Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.

Содержание

Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.4 – Индикаторы гибкости рынка труда*

Страна

Совокупный уровень налогообложения  заработной платы (1989-1994)**

Стандарты труда (1985-1993 гг.), балл

Защита занятости (90-е  годы ХХ в), балл

Уровень безработицы (2010), %

Соотношение минимальной  заработной платы и среднемесячной (1991-1994 гг.), %

Австрия

Бельгия

Дания

Финляндия

Франция

Германия

Ирландия

Италия

Нидерланды

Норвегия

Португалия

Испания

Швеция

Швейцария

Великобритания

Япония

Австралия

Новая Зеландия

Канада

США

Беларусь 

53,7

49,8

46,3

65,9

63,8

53,0

34,3

62,9

56,5

48,6

37,6

54,2

70,7

38,6

40,8

36,3

28,7

34,8

42,7

43,8

65,0***

5

4

2

5

6

6

4

7

5

5

4

7

7

3

01

3

3

2

0

8

16

17

5

10

14

15

12

20

9

11

18

19

13

6

7

8

4

2

3

1

15

4,8

8,2

3,9

7,7

9,4

8,4

4,4

6,8

3,9

3,5

7,7

8,5

7,0

4,0

5,3

4,1

4,9

3,8

6,3

4,6

1,2

0,62

0,60

0,54

0,52

0,50

0,55

0,55

0,71

0,55

0,64

0,45

0,32

0,52

-

0,40

-

-

0,46

0,35

0,39

0,307 (2006 г.)


*Источник: [4, с. 39]

**Совокупный уровень налогообложения  заработной платы работников  включает сумму трех видов  налогов: уплачиваемый работодателем  с фонда оплаты труда, подоходный  налог, уплачиваемый работником; налог с потребления, уплачиваемый  работником: налог а потребления,  уплачиваемый при покупке товаров  (услуг) и включаемый в их  цену [4, с. 3038].

***Рассчитан как сумма: 34% - отчисления в ФСЗН, 1% - страхование  нанимателей от несчастных случаев  на производстве, 12% - подоходный  налог, 18% - НДС.

Повышение институциональной  гибкости труда проявляется одновременно в двух плоскостях – либерализация  законодательства о защите занятости  и усиление инфорсмента трудовых отношений. Гибкость рынка труда  означает его реакцию на изменяющиеся внешние условия, т.е. возможность  его основных функциональных составляющих приспосабливаться к внешним  изменениям. В зависимости от того, какой параметр рынка труда изменяется (численность или цена рабочей  силы), выделяют численную, функциональную, ценовую, географическую гибкость рынка труда [5, с. 4]. Гибкий рынок труда способен быстрее осуществить перестройку своих основных элементов (спрос, предложение, цена рабочей силы, безработица) и с меньшими текущими транзакационными издержками приспособиться к новым условиям. Гибкость рынка труда означает открытость его основных элементов к изменениям спроса и предложения.

Международные сопоставления  показывают, что рынок труда США  более гибкий, чем рынки труда  в странах Европы с их более  жесткой институциональной структурой и сильным вмешательством в механизм функционирования, что обусловило более  низкий уровень безработицы в  США.

Данные таблицы 2.4 показывают, что страны Южной Европы имеют более сильное регулирование рынка труда, чем страны Северной Европы (за исключением Швеции). Наиболее слабое регулирование рынка труда в Европе осуществляется в Швейцарии, Дании, Англии. Рынок труда Республики Беларусь по уровню совокупного налогообложения фонда оплаты труда и жестокости законодательства о защите занятости близок к странам Западной Европы, а по гибкости заработной платы – к модели рынка труда США.

В результате строгость законов  может сочетаться с различной  степенью их фактического правоприменения: от неукоснительного следования до правового  нигилизма.

В случае массовых отклонений от норм трудового законодательства повышается институциональная гибкость рынка труда. В случае строгого выполнения рынок труда при прочих равных условиях становится жестким, «неповоротливым», возможности его адаптации (т.е. степень  институциональной гибкости) снижаются. Поэтому те страны, где разрыв между  формальным институтциональным строением  рынка труда и практикой его  правоприменения минимален (это, как  правило, страны с развитой рыночной экономикой), стремятся сделать само формальное институциональное строение рынка труда более гибким, либеральным. Это снижает риски отклонения от исполнения законодательных норм в области труда.

 

3АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Анализ перспектив  развития рынка труда в Республике Беларусь

 

Создание в Беларуси социально  ориентированной экономики требует  усиления социальных амортизаторов, в  частности организации системы  государственного обязательного страхования  от безработицы. Система страхования  граждан от безработицы значительно  поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует  безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия  по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран, система государственного страхования  от безработицы должна охватывать лиц  наемного труда и финансироваться  работодателями и работниками в  соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем  большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система  предполагает, что гарантии получения  определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются  как милость. Принципиально важно  становится одно - имеет ли человек  право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей  занятости в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения  негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально  ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование  рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления  негативных последствий безработицы  требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей  включить временно не занятое население  в трудовую деятельность. Поэтому  государственное регулирование  рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и  сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При  этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать  безработных на поиск работы и  трудоустройства.

Стратегическая цель развития рынка туда в Беларуси  – обеспечение рациональной занятости населения должна быть достигнута в ближайшем будущем. Обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам.

Так, если на 1996-2000 гг. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривалось достижение стабильного уровня занятости, повышения  эффективности использования трудовых ресурсов, то на 2001 – 2005 гг. была оставлена  задача формирование рациональной структуры  занятости населения на основе повышения  качества рабочих мест. Была предпринята  активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест, активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что  в целом позволило поддерживать уровень безработицы на уровне 2% экономически активного населения. При этом особое внимание уделяется  адресной помощи в трудоустройстве  безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов [16, с. 60].

Основные усилия в указанные  периоды необходимо направить на формирование эффективной системы  повышения конкурентоспособности  кадрового потенциала на рынке труда, совершенствование структуры рабочих  мест, содействие межотраслевому перераспределению  рабочей силы, создание системы поддержки  малого бизнеса, развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения  квалификации кадров, широкое внедрение  альтернативных видов занятости  и режимов гибкого рабочего времени, формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и рост его эффективности.

Главным приоритетом должно стать согласование потребности  рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления  обуславливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под  риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.

Не менее важной задачей  является усиление социальной защиты безработных на основе повышения  социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих  мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных  на активный поиск работы и трудоустройство.

Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран  ЕЭП и, прежде всего, Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных  мер по воспроизводству, обмену и  совместному использованию рабочей  силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политик на общем рынке труда  должны стать: обеспечение свободы  передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально-квалификационного  статуса и соответствующих документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ [16, с. 60].

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные  рыночные (включая биржевые) механизмы  с сохранением ключевой роли государства  в создании общесистемных условий  становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной  заработной платы, регулировании налоговой  нагрузки на труд, развитии социального  партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Главными  приоритетами политики занятости должны стать формирование благоприятных  условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание  стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Основные усилия будут направлены на реализацию активных мер по обеспечению  занятости населения и удержание  уровня регистрируемой безработицы  в пределах 1,5 – 2 процентов к экономически активному населению [8, с. 5].

Исходя  из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления  совершенствования трудовых отношений  и занятости населения:

- создание  новых рабочих мест с учетом  реализации мероприятий ежегодной  программы занятости;

- повышение  эффективности занятости и формирование  ее постиндустриальной структуры;

- достижение  сбалансированности спроса и  предложения рабочих мест на  рынке труда по профессионально-квалификационным  признакам и регионам;

- проведение  взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное  перемещение населения, защиту  внутреннего рынка труда;

- стимулирование  развития самозанятости населения,  расширение деловой и предпринимательской  инициативы граждан;

- содействие  профессиональной ориентации молодежи  в выборе профессии и получении  профессионального образования  до начала ее трудовой деятельности;

- улучшение  качества рабочей среды, включая  условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной  платы и эффективное использование  рабочего времени;

- усиление  социальной защиты населения  от безработицы, смягчение и  минимизация ее негативных социально-экономических  последствий.

Важным  направлением совершенствования трудовых отношений является создание эффективного механизма их правового регулирования. В этих целях предусматривается  включение в Трудовой кодекс норм, направленных на:

- эффективное  использование труда работников  путем оптимизации продолжительности  трудовых и социальных отпусков;

- повышение  роли государства в обеспечении  охраны труда на всех уровнях  управления;

- совершенствование  норм по надзору и контролю  за соблюдением законодательства  о труде.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике