышения  интенсивности труда при сохранении высоких требований к качеству продукции, сокращение невыходов на работу из-за переутомления. Результат теоретических  расчетов: повышение производительности труда на 33%. Однако такая форма  политики занятости пока еще плохо  приживается на практике.

При поддержке правительства  расширяется также временная  занятость. Типичный лозунг: "Стабильная занятость для высококвалифицированных, нестабильная - для всех остальных  работников".

Выгоды:

- всегда можно уволить временных работников;

- на них не распространяется положение о праздничных днях, отпусках, бюллетенях, нет у них премий, пенсий, надбавок за выслугу лет.

Государственные меры по реализации политики занятости можно, как видим, с определенной долей условности сгруппировать по трем основным направлениям: "кейнсианская" стратегия всемерного стимулирования потребительского и инвестиционного спроса за счет ускоренной работы печатного станка и контролируемой инфляции; "рузвельтовско-гитлеровско-сталинский" метод развертывания массовых общественных работ, особенно в отраслях инфраструктуры; "дэнсяопиновская" стратегия всемерного поощрения мелкого и среднего частного предпринимательства как наиболее действенного способа поддержания занятости в стране.

В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в  контексте мировых тенденций. Растущие скорость и глубина изменений, связанных  с распространением высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую  от компаний организации гибкого  реагирования на рыночные сигналы. Подобные эластичные ответы возможны, как правило, при относительно низком уровне регулирования  рынков капитала, труда, товаров и услуг [4, c. 37].

Сторонники дерегулирования (устранения введенного государством контроля над функционированием  рынков) однозначно рассматривают регулирование  как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной  безработицы, что чревато долговременной безработицей.

Причины, вызывающие безработицу, например в странах ЕС, в основном идентичны и коренятся:

- в системе и уровне  оплаты труда, динамике реальной  заработной платы;

- дифференциации оплаты  труда в отраслях и регионах;

- несоответствии стоимости  единицы труда производительности  труда и производительности капитала;

- политике распределения  доходов;

- противоречия между растущей  фондовооруженностью и недостаточной  фондоотдачей;

- факторе инфляции;

- неэластичности структуры  рынка труда и других факторах.

Регулирование рынка труда  охватывает ряд ключевых моментов, способствующих снижению издержек на труд (рабочую силу) и приспособлению спроса на него к изменению рыночных условий:

- правовую защиту занятости;

- минимальную заработную  плату;

- обязательную налоговую  нагрузку на труд;

Трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений4 роли профсоюзов).

Проведение политики регулирования  на рынке труда, в частности, реализация активных программ противодействия  безработицы и обеспечения социальной безопасности, приносит определенные результаты.

Согласно ежегодному докладу  Международной организации труда (МОТ) «Мировые тенденции в области  занятости» (Будатешт, февраль 2005 г.), в 2004 г. ситуация несколько улучшилась: безработица уменьшилась с 6,3 до 6,1%. Или с 185,2 до 184,7 млн. чел. В странах  Европейского союза уровень безработицы  снизился с 9,1% в 2003 г. до 9% в 2004 г.; в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ – с 8,5% до 8,3%; в западноевропейских странах – не членах ЕС – с 4,2 до 4,1%. Сегодня в странах ЕС данный показатель ниже, чем 10 лет назад (11,2%), но в государствах ЦВЕ и СНГ он остается значительно выше, чем в 1994 г. [4, с. 38].

Несмотря на различия в  степени и методах регулирования  рынка труда, зарубежные страны в  своей экономической политике в  области занятости решают и ряд  общих проблем:

- повышение производительности  труда и занятости одновременно  на основе структурных изменений,  комплексной трансформации в  направлении «новой экономики»;

- обеспечение необходимой  степени гибкости в политике  занятости, непрерывное повышение  образовательного уровня служащих  компании как факторов создания  информационного (знания) и инновационного  потенциалов фирм, определяющих  их конкурентоспособность на  рынке;

- совершенствование системы  образования (его направлений  и качества) с учетом структурной  трансформации и меняющихся требований  рынка;

- сочетание действий факторов  регулирования и дерегулирования  с целью снижения издержек  на рабочую силу, налоговой нагрузки  на труд, изменения их роли  в процессе роста производительности  руда и создания новых рабочих  мест.

Опыт высокоразвитых стран  показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие  устойчивых рыночных институтов и множества  зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путем формирования законодательной и нормативной  базы рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых  отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы  социальной защиты населения и осуществления  других новаций.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике