При прогнозировании возникает необходимость выявления:
постоянной, временной (непостоянной),
а также сезонной занятости населения.
Значительный удельный вес временно занятых
в общей численности работающих нежелателен
по экономическим и социальным причинам:
уровень эффективности труда их, как правило,
ниже постоянно занятых, а размеры доходов
выше. Наличие сезонной занятости обусловлено
объективными факторами -- отраслевыми
особенностями производственно-хозяйственной
деятельности, например в сельском хозяйстве,
в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное
сырье и др.
По предметному признаку
или по характеру объекта занятости различают
региональную (территориальную), отраслевую,
социальную, профессиональную, возрастную
занятость. Выявление, прогнозирование
масштабов каждой из этих форм занятости имеет экономическую
и социальную значимость. В современных
условиях уровень занятости населения
по регионам страны очень неодинаков и
не только между малыми, но и средними,
крупными регионами; существуют трудодефицитные
и трудоизбыточные регионы. Чрезмерная
дифференциация территориальной занятости
нежелательна, так как она препятствует
равномерному социально-экономическому
развитию территорий и в конечном итоге
отрицательно отражается на темпах развития
экономики и социальной сферы всей страны.
Отраслевая занятость в современных условиях
также неодинакова: существуют отрасли,
в которых происходит отток трудовых ресурсов
по различным причинам, и отрасли, где
предложение рабочих кадров превышает
спрос на них.
Выделение социальной формы
занятости необходимо для обоснования
уровня занятости в прогнозируемом периоде
различных социальных групп: рабочих,
служащих, пенсионеров и др. Значительные
изменения происходят в профессиональной
занятости населения, т.е. отдельных профессиональных
групп: научных работников, учителей, врачей,
рабочих профессий и др. профессиональная
занятость близка к отраслевой, но не совпадает
с ней, так как в каждой отрасли заняты
работники различных профессий (основных
и вспомогательных).
Очень важное значение имеет
при разработке прогноза при разработке
прогноза выявление, обоснование возрастной
занятости населения, т.е. отдельных возрастных
групп: активного трудового возраста,
молодежи, лиц, находящихся за пределами
трудоспособного возраста, предпенсионного
возраста и др. например, достижение более
высокой трудообеспеченности молодежи
в прогнозируемом периоде имеет повышенную
значимость в сравнении с людьми предпенсионного
или пенсионного возраста.
Соотношения различных видов
занятости по временному и предметному
признакам образуют структуру занятости населения,
которая является одним из основных параметров
прогноза. Все прогрессивные изменения
в сфере занятости требуют, как правило,
соответствующих изменений ее пропорций.
Посредством изменения пропорций в определенных
направлениях осуществляется обоснование
достижения наиболее эффективного варианта
занятости населения в прогнозируемом
периоде.
Разработка прогнозов занятости
населения - процесс многостадийный. На
каждой стадии решаются конкретные задачи.
Первая стадия - аналитическая. Здесь анализируется состояние
занятости населения по всем направлениям:
уровню, характеру динамики, структуре,
дифференциации и др.; выявляются основные
тенденции, причины возникновения, развития,
ослабления их и др. вторая стадия прогнозирования
- расчетная. На этой стадии определяются
параметры занятости (уровень, динамика,
структура и др.). по направленности влияния
при разработке прогноза учитываются
две группы факторов: факторы, определяющие
объем, и факторы, определяющие структуру
предложения трудовых ресурсов. Уровень
занятости в конечном итоге формируется
в результате соотношения спроса и предложения
трудовых ресурсов.
На завершающей стадии прогнозирования
осуществляется обоснование тех вариантов
прогноза, которые наиболее вероятны и
базируются на мерах возможного государственного
регулирования. Такими мерами могут быть:
снижение (повышение) ставки налогов на
предпринимательский доход хозяйствующих
субъектов; изменение размера таможенных
пошлин на экспортную и импортную продукцию;
изменение режима ценообразования; меры,
направленные на изменение процентной
ставки на кредитные ресурсы и др. Может
быть предусмотрено также выделение государственных
средств (финансовых, материальных) на
создание новых рабочих мест, различные
формы государственной помощи предприятиям,
отраслям (льготное кредитование, государственные
заказы и т.д.) с целью активизации, увеличения
масштабов их хозяйственной деятельности
и, следовательно, увеличения численности
работников .
Технология разработки прогнозов
занятости предусматривает также использование
балансового метода. Органами управления
трудовыми ресурсами разрабатываются
сводные балансы трудовых ресурсов и рабочих
мест, которые в условиях рыночной экономики
по своему содержанию, методике составления
представляют собой балансы спроса и предложения
рабочей силы. Трудовые балансы составляются
на федеральном и региональных уровнях
и в совокупности образуют систему балансов,
посредством которой выявляются несоответствия
между количеством рабочих мест и наличием
работников по регионам и в масштабе страны
[20 стр. 45-68].
Прогноз развития рынка труда
Брянской области и на текущий (2004) год,
и на несколько последующих лет не сулит
кардинальных изменений. По-прежнему предполагается
медленное сокращение общей безработицы
и рост регистрируемой. Это значит,
что число клиентов службы занятости будет
увеличиваться, и это увеличение повлечет
за собой в дальнейшем рост объемов услуг.
На 1 января 2004 г. численность
зарегистрированных безработных по сравнению
с показателем на 1 января 2003 г. уменьшилась по области
на 535 человек и составила 12892. Однако если
Дятьковский, Клинцовский, Карачевский,
Дубровский, Унечский центры занятости
снизили численность безработных на 70
- 170 человек, то Стародубский, Почепский,
Бежицкий центры увеличили численность
безработных. О причинах таких результатов
шла речь на февральской коллегии Департамента
ФГСЗН.
Работа по развитию системы
профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения повышает эффективность
трудоустройства безработных граждан. Поэтому в 2004 г. будут
приняты меры по ее укреплению и улучшению
организационно-методической базы.
Достаточно стабильно развивается
система профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
безработных граждан и незанятого населения. Контрольные показатели
за 2003 г. выполнили все центры занятости
Брянской области.
В течение 2003 г. на реализацию
программы содействия занятости было
использовано 143,8 млн. рублей, в том числе:
- на мероприятия активной
политики занятости 12,9 млн. рублей;
- на материальную поддержку
безработных граждан 130,9 млн. рублей.
В течении прошлого года совершенствовалась
организация рассмотрения обращений граждан.
Активно практиковались выездные формы
приема граждан9.
Конкретные формы и объемы
работы, предстоящей Департаменту ФГСЗН
в 2004 г., четко сформулированы в программах
занятости населения, постановлении администрации
Брянской области «Об утверждении мероприятий
по реализации Концепции действий на рынке
труда Брянской области на 2003 - 2005 годы»,
принятом 15 октября 2003 г. №463. консолидация
усилий органов службы занятости, органов
исполнительной власти всех уровней и
работодателей на их выполнение позволит
сделать конкретные шаги на пути к цивилизованному
рынку труда.
Проблема безработицы молодежи Брянской области
Если вникнуть в суть безработицы,
то можно с сожалением утверждать: когда
трудовые ресурсы страны используются
не полностью, - экономическая система
функционирует неэффективно, следовательно,
не достигает границ своих производственных
возможностей, а значит, ни о каком
подъеме экономики в стране не может быть
и речи. Последствия безработицы ложатся
тяжелым бременем на все население страны,
нанося колоссальный ущерб жизненным
интересам людей и системе общественных
ценностей. Таким образом, высокий уровень
безработицы - одна из острейших проблем
современного общества, яркий и неоспоримый
показатель нестабильности экономики
страны .
Отдельный вопрос - занятость
молодежи. В новой социально-экономической
ситуации обостряется вопрос подготовки
экономически грамотного молодого
поколения вне зависимости от профессии,
способного самостоятельно решать жизненные
вопросы, быстро приспосабливаться к условиям
новой экономической системы, обладать
конкурентоспособностью на рынке труда.
Тем не менее, новоиспеченные современными
вузами молодые специалисты, так необходимые
стране, не находят своего покупателя
на рынке труда и вынуждены получать скромные
пособия или минимальную заработную плату
за использование своего труда не по специальности.
Молодежь - наиболее активный и перспективный
слой населения с точки зрения кадрового
резерва. Молодые люди легче приспосабливаются
и адаптируются в постоянно меняющихся
условиях современной рыночной экономики,
они легко обучаются, перспективней мыслят,
в них отсутствует консерватизм взглядов,
они мобильнее, любознательнее, целеустремленней,
часто образованнее, чем остальные слои
населения и, тем не менее, они наиболее
не востребованы (в силу своей некомпетентности,
отсутствия практических навыков и опыта,
завышенных амбиций и издержек современного
российского профобучения) на рынке рабочей
силы.
Возникает вопрос: если молодые
специалисты с высшим образованием не
могут применить свои знания с пользой
для государства на практике, что же говорить
о менее образованной молодежи, их вообще необходимо вычеркнуть
из списка претендентов на рабочие места?
Но ведь все молодые люди - это будущие
родители, которые должны уметь обеспечить
свои семьи необходимыми средствами к
существованию. Выходов из подобной ситуации
несколько, как правило, люди склонны выбирать
наиболее быстрые и доходные пути обогащения,
а в следствие, - повышение уровня криминогенной
напряженности в стране.
Вопросы занятости молодежи
актуальны не только для России и стран
с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран.
Решение проблемы занятости молодых специалистов
(особенно молодых специалистов с высшим
образованием) позволит не только поднять
экономику любой страны, вывести ее на
более высокий качественный уровень, но
и поднимет престиж государства в международных
масштабах .
В теории и практике по рассматриваемому
вопросу наметились следующие противоречия:
- возрастающая
потребность общества в специалистах
нового профиля с одной стороны
и - низкий спрос на молодых
специалистов - с другой стороны;
- высокий уровень
перспективности молодых специалистов
с высшим образованием с их
профессиональной практической
и психологической незрелостью;
- разрыв между
профессиональной подготовкой, предоставляемой
современными вузами и реальной
обстановкой, сложившейся на рынке труда;
- неоднократные
попытки современных ученых, экономистов
и политиков решить проблему
занятости и вывести страну
из «безработного» кризиса и,
тем не менее, высокий уровень
безработицы среди молодых специалистов
в любом современном государстве.
Уровень официально
зарегистрированной безработицы на начало
1999 года (с учетом работающих в режиме
неполной занятости и находящихся в отпусках
по инициативе администрации работников)
достигает более 20% экономически активного
населения. А если учесть такую особенность
национальной безработицы как - предельно
низкий процент зарегистрированных безработных,
станет понятным необходимость корректировки
данного показателя, естественно, в направлении
его увеличения.
Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный
гражданин - безработный!10
Это страшные цифры. Тем более, что основная
часть безработного населения формируется
из наиболее активной, образованной, динамичной,
перспективной прослойки населения - из
молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных
безработных, как в капиталистических
странах Европы, так и у нас в стране, составляет
молодежь в возрасте до 29 лет).
Подобная ситуация чревата самыми острыми
социально-экономическими последствиями
для современного общества. Не стоит говорить о том, что
безработица сама по себе является не
только индикатором экономической нестабильности
в стране, но и одной из самых глобальных
социально-экономических проблем современности.
С одной стороны, сужение источников доходов
семей при росте безработицы, вызывая
деградацию потребления, не может не стать
фактором обнищания населения, а стало
быть, и торможения экономического роста.
С другой стороны, слабая социальная защищенность
приводит к разочарованиям в жизни и как
крайний выход - к увеличению самоубийств.